Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2011 г. N 06АП-5053/11 (ключевые темы: водоканал - обращение с отходами - класс опасности - нормативы образования отходов и лимитов - опасные отходы)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2011 г. N 06АП-5053/11

 

г. Хабаровск

 

25 ноября 2011 г.

А16-505/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2011 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Швец Е.А.

судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в заседании:

от Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан": представитель не явился;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области: Асанов Николай Васильевич, представитель по доверенности от 17.01.2011 N 1; Балабин Егор Иванович, представитель по доверенности от 30.09.2011 N 8;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан"

на решение от 11.10.2011

по делу N А16-505/2011

Арбитражного суда Еврейской автономной области

принятое судьей Столбовой С.К.

по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области

об оспаривании постановлений от 26.05.2011 N N 41, 42, от 01.06.2011 N 43 о назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 26.05.2011 N N 41, 42, от 01.06.2011 N 43 о назначении административного наказания.

Поскольку имело место составление трех протоколов по делам об административном правонарушении и вынесение трех постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям 8.2, 8.5, 8.13 КоАП РФ судом на основании части 3 статьи 130 АПК РФ признано эффективным раздельное рассмотрение требований. В этой связи определением суда от 30 июня 2011 выделены в отдельные производства требования о признании незаконными и отмене постановлений N 41 от 26.05.2011, N 42 от 26.05.2011, N 43 от 01.06.2011 на каждое требование в отдельности.

Определением от 26.07.2011 производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Шестым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы по делу N А16-419/2011.

В связи с устранением обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления, определением от 29.08.2011 арбитражный суд возобновил производство по делу.

Решением суда от 11.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения предприятием административных правонарушений и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, МУП "Водоканал" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

МУП "Водоканал" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.

Управление Росприроднадзора в представленном отзыве, его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в связи обращениями прокуратуры города Биробиджана от 05.04.2011, отдела водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления по ЕАО от 07.04.2011, и на основании приказа Управления Росприроднадзора от 08.04.2011 N 71 в период с 12.04.2011 по 11.05.2011 административным органом проведена проверка МУП "Водоканал", в ходе которой установлены нарушения предприятием обязательных требований: в области охраны окружающей среды, в области охраны недр, в области охраны водных объектов, что зафиксировано актом проверки от 13.05.2011 N37.

По результатам проверки 13.05.2011 был составлен протокол об административном правонарушении N 03992, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды.

МУП "Водоканал" осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы при отсутствии согласований нормативов образования и лимитов на их размещение (статья 18 Закона);

отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности (ртутные отработанные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки) (статья 14 Закона);

отсутствует специалист, допущенный к обращению с отходами 1 -4 класса опасности (статья 15 Закона); деятельность осуществляется в отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке опасных отходов (статья 9 Закона);

не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (статья 19 Закона);

не проводится мониторинг состояния окружающее среды на объектах размещения отходов;

26.05.2011 административным органом вынесено Постановление N 41, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 1 00 000 рублей. Одновременно на основании акта проверки приняты постановление N 42 о привлечении МУП "Водоканал" к ответственности по статье 8.5 КоАП РФ; постановление N 43 о привлечении МУП "Водоканал" к ответственности по части 4 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов.

Не согласившись с постановлением от 26.05.2011 N 41 МУП "Водоканал" обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии со статьей 18 Закона об отходах производства в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, согласно которым (пункт 4) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа с приложением заявления и документов, указанных в пункте 7 названных Правил.

Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для предприятия, непосредственно осуществляющего деятельность в области обращения с отходами; проект указанных нормативов и лимитов подается в уполномоченный орган от имени такого предприятия; решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выносится уполномоченным органом в отношении такого предприятия, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются также в отношении этого предприятия, которое несет ответственность за предоставление достоверной информации о своей деятельности в области обращения с опасными отходами.

Обязанность лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, получать лимит на их размещение, вести раздельный учет и сбор разных отходов и проводить их инвентаризацию возникает в результате экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

МУП "Водоканал" получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов 1-4 класса опасности N 71-ОТ-000018, срок действия которой истек 14.04.2010. Вместе с тем, в нарушение приведенного законодательства не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, МУП "Водоканал" осуществляет услуги по вывозу жидких отходов 4 класса опасности для предприятий ОГОБУ "Детский дом N 5" и ООО "Пашково-2". Данный вид отходов не учтен, не определен его класс опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (статья 19 Закона об отходах производства).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Из материалов административного дела следует и заявителем не отрицается, что в результате осуществления предприятием хозяйственной деятельности паспорта на опасные отходы отсутствуют. МУП "Водоканал" представлены в управление на согласование паспорта опасных отходов. По представленным паспортам направлены замечания 11.03.2011, на момент проверки согласованных паспортов не имеется.

Кроме того, МУП "Водоканал" не назначен специалист, допущенный к обращению с отходами 1-4 класса опасности, прошедший профподготовку. Предприятие не представило документов (сертификаты, свидетельства), подтверждающих право работников на работы с отходами I - IV класса опасности, что в силу статьи 15 Закона об отходах производства и подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, свидетельствует о несоблюдении заявителем лицензионных требований. Таким образом, ответчик в нарушение требования статьи 15 ФЗ Закона об отходах производства допустил лиц, не обладающих специальными знаниями по безопасному обращению с отходами, представляющими угрозу окружающей среде и здоровью человека.

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Из смысла статьи 17 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Из материалов дела видно, что от осуществляемого МУП "Водоканал" основного хозяйственного вида деятельности - образуются отходы с 1 по 5 класс опасности, в том числе ртутные лампы, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные. Передача отходов 1-4 класса опасности может осуществляться только предприятием, имеющим лицензию. Предприятие передало отходы ИП Ольховик P.P., не имеющему лицензии. Копии договоров о передаче остальных отходов другим хозяйствующим субъектам не представлены.

Грубых нарушений административным органом требований к проведению проверки, влекущим недействительность ее результатов, судом не установлено

Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о доказанности факта совершения предприятием административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Росприроднадзора от 26.05.2011 N 41.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.10.2011 по делу N А16-505/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

 

Председательствующий

Е.А. Швец

 

Судьи

И.И. Балинская
Е.Г. Харьковская

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.