Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 г. N 01АП-5072/11 (ключевые темы: плата за негативное воздействие на окружающую среду - размещение отходов - загрязняющее вещество - природопользование - отходы производства и потребления)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 г. N 01АП-5072/11

 

г. Владимир

"26" сентября 2011 г.

Дело А79-3375/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2011.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.09.2011.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Протасова Ю.В., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.07.2011 по делу А79-3375/2011,

принятое судьей Щетинкиным А.В.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СтройМеталлОснастка" (ИНН 2124029239, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 5А) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 25 642 руб. 34 коп.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) установлено, что согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года, составленному обществом с ограниченной ответственностью "СтройМеталлОснастка" (далее - Общество), размер платы составил 32 642 руб. 34 коп., в том числе 00 руб. 61 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов, 31 574 руб. 60 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 1067 руб. 13 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления.

Управление направило в адрес Общества требование от 30.03.2011 N 54-2011 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 30 642 руб. 33 коп. в срок до 12.04.2011.

Поскольку Обществом в установленный законодательством срок обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в полном объеме не исполнена, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 25 642 руб. 34 коп.

Решением от 08.07.2011 суд удовлетворил заявленные Управлением требования в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 24 575 руб. 21 коп. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.

Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на нарушение судом норм материального права и просило решение суда первой инстанции изменить.

Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что Управлением не заявлялись требования о взыскании платы за размещение отходов производства и потребления за 1 квартал 2010 в сумме 1 067 руб. 13 коп., то есть судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований, которые не были заявлены.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как установлено судом по материалам дела, основным видом деятельности Общества является производство строительных металлических изделий. Доказательств того, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и получает прибыли от такой деятельности, Управление не представило.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для внесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1067 руб. 13 коп. в части размещения отходов производства и потребления.

Исходя из изложенного законный размер подлежащей перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду, с учетом представленного Обществом расчета за 4 квартал 2010 года, составляет 31 575 руб. 21 коп.

Из искового заявления Управления и заявления об уменьшении суммы иска (л.д.34) следует, что Обществом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 7000 руб. Доказательств оплаты остальной суммы задолженности по плате в дело не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с Общества в пользу Управления задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 24 575 руб. 21 коп.

С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.07.2011 по делу А79-3375/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

А.М. Гущина

 

Судьи

Ю.В. Протасов
Т.В. Москвичева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.