Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121
"Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"

 

В соответствии со ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383), Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 г. N 5151-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1 ст.4) и во исполнение Положения о Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (утверждено Министерством транспорта Российской Федерации 19.07.95 г. N ССВТ 01-95*) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".

2. Статс-секретарю - заместителю директора ФСВТ России К.К.Руппелю направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

 

Директор

В.И.Андреев

 

------------------------------

* Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15.02.96 г. N 1031.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2000 г.

Регистрационный N 2369

 

Федеральные авиационные правила
"Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов"
(утв. и введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121)

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации (далее - Правила), разработаны в соответствии с действующими и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов, Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (далее - ССВТ).

1.2. Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:

- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

1.3. Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:

- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

- орнитологическое обеспечение;

- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

- обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

- обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.

1.4. Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Заявитель).

1.5. Сертификация полностью проводится аккредитованными в установленном порядке Органом по сертификации аэропортов (далее - ОСА) и региональными органами по сертификации Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации на соответствие настоящим требованиям.

1.6. Действие Сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены изменения Органом, выдавшим этот документ, в порядке установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

1.7. Действие Сертификата соответствия может быть отменено решением выдавшего его Органа по сертификации в порядке установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.

1.8. Проведение обязательной сертификации деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.

1.9. Осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.

1.10. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, кроме уже указанных, используются следующие термины, определения и сокращения:

- Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

- Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

- Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

- Деятельность, осуществляемая юридическими лицами по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов, далее по тексту - "аэропортовая деятельность".

- Комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, далее по тексту - "аэродромное обеспечение".

- Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированного юридического лица установленным требованиям.

1.11. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.

2. Требования, предъявляемые к Заявителю

 

2.1. Требования к организационной структуре;

2.1.1. Для осуществления аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов Заявитель должен иметь в своей структуре аэродромную службу и службу спецтранспорта.

Состав и название указанных служб могут изменяться в зависимости от организационной структуры аэропорта Заявителя.

2.1.2. Статус, организация и управление функциональной деятельностью служб, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должны быть определены:

уставом и другими документами, предусмотренными для юридического лица;

организационной структурой Заявителя, утвержденной в установленном порядке;

положениями о службах, утвержденными в установленном порядке;

штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке.

2.1.3. Положения о службах должны содержать:

общие положения, отражающие статус, назначение и подчиненность службы в соответствии с уставом и организационной структурой Заявителя;

функции службы, включающие перечень работ выполняемых службой в соответствии с возложенными на нее задачами;

нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность службы;

структуру службы, в которой должны быть указаны все подразделения, входящие в состав службы, их подчиненность и функциональное назначение.

2.1.4. Структура подразделений Заявителя, занимающихся аэродромным обеспечением, должна состоять из администрации, эксплуатационных участков, где группируются по технологическим признакам персонал и спецмашины, ремонтной мастерской для проведения технического обслуживания и ремонта спецмашин.

Ремонтная мастерская должна состоять из ремонтных участков, которые должны быть оснащены оборудованием в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и ремонта спецмашин.

2.2. Требования к функциональной деятельности

2.2.1. Функциональная деятельность Заявителя должна осуществляться согласно утвержденному руководителем Заявителя плану мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома, табеля выделения спецмашин и механизмов, разрабатываемого с учетом объема выполняемых работ, который должен составляться два раза в год на осенне-зимний период и весенне-летний период.

2.2.2. План мероприятий должен включать:

объемы работ на планируемый период;

способы и сроки выполнения работ;

расчетные значения потребной численности личного состава на планируемый объем работ;

расчетные значения количества машин и механизмов, материалов и топлива для содержания и ремонта летного поля.

2.2.3. Обеспечение спецмашинами других служб (подразделений) Заявителя должно производиться согласно плану распределения (табеля выделения), разрабатываемого с учетом объема выполняемых работ и утвержденного его руководителем. Выделение спецмашин для хозяйственных нужд должно осуществляется на основании заявок соответствующих служб.

2.2.4. Заявитель должен иметь на текущий год план подготовки к осенне-зимнему периоду (весенне-летнему периоду), который должен утверждаться руководителем Заявителя и содержать перечень планируемых мероприятий, сроки их выполнения, ответственных лиц и отметку о выполнении мероприятий.

2.2.5. Для учета производственной деятельности подразделения Заявителя должны иметь:

- журнал учета и контроля выполняемых работ;

- журнал выхода спецмашин на линию;

- журнал учета наработки (пробега) спецмашин.

2.2.6. Заявитель должен иметь утвержденный руководителем организации документ о фактических данных элементов летного поля с указанием типа, размеров и очередности очистки элементов аэродрома, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади.

