г. Киров |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А31-1075/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Молькова О.Л., производственного кооператива "Славяне"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2011 по делу N А31-1075/2011, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Сизовой Н.И. (ОГРНИП 307760419800027, Ярославская область, г. Ярославль, пер. Герцена, д.2, кв. 34)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (Костромская область, г. Кострома, ул. Кузнецкая, д. 9),
третьи лица: Соколов Николай Александрович, Мишин Борис Павлович, Мишина Елена Александровна, Молькова Елена Игоревна, Мольков Олег Леонидович,
о признании решения недействительными,
установил:
индивидуальный предприниматель Сизова Н.И. (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Сизова Н.И.) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции от 26.04.2010 N 2053 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности производственного кооператива "Славяне" в связи с его ликвидацией и возложении на Инспекцию обязанности аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за N 2104401057088 о ликвидации юридического лица - производственного кооператива "Славяне" (далее - Кооператив, ПК "Славяне").
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Соколов Николай Александрович (далее - третье лицо, Соколов Н.А.), Мишин Борис Павлович (далее - третье лицо, Мишин Б.П.), Мишина Елена Александровна (далее - третье лицо, Мишина Е.А.), Молькова Елена Игоревна (далее - третье лицо, Молькова Е.И.), Мольков Олег Леонидович (далее - третье лицо, Мольков О.Л.)
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Мольков О.Л., ПК "Славяне" с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Мольков О.Л. и ПК "Славяне" в апелляционных жалобах указывают, что заявителем пропущен срок для обращения в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; ликвидационный баланс представлен на Инспекцию 19.04.2010; является неверным вывод суда о представлении ликвидационного баланса до истечения двухмесячного срока; заявление Предпринимателя не содержит сведений о том, какие права заявителя нарушены обжалуемым решением налогового органа.
ИП Сизова Н.И. в отзыве на апелляционную жалобу Молькова О.Л. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Молькова О.Л. без удовлетворения, просит рассмотреть дело без участия своего представителя. Отзыв на апелляционную жалобу ПК "Славяне" заявителем не представлен.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу Молкова О.Л. сообщила, что решение суда ею не обжаловано, просит рассмотреть дело без участия своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу ПК "Славяне" не представила.
Соколов Н.А., Мишин Б.П., Мишина Е.А., Молькова Е.И. отзывы на апелляционную жалобу Молькова О.Л. не представили. Указанные лица и ПК "Славяне" о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц и ПК "Славяне".
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.11.2009 Арбитражный суд Ярославской области вынес решение по делу N А82-6785/2009-43, которым удовлетворил требования ИП Сизовой Н.И о взыскании с производственного кооператива "Славяне" суммы долга и процентов в размере 1674583 рубля (том 1 л.д. 20-22). постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 (том 1 л.д. 7-11) и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.03.2010 (том 1 л.д. 12-14) указанное решение оставлено без изменения.
Арбитражным судом Ярославской области выдан исполнительный лист серия АС N 000855174 (том 1 л.д. 15-16). На основании данного исполнительного листа отделом судебных приставов по Ленинскому району г. Костромы Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области возбуждено исполнительное производство (том 1 л.д. 144).
20.01.2010 Кооператив в связи со сменой юридического адреса поставлен на учет в городе Костроме (том 1 л.д. 26). 01.02.2010 членами ПК "Славяне" принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатором Молькова О.Л. (том 1 л.д. 18), в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (262) от 17.02.2010 опубликовано сообщение, в котором указано на то, что требования кредиторов Кооператива могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Костромская область, г. Кострома, проезд 2 Целинный, дом N 11/10 (том 1 л.д. 38).
10.04.2010 составлен промежуточный бухгалтерский баланс и представлен 13.04.2010 в налоговую инспекцию (том 1 л.д. 78).
12.04.2010 утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс ПК "Славяне", подписан отчет о прибылях и убытках, которые представлены в Инспекцию 13.04.2010 (том 1 л. д. 34, 35, 36).
19.04.2010 ликвидатор ПК "Славяне" Мольков О.Л. обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (том 1 л.д. 32-33).
26.04.2010 Инспекцией принято решение N 2053 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Кооператива в связи с его ликвидацией (далее - решение от 26.04.2010) (том 1 л.д. 27).
Не согласившись с решением Инспекции от 26.04.2010, заявитель обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы Предпринимателя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения Инспекции, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно подпункту "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Ярославской области вынесено решение от 13.11.2009 по делу N А82-6785/2009-43, которым удовлетворены требования ИП Сизовой Н.И о взыскании с Кооператива долга и процентов в размере 1674583 рубля. Указанная задолженность Кооперативом не погашена. Уведомление о ликвидации Кооператива опубликовано 17.02.2010. Согласно названному уведомлению требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения. Однако, ликвидационный баланс ПК "Славяне" представлен в Инспекцию до истечения указанного срока - 13.04.2010. При этом ликвидационный баланс не содержит сведений об имущественных требованиях ИП Сизовой Н.И., как кредитора ПК "Славяне".
При таких обстоятельствах процесс ликвидации юридического лица нельзя считать завершенным. Учитывая, что ликвидационный баланс утвержден и представлен в Инспекцию до истечения срока предъявления требований кредиторами, у регистрирующего органа отсутствовали основания для регистрации прекращения деятельности Кооператива в связи с его ликвидацией.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что обжалуемое решение Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права ИП Сизовой Н.И. как кредитора ПК "Славяне", что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания решения Инспекции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы Молькова О.Л. о том, что ликвидационный баланс представлен в Инспекцию 19.04.2010; является неверным вывод суда о представлении ликвидационного баланса до истечения 2-х месячного срока, отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что заявителем пропущен срок для обращения в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Остальные доводы заявителей жалоб судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не влияющие на существо рассматриваемого спора и не свидетельствующие о незаконности обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
ПК "Славяне" при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию с Кооператива.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Молькова О.Л. составляет 100 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная Мольковым О.Л. государственная пошлина подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2011 по делу N А31-1075/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Молькова Олега Леонидовича и производственного кооператива "Славяне" - без удовлетворения.
Взыскать с производственного кооператива "Славяне" в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Возвратить Молькову Олегу Леонидовичу из федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по сертификату чека N 54656656.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1075/2011
Истец: ИП Сизова Н. И., ИП Сизова Нина Ивановна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме, ИФНС России по г. Кострома
Третье лицо: Мишин Б. П., Мишина Е. А., Мольков О. Л., Мольков Олег Леонидович, Молькова Е. И., Соколов Николай Александрович, Соколова Н. А., "Славяне", Инспекция ФНС России по г. Костроме
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4945/11
28.10.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6911/11
20.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-1075/2011
17.06.2011 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-1075/11