Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 г. N 10АП-5753/11 (ключевые темы: размещение отходов - обращение с отходами - отходы производства и потребления - природопользование - 89-ФЗ)

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 г. N 10АП-5753/11

 

г. Москва

12 сентября 2011 г.

Дело N А41-45342/10

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2011 года

 

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мищенко Е.А.,

судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Зайцевой Н.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя (ИНН:503500059918, ОГРНИП:305503504699881): Суркова Л.М., по доверенности от 02.09.2011 N б/н, Башашина Л.Ю., по доверенности от 02.09.2011 N б/н,

от административного органа: не явились, извещены надлежащим образом,

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2011 по делу N А41-45342/10, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению индивидуального предпринимателя Слободы Виталия Михайловича (ИНН:503500059918, ОГРНИП:305503504699881) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, при участии в деле в качестве третьего лица Павлово-Посадской городской прокуратуры, об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Слобода Виталий Михайлович (далее - заявитель, ИП Слобода В.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее - департамент Росприроднадзора по ЦФО, государственный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания государственного органа от 24.11.2010 N 13-36/1842.

Решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный органа обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного органа не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанного лица о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Представители индивидуального предпринимателя против доводов апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:

Заместителем Павлово-Посадского городского прокурора Светловой Е.А. совместно с государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Щедриной Г.И. 07.10.2010 проведена проверка деятельности индивидуального предпримателя Слобода В.М. в части деятельности кафе "Слобода", расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, деревня Евсеево, дом 35-А, по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что Слобода В.М. осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства, а именно:

- в нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" не организован учет образования и движения отходов;

- в нарушение пункта 1 статьи 23 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06.1998 плата за размещение отходов не осуществляется;

- в нарушение пункта 1 статьи 26 Закона РФ N 89-ФЗ отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами.

По результатам проверки 07.10.2010 акт по результатам мероприятий по надзору (л.д.48, 49). Проверка проведена при участии Слобода В.М.

Заместителем Павлово-Посадского городского прокурора 11.10.2010 вынесены два постановления о возбуждении в отношении ИП Слобода В.М. дел об административных правонарушениях (л.д. 14-19), предусмотренных статьями 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановления о возбуждении административного производства и материалы проверки направлены для рассмотрения в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Государственным инспектором по охране природы департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу в отношении ИП Слобода В.М. вынесены постановления от 24.11.2010 N 13-35/2315 и N 13-35/2316 по делам об административных правонарушениях, которыми предприниматель признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и 3 000 рублей соответственно (л.д. 20-27). Постановления вынесены при участии Слобода В.М.

Также по результатам проверки департаментом Росприроднадзора по ЦФО о предписание от 24.11.2010 N 13-36/1842 об обязании устранения выявленных нарушений и выполнения обязательных мероприятий в срок до 01.03.2011(л.д.56, 57).

В соответствии с предписанием государственного органа предпринимателю необходимо выполнить следующее:

- во исполнение пункта 1 статьи 26 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" и пунктов 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и подтверждающие документы внесения платы за 2008-2010;

- во исполнение приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 представить порядок представления контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год, который представляется до 15.01.2011;

- во исполнение пункта 1 статьи 19 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" организовать учет образования и движения отходов.

Полагая, что указанное предписание нарушает права и законные интересы предпринимателя, так как незаконно возлагает обязанности по устранению нарушений, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Исходя из статьи 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 2 указанного Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно акту по результатам мероприятий по надзору от 07.10.2010 в части обращения с отходами производства и потребления отсутствует журнал учета движения отходов; договор на предоставление услуг по вывозу и размещению бытовых отходов производства и потребления от 07.04.2010 N 619/10 заключен с МУП "Жилой дом", согласно которому исполнитель (МУП "Жилой дом") оказывает заказчику (предприниматель) услуги по вывозу твердых бытовых отходов производства и потребления, относящиеся к 4-5 классу опасности и размещает их на полигоне ТБО "Быково", аналогичный договор был заключен предпринимателем на период 2009 года; производственный контроль в области обращения с отходами отсутствует; плата за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляется, расчеты платы не представлены (л.д.48-49).

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что предпринимателем осуществляется деятельность по содержанию кафе "Слобода", расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, д. Евсеево, д. 35А.

Из договора на предоставление услуг по вывозу и размещению бытовых отходов производства и потребления от 07.04.2010 N 619/10, заключенного предпринимателем (заказчик) с МУП "Жилой дом" (исполнитель) следует, что заказчик сдает, а исполнитель принимает твердые отходы производства и потребления 4-5 класса опасности и размещает их на полигоне ТБО "Быково" (лицензия от 02.05.2007 N ОТ-02-001254 (50) как неуплотненные отходы в объемах, предусмотренных настоящим договором. Объем отходов, принимаемых от заказчика, включается в общий лимит размещения отходов на полигоне, утверждаемый Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской области (л.д.28-30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ .

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о вынесении оспариваемого предписания в нарушение действующего законодательства. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 N 1752/11.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2011 по делу N А41-45342/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Е.А. Мищенко

 

Судьи

В.Ю. Бархатов
Е.Н. Виткалова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.