Заключение Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва
от 26 июня 2007 г. к N вн 3.24-13/608
на проект федерального закона N 413372-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О взаимном страховании"
Рассмотрев проект федерального закона N 413372-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О взаимном страховании", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, А.П. Ковалем, К.Б. Шипуновым, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
В представленном законопроекте устанавливается порядок лицензирования деятельности обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов. Это связано с тем, что общества взаимного страхования, страхующие исключительно своих членов, являются некоммерческими организациями и, таким образом, их деятельность имеет ряд принципиальных отличий от деятельности коммерческих страховщиков, что не учитывается в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" при установлении порядка лицензирования для страховщиков.
В частности, общества взаимного страхования, являющиеся некоммерческими организациями, не должны формировать уставной капитал, а следовательно, и представлять информацию о его размере при подаче документов в орган страхового надзора для получения лицензии.
Кроме того, платежеспособность указанных обществ обеспечивается не только страховыми резервами, но и механизмом целевых платежей. Так, при нехватке средств для покрытия убытков члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность, означающую распределение ущерба среди членов общества на пропорциональной основе, что обеспечивает реальную страховую защиту его членов.
Указанные особенности некоммерческих обществ взаимного страхования предопределяют упрощенный порядок лицензирования указанных обществ. При этом предполагается, что для осуществления своей деятельности указанные общества должны будут получать единую лицензию на осуществление взаимного страхования.
Считаем, что вносимые изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" позволяют ликвидировать возникший правовой пробел в части лицензирования некоммерческих обществ взаимного страхования.
В то же время к законопроекту имеется ряд замечаний.
Несмотря на то, что законопроектом предлагается установить выдачу единой лицензии на осуществления взаимного страхования некоммерческих обществ взаимного страхования, считаем необходимым внести изменения в предлагаемый законопроектом перечень документов, представляемых в орган страхового надзора для получения лицензии. Указанный перечень должен включать правила страхования по видам страхования, которыми предполагает заниматься указанное общество и которые внесены в устав указанного общества. При этом в случае, если указанное общество внесет изменение в устав в части видов страхования, которыми они предполагают заниматься, оно должно будет направить в орган страхового надзора правила страхования на новый вид страхования в уведомительном порядке.
Необходимо также дополнить законопроект нормами, регулирующими процесс реорганизации общества взаимного страхования в части прекращения действия лицензии у вновь образованного юридического лица.
Кроме того, учитывая правоприменительную практику, необходимо уточнить соотношение понятий страховщик, страховая организация, общества взаимного страхования, осуществляющие страхование исключительно своих членов и общества взаимного страхования, осуществляющие наряду со взаимным страхованием своих членов страхование имущественных интересов лиц, не являющихся членами указанного общества.
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам считает, что вышеуказанные замечания могут быть устранены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению, и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.