Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2011 г. N 14АП-5859/11 (ключевые темы: образовательная деятельность - соискатель лицензии - получение лицензии - уведомление - положение о лицензировании)

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2011 г. N 14АП-5859/11

 

г. Вологда

26 октября 2011 г.

Дело N А13-2282/2011

 

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,

при участии от Департамента образования Вологодской области Щукиной И.И. по доверенности от 09.09.2011 N 05-02-14/5244, Кушева Н.К. по доверенности от 09.09.2011 N 05-02-14/5245, Мальцевой М.В. по доверенности от 01.09.2011 N 08-45/5004, от частного "Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Череповецкий политехнический колледж" директора Проскуриной В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 июля 2011 года по делу N А13-2282/2011 (судья Киров С.А.),

установил

частное "Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Череповецкий политехнический колледж" (ОГРН 1063500026336; далее - Учреждение, НОУ СПО "ЧеПК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту образования Вологодской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий по возврату заявления и приложенных к нему документов на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, выраженных в письме от 23.03.2011 N 285-п/05-02-14, а также возложении обязанности на ответчика совершить действия по приему заявления о лицензировании и приложений к нему для рассмотрения (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Решением суда от 25 июля 2011 года признаны не соответствующими Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и незаконными действия Департамента по возврату заявления и приложенных к нему документов на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, выраженные в письме от 23.03.2011 N 285-п/05-02-14.

Департамент в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывают, что действия Департамента по возврату документов на получение лицензии соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали права и законные интересы НОУ СПО "ЧеПК". Согласно почтовому уведомлению Учреждение получило уведомление об отказе в рассмотрении заявления и прилагаемых документов о предоставлении лицензии 22.12.2010, таким образом, течение предусмотренного пунктом 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174, двухмесячного срока для устранения нарушений следует считать с указанной даты. Ни законом Российской Федерации "Об образовании", ни Положением о лицензировании образовательной деятельности, ни Административным регламентом исполнения Департаментом образования Вологодской области государственной функции по лицензированию образовательных учреждений не предусмотрен конкретный срок и порядок для возврата не принятых к рассмотрению по существу документов по истечении установленного двухмесячного срока.

Представитель Учреждения в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 13.12.2010 Учреждение обратилось в Департамент с заявлением о проведении экспертизы и выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности, приложив пакет документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям.

В уведомлении от 16.12.2010 ответчик отказал в рассмотрении заявления и предложил в течение двух месяцев с даты получения настоящего уведомления привести в соответствие документы, оформленные с нарушением установленных требований, а также представить недостающие документы, указанные в приложении. В качестве приложения к указанному письму заявителю направлен перечень недостающих и оформленных с нарушением установленных требований документов.

Учреждение 01.02.2011 вновь направило заявление в Департамент вместе с недостающими документами.

По результатам рассмотрения данного сообщения ответчик 04.02.2011 направил в адрес соискателя запрос о приведении документов в соответствии с установленным требованиями и предоставлении недостающих документов, перечень которых приводит в приложении к данному запросу.

На данное письмо заявитель представил Департаменту образования Вологодской области возражения от 16.03.2011, в которых не согласился с позицией Департамента относительно присваиваемого квалификационного разряда электромонтера, с требованиями о наличии договоров о медицинском обслуживании, об организации питания, а также с необходимостью согласования программы профессиональной подготовки по профессии "Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" с Управлением по надзору за объектами нефтедобычи, переработки и магистрального трубопровода, по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" с управлением государственного строительного надзора, приложив к возражениям измененное заявление о выдаче лицензии и необходимые документы, указанные в запросе.

Кроме того, Учреждение 11.03.2011 обратилось в Департамент еще с одним заявлением о выдаче лицензии на новый срок, приложив необходимые документы.

В ответ на новое заявление ответчик 18.03.2011 направил запрос соискателю о предоставлении недостающих документов и оформление представленных документов в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании. При этом в данном запросе Департамент указал, что привести в соответствие документы, оформленные с нарушением установленных требований, а также представить недостающие документы, указанные в приложении, заявитель обязан в течении двух месяцев с даты получения уведомления.

Письмом от 23.03.2011 Департамент образования Вологодской области вернул Учреждению все документы, представленные заявителем с момента первоначального обращения (с 13.12.2010).

Полагая, что действия ответчика по возврату документов на получение лицензии не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, колледж обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 Закона об образовании).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33.1 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Таким образом, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение), действовавшим в момент подачи Учреждением заявлений и возврата документов, был установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.

На основании пункта 3 Положения о лицензировании лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (далее - лицензирующие органы).

Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензий и лицензиатов, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федерального лицензирующего органа), и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации (пункт 6 данного Положения).

В пунктах 8, 10 Положения о лицензировании приведены лицензионные требованиями и условия при осуществлении образовательной деятельности, а также перечень документов, представляемых в лицензирующий орган для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В силу пункта 15 этого же Положения заявление и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением (с описью вложения). Лицензирующий орган проводит проверку полноты и правильности оформления документов в течение 3 дней с даты их поступления.

В случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям настоящего Положения, лицензирующий орган в течение 5 дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. В случае если в течение 2 месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган, документы, представленные для получения лицензии, возвращаются соискателю лицензии.

Таким образом, в случае необходимости представления соискателем лицензии недостающих и (или) исправленных документов происходит увеличение периода времени от поступления документов в лицензирующий орган до принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (пункт 16 Положения о лицензировании).

Согласно пункту 17 указанного положения лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.

На основании вышеприведенных норм, заявление на получение лицензии проходит несколько стадий, в том числе проверку полноты представленных заявителем документов на получение лицензии, проверку полноты, достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. В рамках последней стадии проводится экспертиза представленных документов.

Положение о лицензировании действовало до 01.04.2011 и утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 утвердившего новое Положение о лицензировании образовательной деятельности.

Названное положение фактически содержит аналогичную процедуру рассмотрения заявления о получении лицензии на право образовательной деятельности.

В рассматриваемом случае Учреждение обратилось в Департамент с заявлениями о предоставлении лицензии на право образовательной деятельности от 13.12.2010, 01.02.2011, 11.03.2011, 16.03.2011. Из содержания заявлений от 01.02.2011, 11.03.2011, 16.03.2011 следует, что они являлись устранением недостатков первого заявления от 13.12.2010.

В ответ на первое заявление о проведении экспертизы и выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности ответчиком направлено НОУ СПО "ЧеПК" уведомление от 16.12.2010 об отказе в рассмотрении заявления и предложено в течение двух месяцев с даты получения настоящего уведомления привести в соответствие документы, оформленные с нарушением установленных требований, а также представить недостающие документы, указанные в приложении.

По смыслу положений пункта 15 Положения о лицензировании начало течения срока для устранения недостатков в представленных вместе с заявлением документов определяется моментом получения уведомления об имеющихся недостатках.

При этом, Положения о лицензировании (старое и новое) не содержат правил о продлении двухмесячного срока для исправления выявленных недостатков, что предполагает окончание процедуры их устранения и возврат документов по истечении данного срока.

Уведомление получено заявителем 22.12.2010. По истечении указанного двухмесячного срока заявление от 13.12.2010 и приложенные к нему документы НОУ СПО "ЧеПК" не возвращены. Ответчиком приняты к проверке новые заявления от 11.03.2011 и от 16.03.2011, которые дополняли ранее поданные заявления.

В ответ на заявления от 11.03.2011 и от 16.03.2011 Департаментом 18.03.2011 направлены запросы соискателю о предоставлении недостающих документов и оформление представленных документов в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании. В запросе указано привести в соответствии документы, оформленные с нарушением установленных требований, а также представить недостающие документы, указанные в приложении, заявитель обязан в течении двух месяцев с даты получения уведомления.

При таких обстоятельствах, поскольку двухмесячный срок для исправления недостатков в представленной в Департамент документации по уведомлению от 16.12.2010 истек, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный в письме от 18.03.2011 двухмесячный срок необходимо считать с даты получения указанного письма, а

не уведомления от 16.12.2010.

Направление Учреждению письма от 18.03.2011 с указанием о наличии двух месяцев для устранения недостатков в представленной документации, и возврат всех заявлений вместе с приложенными документами уже 23.03.2011 существенно нарушает права заявителя на дооформление документов и получение соответствующей лицензии.

Таким образом, Арбитражный суд Вологодской области обоснованно удовлетворил требования НОУ СПО "ЧеПК" о признании незаконными действий Департамента по возврату Учреждению заявления и приложенных к нему документов на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, выраженные в письме от 23.03.2011 N 285-п/05-02-14.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Учреждения заявитель просил возложить обязанность на ответчика совершить действия по приему заявления о лицензировании, а также подготовке и выдаче НОУ СПО "ЧеПК" на основании результатов экспертизы лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Апелляционный суд согласен с выводом Арбитражного суда Вологодской области о том, что устранение нарушений прав и законных интересов Учреждения подлежит со стадии приема заявления и проверки полноты представленных сведений и документов на получение лицензии на право занятия образовательной деятельностью, поскольку большинство нарушений, выявленных Департаментом в заявлениях НОУ СПО "ЧеПК" и представленных документах нашли свое подтверждение

Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 июля 2011 года по делу N А13-2282/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Вологодской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Т.В. Виноградова

 

Судьи

О.Ю. Пестерева
О.А. Тарасова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.