2.2.7. Заявитель должен иметь альбом технологических карт выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту аэродромных покрытий, содержащих информацию по используемым методам и средствам.

2.2.8. Технология работы по аэродромному обеспечению полетов должна соответствовать положениям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов и руководству по эксплуатации гражданских аэродромов.

2.2.9. Для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту искусственных покрытий допускается использование только сертифицированных материалов.

2.2.10. В службах, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должна быть отработана схема взаимодействия эксплуатационных участков, ремонтной мастерской, персонала между собой.

2.2.11. Взаимодействие служб Заявителя с другими службами аэропорта должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем аэропорта технологией взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты (далее - технология взаимодействия).

На аэродромах совместного базирования технология взаимодействия утверждается совместно руководителями секторов гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации.

Изменения и дополнения в технологию взаимодействия в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, вносятся до 1 октября каждого года и утверждается приказом по аэропорту.

2.2.12. Управление производственной деятельностью и схема взаимодействия служб, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, между собой и с другими службами должны обеспечивать выполнение основных правил безопасности и регулярности полетов воздушных судов, исключать случаи повреждения воздушных судов на земле при техническом обслуживании воздушных судов, эксплуатационном содержании аэродрома, выполнении транспортных работ в аэропорту.

2.2.13. Технология взаимодействия должна содержать:

указание должностного лица, определяющего готовность аэродрома к полетам, разрешающего и запрещающего прием и выпуск воздушных судов;

требования к проведению работ на летном поле;

требования при выезде транспортных средств на летные полосы, рулежные дорожки и другие рабочие площади;

требования при выполнении работ на аэродроме сторонними организациями;

обязанности ответственных должностных лиц, обеспечивающих выполнение полетов, до начала проведения работ, в процессе выполнения работ, после выполнения работ на летном поле;

требования при замере коэффициента сцепления;

инструкцию по ведению журнала учета состояния летного поля;

позывные абонентов;

позывные аэродромных машин, назначаемые в соответствии с их типом и гаражным номером;

фразеология радиообмена между абонентами и аэродромной службой;

порядок вызова и ответа на вызов;

действия при отказе радиосвязи.

2.2.14. Выбор метода организации работы водителей осуществляется в зависимости от конкретных условий, характера и объемов работы аэропорта.

2.2.15. Организация работы спецмашин при эксплуатационном содержании аэродрома должна соответствовать требованиям руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, технологических карт проведения работ.

2.2.16. Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов, должны соответствовать требованиям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденную приказом Минтранса РФ от 13 июля 2006 г. N 82

2.2.17. Должна быть разработана схема расстановки и организация движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

2.2.18. Распоряжением начальника соответствующей службы Заявителя должны быть установлены Правила внутреннего распорядка, которые определяют порядок:

обеспечения сохранности спецмашин, зданий, оборудования и имущества;

допуска личного состава на территорию службы и к стоянкам спецмашин;

выезда на линию и возвращения спецмашин;

организации работы на летном поле, в ремонтно-профилактической зоне и складах;

вывод личного состава и спецмашин с территории службы в случае стихийных бедствий.

2.2.19. В службах должны быть организованы контроль и регистрация выхода спецмашин на линию.

2.3. Требования к наличию зданий и сооружений

2.3.1. Для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд Заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и должно иметь в пользование на весь срок сертифицируемой деятельности.

административно-бытовыми зданиями;

производственными помещениями для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;

закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;

открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;

закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;

зоной консервации;

контрольно-пропускным пунктом;

площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;

пунктом чистки и мойки техники;

площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;

очистными сооружениями;

автозаправочной станцией;

площадкой для мусоросборников.

2.3.2. Здания и сооружения должны быть оборудованы в соответствии со следующими требованиями:

2.3.2.1. Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:

рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности Заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;

комнаты разборов и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами;

комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;

санитарно-бытовые помещения.

2.3.2.2. Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, а также иметь помещение для их хранения.

2.3.2.3. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря.

Склад для химического реагента должен быть сухим, не отапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости - дробления химического реагента и его загрузку в распределитель.

Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон.

Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей должны иметь вентиляцию и отвечать требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них.

Помещение для травосмесей должно обеспечивать их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян.

2.3.2.4. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов должны быть оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий.

2.3.2.5. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта должны иметь твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку. Должны быть установлены указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения должны быть ограждены или их границы обозначены предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.

2.4. Требования к наличию спецавтотранспорта и средств механизации

2.4.1. Заявитель должен быть оснащен спецавтотранспортом и средствами механизации в соответствии с функциональной деятельностью.

