Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2012 г. N 13АП-22511/11 (ключевые темы: плательщики страховых взносов - сумма страховых взносов - расчетный период - контроль за уплатой страховых взносов - 212-ФЗ)

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2012 г. N 13АП-22511/11


г. Санкт-Петербург


01 февраля 2012 г.

Дело N А56-43406/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 года.


Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М. Л. Згурской

судей И. А. Дмитриевой, В. А. Семиглазова

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22511/2011, 13АП-22515/2011) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2011 по делу N А56-43406/2011 (судья Т. М. Ресовская), принятое

по заявлению ООО ФПГ " Росстро"

к 1) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга

2) Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

о признании недействительными решений

при участии:

от заявителя: Дивногорцева И. Ф. (доверенность от 20.10.2011 N ЮС/212)

от ответчиков: 1) Михайлов А. В. (доверенность от 13.09.2011)

2) Шилова Е. Б. (доверенность от 28.12.2011 N 09-36/104)

Шарикова А. Б. (доверенность от 28.12.2011 N 09-36/105)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО" (ОГРН 1107847110161, место нахождения: 192029, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.3, а/я 43; далее - ООО "ФПГ "РОССТРО", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) от 18.04.2011 N 12 и решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение фонда) от 07.07.2011 N 53.

Решением суда от 31.10.2011 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах Отделение фонда и Управление фонда просят решение суда от 31.10.2011 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители Отделения фонда и Управления фонда поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представитель Общества против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО "ФПГ "РОССТРО" было образовано 08.04.2010 в результате реорганизации ЦК ИС ФПГ "РОССТРО" - ОАО "РОССТРО" в форме преобразования.

28.07.2010 Общество представило в Управление фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года.

В журнале "Нормативные акты для бухгалтера" было опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.05.2010 N 1375-19, в соответствии с которым при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация (ОАО) при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации (ООО). Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.

В соответствии с указанными разъяснениями 29.10.2010 Общество представило в Управление фонда уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года.

15.10.2010 Общество произвело уплату дополнительных сумм страховых взносов.

Управлением фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - ООО "ФПГ "РОССТРО".

По результатам проверки составлен акт от 16.03.2011 N 12 и вынесено решение от 18.04.2011 N 12 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 76 341 руб. 40 коп.

Решение Управления фонда от 18.04.2011 N 12 обжаловано Обществом в вышестоящий орган.

Решением Отделения фонда от 07.06.2011 N 53 решение Управления фонда от 18.04.2011 N 12 оставлено без изменения.

Полагая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, удовлетворяя заявление, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества вины в нарушении законодательства о страховых взносах и неправомерности привлечения заявителя к ответственности.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Общество в силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Порядок определения базы для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам установлен статьей 8 Закона N 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).

Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно части 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;

2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Таким образом, при обнаружении ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, приводящих к занижению сумм страховых взносов, организация (плательщик страховых взносов) обязана внести необходимые изменения в первоначальный расчет и представить уточненный расчет в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации.

Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения (пункт 5 статьи 17 Закона N 212-ФЗ).

Из положений пункта 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ следует, что плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, но до того, как он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за период, в котором совершена ошибка, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 28.07.2010 Общество представило в Управление фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года, рассчитав страховые взносы с применением регрессивной шкалы нарастающим итогом с 01.01.2010.

29.10.2010 Обществом представлен в Управление фонда уточненный расчет по начисленными уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года. В котором сумма начисленных страховых взносов превышает суммы, указанные в первичном расчете.

Недостающая сумма страховых взносов уплачена страхователем до представления уточненного расчета.

Пени за неполную уплату страховых взносов уплачены Обществом 22.12.2010 на основании требования Управления фонда от 20.12.2010 N 088 010 10 ТН 0231870.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, указал на отсутствие в его действиях нарушения законодательства о страховых взносах, а также вины в совершении вменяемого ему правонарушения. Суд учел, что Общество самостоятельно обнаружило недоплату страховых взносов, представило в Управление фонда уточненный расчет по начисленным и оплаченным страховым взносам и до представления уточненного расчета оплатило недостающую сумму страховых взносов в полном объеме, пени на дополнительную сумму страховых взносов были уплачены 22.12.2010 после представления уточненного расчета. При этом, по мнению суда, ответственность за несвоевременную уплату пени частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ не предусмотрена.

Указанный вывод суда апелляционная инстанция считает неправильным.

Частью 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Федеральным законом установлена ответственность.

Статьей 42 данного Закона установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В статье 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ.

Обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Обстоятельств, исключающих вину Общества во вмененном ему правонарушении, Управлением фонда и Отделением фонда не установлено, не приведено таких обстоятельств и в решении суда первой инстанции.

Ссылка Общества на то, что основанием для представления им уточненного расчета по начисленными уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 послужило письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.05.2010 N 1375-19, что исключает вину ООО "ФПГ "РОССТРО" в совершении правонарушения, судом апелляционной инстанции отклонена.

В данном случае суд учитывает, что никаких неясностей по вопросу порядка определения базы для начисления страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, которые созданы после начала календарного года, названный Федеральный закон не содержит.

Уточненный расчет Общество представило, правильно применив положения частей 1, 3,4 статьи 8 и части 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ. Никаких дополнительных разъяснений применение названных норм законодательства не требовало.

Более того, письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.05.2010 N 1375-19 не является разъяснением в смысле, придаваемом этому понятию частью 5 статьи 1 Закона N212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме, в форме электронного документа) о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения; получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В данном случае Общество не обращалось в Управление фонда за информацией по вопросу применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о наличии в действиях Общества вины в форме неосторожности. Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения и его совершение по неосторожности не является основанием для признания данного обстоятельства смягчающим, поскольку условием привлечения ответственности является наличие равно как неосторожной, так и умышленной формы вины.

Факт уплаты (доплаты) страховых взносов за полугодие 2010 года после истечения срока их уплаты установлен Управлением фонда и Обществом не оспаривается.

Именно за неполную уплату сумм страховых взносов, а не соответствующих пеней, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. При этом материалами дела подтверждено, что ООО "ФПГ "РОССТРО" не соблюдены условия для освобождения от ответственности - на момент представления уточненного расчета в Управление фонда не произведена доплата соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях Общества нарушения законодательства о страховых взносах, за которое пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность, не соответствует вышеприведенным положениям указанного Федерального закона и представленным в материалы дела доказательствам.

При таких обстоятельствах, Управление фонда правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а требования Общества - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2011 по делу N А56-43406/2011 отменить.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО" (ОГРН 1107847110161, место нахождения: 192029, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.3) в удовлетворении заявления.


Председательствующий

М.Л. Згурская


Судьи

И.А. Дмитриева
В.А. Семиглазов


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение