Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2011 г. N 17АП-11264/11 (ключевые темы: скважина - размещение отходов - площадки - отходы производства и потребления - отходы бурения)

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2011 г. N 17АП-11264/11

 

г. Пермь

 

13 декабря 2011 г.

Дело N А71-5892/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2011 года.

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,

судей Варакса Н.В., Осиповой С. П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М. В.

при участии:

от заявителя закрытого акционерного общества "Удмуртнефть-Бурение" (ОГРН 1021801589040, ИНН 1834021289): Холмогорова Г. И., паспорт, доверенность от 20.01.2011; Москвин С. Г., паспорт, доверенность от 01.07.2011;

от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 16 сентября 2011 года

по делу N А71-5892/2011,

принятое судьей Кудрявцевым М. Н.,

по заявлению закрытого акционерного общества "Удмуртнефть-Бурение"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике

о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний,

установил:

Закрытое акционерное общество "Удмуртнефть-Бурение" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 06.06.2011 N N 05-210/Пс, 05-211/Пс, 05-212/Пс, 05-213/Пс, 05-214/Пс, 05-215/Пс о назначении административных наказаний, в соответствии с которыми заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждому постановлению.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2011 года) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принятый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

Административный орган не согласен с выводами суда первой инстанции. Отмечает, что заявитель осуществляет утилизацию буровых шламов согласно проектным решениям, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности общество не имеет. Считает, что заявитель осуществляет хранение отходов бурения, т.к. максимальный срок (не более чем шесть месяцев) их накопления истек. При этом со ссылкой на абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указывает, что хранение отходов - это размещение, являющееся одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В этой связи указывает на отсутствие необходимого заключения экологической экспертизы федерального уровня. Считает, что в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов бурения, заявитель как пользователь шламовых амбаров, обязан был представить сведения в Управление, для включения конкретного объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Считает, что состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ в действиях общества доказан.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы. До начала рассмотрения настоящего дела от управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В обоснование доводов письменного отзыва указывает на недоказанность в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения. Отмечает, что заявитель действовал согласно заключенным с заказчиком договорам и рабочим проектам строительства скважин. При этом согласно проекту шламовый амбар не является объектом размещения отходов, ликвидация шламового амбара является неотъемлемой частью процесса технической рекультивации кустовой площадки, следовательно, рабочая проектная документация не подлежит государственной экологической экспертизе. Ссылаются на то, что факт ликвидации амбаров подтверждается актами сдачи кустовых площадок по окончании работ по строительству скважин заказчику, представленными в материалы дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Отмечают, что доказательств того, что общество размещало буровой шлам в шламовых амбарах и что шламовые амбары являются не объектами временного накопления отходов, а местами размещения административным органом не представлено.

Законность и обоснованность решения проверена арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела с 01.03.2011 по 01.05.2011 Управлением было проведено административное расследование в отношении общества, основанием для проведения которого, согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.03.2011 (т. 1 л.д. 42-45) послужила проверка полноты начисления заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года.

В ходе проведения расследования выявлены нарушения положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N89-ФЗ), в части нарушения запрета на размещение отходов в местах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Федеральный закон N7-ФЗ) в части нарушения обязанности размещать отходы способами безопасными для окружающей среды.

23.05.2011 составлены протоколы об административных правонарушениях N N 05-210/Пр (т. 11 л.д. 2), 05-211/Пр (т. 4 л.д. 9), 05-212/Пр (т. 10 л.д. 31), 05-213/Пр (т. 2 л.д. 9), 05-214/Пр (т. 7 л.д. 14), 05-215/Пр (т. 8 л.д. 112), 06.06.2011 рассмотрены административные дела и вынесены постановления о назначении административных наказаний NN 05-210/Пс (т. 5 л.д. 16), 05-211/Пс (т. 3 л.д. 16), 05-212/Пс (т. 10 л.д. 24), 05-213/Пс (т. 1 л.д. 16), 05-214/Пс (т. 6 л.д. 16), N 05-215/Пс (т. 8 л.д. 16) в соответствии с которыми общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности и ему назначены наказания в виде взыскания штрафа 100 000 руб.

Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в связи со следующим.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом N 89-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона N7-ФЗ предусмотрено, что требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона N7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ при обращении с отходами производства и потребления сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3, 5, 3, 7 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

По смыслу приведенных норм неисполнение требований Федерального закона N 7-ФЗ и Федерального закона N 89-ФЗ образует объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно постановлениям управления от 06.06.2011 N N 05-210/Пс, 05-211/Пс, 05-212/Пс, 05-213/Пс, 05-214/Пс, N 05-215/Пс в вину обществу вменено совершение правонарушений по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что обществом произведено размещение отходов бурения в связи с истечением шестимесячного срока накопления (временного хранения) отходов бурения; объекты размещения отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов; отсутствует положительное заключение экологической экспертизы федерального уровня; не были приняты меры по осуществлению утилизации буровых отходов.

Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.03 N 80 требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Далее, пункт 3.10 этих Правил установил, что малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

Согласно п. 4.4 объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.

Выбор участка в соответствии с п. 4.5 для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками.

Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ утвердило 28.04.2004 N 20-2-13/191 Инструкцию по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше (далее - Инструкция).

Данная Инструкция устанавливает правила выполнения требований, направленных на предотвращение (снижение) вредного воздействия строительства скважин на окружающую среду, в процессе разработки проектной документации и на всех этапах строительства, включая проведение подготовительных и вышкомонтажных работ, бурение, испытание (освоение), а также ликвидацию и консервацию скважин, контроль за состоянием окружающей среды.

Согласно п. 1.4. Инструкции мероприятия по охране окружающей среды предусматриваются: в лицензии на использование недр, в рабочих проектах на строительство скважин, в перспективных и годовых планах по охране окружающей среды производственных объединений и предприятий.

Проектная документация по выбору площадки строительства скважин должна соответствовать требованиям государственных служб контроля и надзора за состоянием природной среды, санитарно-эпидемиологической службы, основного землепользователя и органов местного самоуправления.

Выбор площадки под буровую скважину (куст скважин) производится на основании результатов инженерно-геологических, геокриологических, гидрогеологических, геоэкологических и других исследований, полнота и достаточность материалов изученности для проектирования, а также необходимость проведения дополнительных изысканий в процессе выбора площадок и выдачи технического задания на их проведение определяются проектирующей организацией в соответствии с требованиями природоохранных нормативных документов.

Ответственность за выбор площадки, подготовку необходимых материалов и полноту намечаемых решений несет заказчик проекта.

Рабочий проект на строительство скважин должен содержать план-схему обустройства земельного участка с расположением инженерных сетей (водопровода, электросети, дорог), бурового и вспомогательного оборудования, бытовых и других помещений, мест сбора отходов бурения (шламовых амбаров), мест снятия и хранения плодородного слоя почвы и места складирования бытовых отходов. В рабочем проекте должны быть представлены данные о путях естественной миграции веществ (поверхностной и почвенно-грунтовой) в пределах земельного отвода с целью разработки мероприятий по предотвращению распространения загрязнителей за пределы буровой площадки.

Для исключения попадания отходов бурения на территорию буровой площадки и миграции токсичных веществ в природные объекты должна предусматриваться инженерная система организованного их сбора, хранения, обезвреживания, а также гидроизоляция технологических площадок.

Строительство амбаров допускается только на тех территориях, где невозможно (по климатическим, географическим, экономическим условиям) утилизировать, вывозить отходы бурения на специальные полигоны. В тех случаях, когда строительство скважин ведется в особо охраняемых природных зонах, необходимо применять безамбарный способ бурения, т.е. отходы бурения собирать в металлические емкости и вывозить на специальные полигоны на захоронение или регенерацию (утилизацию) с целью дальнейшего использования.

После окончания бурения, освоения (испытания) скважин и демонтажа оборудования исполнитель должен вести работы по восстановлению земельного участка в соответствии с проектными решениями. Производить рекультивация земель.

На все стадии строительства скважин разрабатываются природоохранные мероприятия, охватывающие все объекты природной среды.