2.4.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации:

 

для зимнего содержания аэродрома

 

роторные снегоочистители;

тепловые и ветровые машины;

комбинированные (универсальные) с плужным, щеточным и поливомоечным оборудованием;

машины для очистки от снега посадочных огней;

машины для распределения химреагентов;

пескоразбрасыватели;

оборудование для определения коэффициента сцепления;

аэродромные передвижные электроагрегаты;

 

для летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий

 

поливомоечные машины;

тракторы с косилками;

маркировочные машины;

электромагнитные очистители;

разбрасыватели минеральных удобрений;

катки самоходные (прицепные) для уплотнения грунтовой части летного поля;

оборудование для очистки и заливки швов;

оборудование для восстановления дефектных участков покрытия;

 

для обеспечения хозяйственной деятельности

 

автогрейдеры (прицепные грейдеры);

бульдозеры;

экскаваторы;

автокраны;

тракторы вспомогательные;

автосамосвалы;

грузовые и легковые автомобили;

автобусы;

2.4.3. Спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации на аэродроме и за его пределами, должен состоять на учете в соответствующих государственных органах.

2.4.4. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающие на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с установленными ГОСТами.

2.4.5. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежной дорожки, в соответствии с руководством по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов, должны быть оборудованы габаритными и проблесковым огнями, радиостанцией внутри аэропортовой связи, буксировочным устройством, средствами пожаротушения.

2.4.6. Спецавтотранспорт и средства механизации, работающие в аэропорту, должны быть сертифицированы или приняты на оснащение в гражданской авиации.

2.5. Требования к наличию материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома

2.5.1. Заявитель должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

2.5.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий:

эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий;

эмали для маркировки переносных маркировочных знаков;

мастики для герметизации швов;

антигололедные реагенты;

быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

2.6. Требования к квалификации персонала

2.6.1. Заявитель должен иметь квалифицированный персонал в количестве, необходимом для выполнения функций по аэродромному обеспечению полетов.

2.6.2. На каждого сотрудника службы Заявителя должна быть разработана должностная инструкция с учетом возложенных на него функций, утвержденная руководителем (заместителем руководителя) Заявителя. Должностные инструкции должны отражать основные обязанности и квалификационные требования к персоналу, рекомендованные квалификационным справочником, утвержденным в установленном порядке:

наличие высшего или среднего специального образования;

наличие необходимых квалификационных документов, удостоверений, дипломов, свидетельств, дающих право осуществлять деятельность по аэродромному обеспечению полетов;

знание правовой и нормативно-технической документации;

наличие опыта работы по сертифицируемой деятельности.

2.6.3. Обеспечение подготовки (переподготовки, технической учебы, переучивания) сотрудников должно осуществляться в соответствии с утвержденным руководителем организации Заявителя планом на календарный год.

2.6.4. Допуск к работе персонала должен быть оформлен приказом руководителя организации Заявителя.

2.7. Требования к метрологическому обеспечению Заявителя

2.7.1. Метрологический контроль и поверка средств измерений и контрольно-измерительных приборов, имеющихся у Заявителя, в том числе на транспортных средствах и механизмах, должны производиться только в организациях (подразделениях), имеющих соответствующие разрешения на выполнение этих работ.

2.7.2. У Заявителя должен быть соответствующий документ, устанавливающий права, обязанности и ответственность Заявителя и метрологического органа по вопросам контроля и поверки средств измерений и контрольно-измерительных приборов.

2.7.3. Для практического осуществления мероприятий и проведения работ по метрологическому обеспечению распоряжением руководителя Заявителя назначаются лица, ответственные за метрологическое измерение из числа квалифицированных специалистов, прошедших курс обучения в области метрологии.

2.7.4. В своей деятельности лица, ответственные за метрологическое обеспечение, должны руководствоваться соответствующими нормативными актами.

2.8. Требования к наличию нормативной правовой и справочной документации

2.8.1. В своей деятельности Заявитель должен руководствоваться и иметь у себя в наличии нормативные, правовые и организационно-распорядительные документы или выписки из них, в части касающейся деятельности по аэродромному обеспечению полетов, в соответствии с перечнем, установленным руководящим органом ССВТ.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2000 г.

Регистрационный N 2369


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 сентября 2000 г., N 36, в "Российской газете" от 20 сентября 2000 г., N 181, в приложении к "Российской газете" 2001 г., N 1


Приказом Минтранса России от 15 марта 2017 г. N 102 настоящий приказ признан не подлежащим применению


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минтранса РФ от 27 октября 2011 г. N 274

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Минтранса РФ от 7 сентября 2007 г. N 133

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа