Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. N 17АП-9366/11 (ключевые темы: твердые бытовые отходы - жидкие бытовые отходы - класс опасности - размещение отходов - административные правонарушения)

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. N 17АП-9366/11

 

г. Пермь

18 октября 2011 г.

Дело N А71-6411/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.

судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.

при участии:

от заявителя Прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики: Демотко С.А., удостоверение, поручение от 21.09.2011,

от заинтересованного лица ООО "Удмуртская компания" (ОГРН 1061809013287, ИНН 1824910867): Виноградов А.Н., паспорт, протокол от 11.01.2011, Юскин О.Ю., паспорт, доверенность от 08.08.2011,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица ООО "Удмуртская компания"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 24 августа 2011 года по делу N А71-6411/2011,

принятое судьей Коковихиной Т.С.

по заявлению Прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики

к ООО "Удмуртская компания"

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Прокурор Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская компания" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.08.2011 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что Обществом с администрацией Якшур-Бодьинского района заключено соглашение на обслуживание территории свалки, при этом в перечень работ, выполняемых Обществом, не включены работы, на осуществление которых требуется получение лицензии. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали, указали на то, что Общество действовало в условиях крайней необходимости, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, полагает, что в действиях Общества доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения.

Представитель прокурора в судебном заседании просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 29.06.2011 прокуратурой Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики проверки установлено, что ООО "Удмуртская компания" на основании заключенных с администрацией муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" договора на выполнение работ по обслуживанию свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов от 31.12.2010 N 176/2010, муниципального контракта на оказание услуг по обслуживанию свалки ТБО и отстойника жидких бытовых отходов в 2011 году от 16.03.2011 N 24-2011 осуществляет обслуживание свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов, расположенной на 2 км тракта Якшур-Бодья - Старые Зятцы Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики без лицензии на осуществление такого вида деятельности.

В ходе проверки составлен протокол осмотра места происшествия от 29.06.2011 (л.д. 63-66), взяты объяснения у генерального директора Общества Виноградова А.Н. (л.д. 69), сторожей Князева Ю.Н., Перевозчиковой В.Л. (л.д. 67, 68).

По факту выявленных нарушений прокурором Якшур-Бодьинского района 30.06.2011 в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 10).

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ указанное постановление вместе с материалами проверки и соответствующим заявлением направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

В силу ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, систематизирован Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786.

В соответствии с вышеназванным Федеральным классификационным каталогом отходов, к непромышленным твердым отходам, являющиеся отходам 4-5 класса опасности, относятся в частности, - "отходы от жилищ" (код 911 000 00 00 00 0), которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности; - "отходы из жилищ несортированные" (911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности); - "отходы от жилищ крупногабаритные" (911 002 00 01 00 5, пятый класс опасности) и т.п.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов на объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет сбор, размещение твердых бытовых отходов на свалке, расположенной на 2 км тракта Якшур-Бодья - Старые Зятцы Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, не имея лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Так, судом установлено, что между Обществом и администрацией муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" заключен договор на выполнение работ по обслуживанию свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов от 31.12.2010 N 176/2010, предметом которого являются выполняемые Обществом работы по обслуживанию свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов. При этом в перечень таких работ включены работы по очистке от снега подъездных путей свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов, площадки выгрузки мусора, сгруживание твердых бытовых отходов с площадки выгрузки, очистка прилегающей территории от разлетающегося мусора, ликвидация очагов возгорания мусора на территории свалки (л.д. 13-14).

Согласно муниципальному контракту на оказание услуг по обслуживанию свалки ТБО и отстойника жидких бытовых отходов в 2011 году от 16.03.2011 N 24-2011 (л.д. 15-16), заключенному между Обществом и администрацией муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", Общество обязуется выполнять работы по обслуживанию свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов, расположенной на 2 км от с. Якшур-Бодья на дороге "Якшур-Бодья - Старые Зятцы" в соответствии с техническим задание (приложение N 1).

В соответствии с техническим заданием в содержание работ по названному муниципальному контракту входит, в том числе, сгруживание мусора на площадке выгрузки и размещение его на карте свалки, очистка прилегающей территории от разлетающегося мусора, предупреждение и тушение возгораний свалки ТБО, сбор образующегося фильтрата (л.д. 135).

Таким образом, работы осуществляемые Обществом, подпадают под установленные ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понятия работ по сбору и размещению отходов, на которые требуется соответствующая лицензия.

Согласно п. 3.1 муниципального контракта на оказание услуг по обслуживанию свалки ТБО и отстойника жидких бытовых отходов в 2011 году от 16.03.2011 N 24-2011 за выполнение перечисленных работ Общество получает оплату в размере 300 000 рублей, следовательно, осуществляемая Обществом деятельность по сбору и размещению отходов является предпринимательской.

Протоколом осмотра места происшествия от 29.06.2011 подтверждается размещение на указанной свалке бытового мусора, строительного мусора, люминесцентных ламп, относящихся к I - IV классу опасности.

Факт отсутствия у Общества лицензии на осуществление указанной деятельности подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 17.05.2011 N 01-0715/2384 (л.д. 71), пояснениями генерального директора Общества Виноградова А.Н. (л.д. 69).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества выразилась в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры по получению лицензии до начала осуществления деятельности по обращению с опасными отходами. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях Общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2011 вынесено в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Виноградова А.Н.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.7 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на протяжении достаточно длительного времени осуществления деятельности по сбору, размещению отходов (с 31.12.2010 по 30.06.2011) им предпринимались действия по получению соответствующей лицензии. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Общество заключило муниципальный контракт на обслуживание свалки ТБО и отстойника жидких бытовых отходов в результате размещения муниципального заказа путем запроса котировок, то есть добровольно обязалось исполнять указанные работы с целью получения прибыли, не имея соответствующей лицензии. Доказательств того, что угрожающая опасность причинения вреда охраняемым законом интересам общества или государства, не могла быть устранена иными средствами (например, в результате выполнения работ иным лицом, имеющим соответствующую лицензию) в материалах дела не имеется.

Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 августа 2011 года по делу N А71-6411/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская компания" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председательствующий

Н.В.Варакса

 

Судьи

О.Г.Грибиниченко
Л.Х.Риб

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.