Строительство накопительных амбаров или установка емкостей, обеспечивающих раздельный сбор отходов бурения и продуктов испытания скважин, осуществляется по их видам.

Обезвреживание отработанных буровых растворов и шлака может производиться термическим методом, отверждением, химической нейтрализацией с последующим отверждением.

Выбор метода в каждом конкретном случае производится в зависимости от опасности отходов и необходимых способов их обезвреживания, обеспечивающих охрану окружающей среды.

При ликвидации шламовых амбаров обезвреженные отходы бурения засыпаются грунтом. На поверхность участка, наносится плодородный слой почвы, где он был снят.

Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество "Удмуртнефть-Бурение" (подрядчик) по договорам с открытым акционерным обществом "Удмуртнефть" (заказчик) выполняет работы по строительству скважин. Условия строительства предусмотрены групповыми рабочими проектами строительства эксплуатационных скважин на Карсовайском, Котовском, Мишкинском, Чутырско-Киенгопском месторождениях нефти.

Рабочими проектами предусмотрено, что в процессе бурения образуются следующие виды отходов 4 класса опасности: буровой шлам; отработанный буровой раствор; буровые сточные воды.

В соответствии с проектами общество передавало буровые растворы и жидкую часть фракции (буровые сточные воды) на утилизацию специализированным организациям ЗАО "Энергия-Иж", ООО "Экологический сервис".

Групповыми рабочими проектами на строительство скважин на вышеперечисленных месторождениях предусмотрено, что буровой шлам утилизируется в амбаре, находящемся на площадке.

Пунктами 8.19 договоров подряда установлено, что подрядчик несет ответственность за соответствие технологии утилизации буровых шламов - твердых осажденных отходов бурения согласно проектным решениям.

Проектами предусмотрено, что твердая часть бурового шлама подвергается отвержению и захоронению в шламовых амбарах с последующей рекультивацией площадки бурения. При этом неотъемлемой частью процесса технической рекультивации кустовой площадки является ликвидация шламового амбара.

Проекты включают в себя мероприятия по охране окружающей среды.

Рабочие проекты объектов капитального строительства эксплуатационных скважин имеют положительное заключение государственной экспертизы.

Довод административного органа о том, что данные проекты должны иметь положительное заключение экологической экспертизы федерального уровня, судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание. В силу положений п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экспертизе подлежит проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. Шламовый амбар, согласно проекту, не является объектом размещения отходов.

Выводы административного органа о том, что заявитель осуществляет размещение бурового шлама в смысле, придаваемом нормами законодательства об отходах, основанные на превышении допускаемого шестимесячного срока складирования (накопления) отходов также подлежат отклонению, так как материалы дела не содержат документального подтверждения того, как данные нарушения установлены и какими документами подтверждаются.

Ликвидация шламовых амбаров не попадает под понятие "размещение" отходов, данное в п. 4.9. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения". В шламовом амбаре производится накопление буровых шламов, отработанных буровых растворов, буровых сточных вод, затем вывоз буровых растворов и буровых сточных вод на лицензированное предприятие, а затем обработка оставшихся буровых шламов и их использование в процессе технической рекультивации площадки.

Довод административного органа об отсутствии документального подтверждение факта ликвидации шламового амбара является несостоятельным, т.к. представленные в материалы дела акты на сдачу кустовой площадки по окончанию работ по строительству скважин свидетельствуют об обратном.

Таким образом, заявитель действовал согласно заключенному с заказчиком договору и согласно рабочим проектам строительства скважин.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КОАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу презумпции невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ) лица, привлекаемого к ответственности, доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.

В то же время, постановление по делу об административном правонарушении не содержит фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, ссылок на доказательства, а также мотивов, по которым административный орган пришел к выводу о виновности общества.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материала дела доказательства и фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Иного апелляционному суду административным органом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не позволяют суду апелляционной инстанции переоценить выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются.

Иные доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего права, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2011 года по делу N А71-5892/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председательствующий

О.Г. Грибиниченко

 

Судьи

Н.В. Варакса
С.П. Осипова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.