г. Москва |
Дело N А40-53817/11-153-467 |
23 августа 2011 г. |
N 09АП-19397/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захарова СЛ,
судей: Якутова Э.В., Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "ПОС-ХОЛДИНГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2011 по делу N А40-53817/11-153-467, принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению Департамента здравоохранения города Москвы
к ООО "ПОС-ХОЛДИНГ"
(ОГРН, 1027739417716, 121351, г. Москва, Осенний бульвар, дом 8, корп. 1)
о привлечении к административной ответственности
при участии: от заявителя: Ярош А.В. по дов. от 04.02.2011
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ПОС-ХОЛДИНГ" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
Арбитражный суд города Москвы решением от 28.06.2011 удовлетворил заявленные требования Департамента и привлек ООО "ПОС-ХОЛДИНГ" к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей. При этом суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества вмененного ему административного правонарушения, а также соблюдение ответчиком процедуры и сроков привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого указывается на отсутствие вменяемого в вину административного правонарушения, поскольку в настоящее время, по мнению Общества, отсутствуют списки препаратов А и Б, в связи с чем, особые требования к хранению данных препаратов предъявляться не могут. Указывает, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.1999 N 472 "О перечне лекарственных средств списков А и Б" признан утратившим силу Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2010 N 380.
Протокольным определением апелляционного суда от 16.08.2011 отклонено ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя ввиду отсутствия уважительных причин.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, поскольку Обществом при осуществлении фармацевтической деятельности нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПОС-ХОЛДИНГ" выдана лицензия N 99-02-000401 сроком действия до 09.09.2014 на осуществление фармацевтической деятельности.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения города Москвы от 27.04.2011 N 331-р, Департаментом здравоохранения города Москвы 05.05.2011 проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечного пункта ООО "ПОС-ХОЛДИНГ", расположенного по адресу: 123060, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 32, о чем составлен акт от 05.05.2011 N 331.
06.05.2011 по факту выявленных нарушений в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении с участием полномочного представителя ООО "ПОС-ХОЛДИНГ", действующего на основании доверенности от 05.05.2011.
В связи с тем, что согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст.14.1 настоящего Кодекса, Департамент здравоохранения г.Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы.
Вопреки утверждениям заявителя в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), фармацевтической является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.07.2006 N 416) установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
При этом пунктом 5 названного Положения невыполнение лицензиатом вышеуказанного подпункта "г" отнесено к категории грубого нарушения лицензионных требований и условий.
Требования к хранению лекарственных средств установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств"
Согласно п. 12 указанных Правил хранения лекарственных средств, при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Согласно пункту 32 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 N 706н.
Согласно пункту 42 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных средств, организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 г. N 706н.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утверждены Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (далее -Правила), которые являются обязательными для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 1.2 Правил).
В силу п.п 6.11 названного Приказа, для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров.
Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку.
Как следует из акта проверки от 05.05.2011 и протокола об административном правонарушении от 06.05.2011Обществом нарушены требования:
п. "г" п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", а именно: в нарушение п.п. 12, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 N 706н, а именно на момент проверки в реализации находятся четыре ампулы лекарственного препарата "коштум" 10 мл серия 310881 срок годности до 03.2011; хранение осуществлялось в общей массе товара; лекарственные средства, требующие хранения при температуре не выше + 15 °С ("валерьяны экстракт" М 50 табл. Серия 2711010 - 7упаковок; "раствор салициловой кислоты" 2% 40 мл серия 170910 - 14 упаковок; "раствор салициловой кислоты" 1% 40 мл серия 191010 - 5 упаковок) хранились при температуре, превышающей+24°С; лекарственные препараты списка "Б" (согласно указанию на вторичной упаковке лекарственных средств), а именно: "лидокоин" 100 мг/мл 2 mlN 10 серия 430910 - 2 упаковки; "мелоксикам" 7,5 мг N 20 серия 20111 - 2 упаковки; "лидокоин" 5 мг/мл 5 mlN 10 серия 58101 - 3 упаковки; "новокаин" 5 мг/мл 5 ml N 10 серия 3971Л0 - 1 упаковка на момент проверки хранились в незапирающихся на ключ шкафах;
в нарушение п.п. 6.11 Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" на момент проверки на витрине имелась выкладка препаратов рецептурного отпуска, а именно "виагра" 50 мг 1 таб. Серия 9197204 - 1 упаковка; "сиаиос" 20 мг Ля 4 серия А671504 - 1 упаковка; "целестодерм - В с гарамицином" 30,0 серия OXNEZ02002.
Довод заявителя жалобы о том, что Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.1999 N 472 "О перечне лекарственных средств списков А и Б" признан утратившим силу Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2010 N 380, в связи с чем, к хранению названных препаратов не могут предъявляться особые требования, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным.
Такое утверждение заявителя апелляционной жалобы фактически означает отсутствие необходимости соблюдения аптечными организациями законодательно установленных правил хранения лекарственных средств, тогда как согласно п.п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется аптечными организациями имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность осуществляющими обращение лекарственных средств в соответствии с Правилами хранения лекарственных средств утвержденными соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития от 23.08.2010 N 706н такие Правила хранения лекарственных средств (далее Правила) утверждены. В п. 40 указанных Правил установлено, что хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав. При этом в п. 42 названных Правил установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата. Несоблюдение данных Правил ответчиком было выявлено в ходе проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также то, что у ответчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности из материалов дела не усматривается.
Довод заявителя жалобы о том, что ответственность за допущенное нарушение лежит на конкретном должностном лице ООО "ПОС-ХОЛДИНГ", несостоятелен.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства.
Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от его имени, следовательно, принимая на работу сотрудника, потребительское общество несет ответственность за его неправомерные действия.
При этом, как верно указано в решении суда первой инстанции, заключенный обществом с работником трудовой договор, договор материальной ответственности, а также составленная ООО "ПОС-ХОЛДИНГ" должностная инструкция, не является обстоятельством, исключающим вину юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является по существу правильным. Доводы же, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
руководствуясь ч.41 ст. 206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.06.2011 по делу N А40-53817/11-153-467 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53817/11-153-467
Истец: Департамент здравоохранения города Москвы
Ответчик: ООО "ПОС-ХОЛДИНГ"
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19397/11