г. Томск |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А45-16892/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой И.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Рублевского И.А., доверенность от 05.05.2011 г.; Голова Р.М., доверенность от 19.08.2011 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2011 по делу N А45-16892/2011 (судья А.А. Бурова)
по заявлению открытого акционерного общества "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" (ИНН 5433158910, ОГРН 1055475009820)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" (далее - заявитель, ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области", Общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) об отмене решения от 29.07.2011 N40599А об отказе в государственной регистрации и об обязании налогового органа совершить регистрационные действия по заявлению Общества от 22.07.2011 о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2011 по делу N А45-16892/2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суд фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о представлении полного пакета документов, необходимых для государственной регистрации. По мнению апеллянта, несоответствие устава закону не является основанием для отказа в регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, судом не установлены действительные основания для принятия оспариваемого решения.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны доводы жалобы, отзыва поддержали.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.06.2011 Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принято решение N 3 об утверждении устава ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" в новой редакции, предусматривающей положение о том, что Генеральный директор Общества имеет заместителей (в том числе первого заместителя), которые назначаются генеральным директором и возглавляют направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым генеральным директором. Первый заместитель генерального директора в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени общества. При отсутствии генерального директора, а так же в иных случаях, когда генеральный директор не может исполнять свои обязанности, его функции исполняет первый заместитель генерального директора (п. 19.14. Устава).
22.07.2011 ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
На страница 4, 5 заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Обществом отражены сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении Рокецкого А.Л.- генерального директора и Балала В.А.- первого заместителя генерального директора.
29.07.2011 регистрирующим органом принято решение N 40599А об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области", суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения ввиду несоответствия подлежащих внесению сведений статьям 53, 103 ГК РФ, а также статьям 11, 69 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Не согласиться с указанным выводом у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регламентируется главой 6 Федерального закона N 129-ФЗ Порядок представления документов на государственную регистрацию установлен статьей 9 указанного Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 названного Федерального закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-03, отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии со ст. 103 ГК РФ, ст. 11, 69, 70 ФЗ "Об акционерных обществах" текущее руководство деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом (дирекцией, правлением).
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества.
Заместитель генерального директора не является исполнительным органом акционерного общества.
Из представленного в материалы дела Устава Общества в новой редакции следует, что руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором (пункт 19.1).
Пунктом 19.14 Устава предусмотрено, что генеральный директор Общества имеет заместителей (в том числе одного первого заместителя), которые назначаются генеральным директором и возглавляют направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым генеральным директором. Первый заместитель генерального директора в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени Общества. При отсутствии генерального директора, а так же в иных случаях, когда генеральный директор не может исполнять свои обязанности, его функции исполняет первый заместитель генерального директора.
Данное положение устава, как обоснованно указал суд первой инстанции, недействительно, поскольку не соответствует статье 53, 103 ГК РФ, статьям 11, 69 ФЗ "Об акционерных обществах", в силу которых правом действовать от имени общества без доверенности наделен только единоличный исполнительный орган общества.
Положения устава в части наделения заместителя генерального директора статусом исполнительного органа этого юридического лица не соответствуют названным нормам права, что соответствует и сложившейся правоприменительной практике (Определения ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-1269/11, от 09.04.2009 N ВАС-4317/09).
Указанные положения Устава соответствуют сведениям заявления, представленного на государственную регистрацию, согласно которому, лицом, имеющим право действовать без доверенности, указан не только Генеральный директор, но и его заместитель (Балала В.А.).
Поскольку сведения, содержащиеся в заявлении, ввиду вышеизложенного не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, оснований для государственной регистрации изменений на основании таких сведений, содержащихся в заявлении, у налогового органа не имелось.
Доводы апеллянта об отсутствии у налогового органа полномочий по проверке соответствия закону вносимых в ЕГРЮЛ изменений отклоняются как основанные на неверном применении норм права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Следуя содержанию оспариваемого решения, основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод налогового органа о несоответствии закону содержания заявления Общества по форме Р14001, со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона о регистрации, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу статьи 5 Закона о регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (часть 4 статьи 5 Закона о регистрации).
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной и соответствующей установленным законодательством требованиям информации, требование о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, является обязательным в силу 17 Закона о регистрации.
Установление недостоверности сведений, а равно несоответствия сведений, содержащихся в заявлении о регистрации, закону, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности и соответствия закону (часть 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ), фактически лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2011 по делу N А70-4960/2011), ввиду чего налоговым органом правомерно указан в качестве основания для отказа подпункт "а" части 1 стати 23 Закона N 129-ФЗ.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правильно применив положения статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", части 1 статьи 17 Закона о регистрации суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит Закону о регистрации и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для вынесения оспариваемого решения, Инспекцией доказаны, правомерность его вынесения подтверждена.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2011 по делу N А45-16892/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.12.2011 N 614.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление недостоверности сведений, а равно несоответствия сведений, содержащихся в заявлении о регистрации, закону, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности и соответствия закону (часть 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ), фактически лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2011 по делу N А70-4960/2011), ввиду чего налоговым органом правомерно указан в качестве основания для отказа подпункт "а" части 1 стати 23 Закона N 129-ФЗ.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правильно применив положения статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", части 1 статьи 17 Закона о регистрации суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит Закону о регистрации и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А45-16892/2011
Истец: ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1212/12