г. Вологда |
|
12 марта 2012 г. |
А05-446/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" представителя Хребетовой В.П. по доверенности от 03.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2011 года по делу N А05-446/2011 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Архангельской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276; далее - ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к государственному бюджетному учреждению Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" (ОГРН 1022900508740; далее - ГБУ "Государственный архив Архангельской области") с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанности принять на хранение архивные документы ликвидированного государственного учреждения - Управление федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2011 решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А05-446/2011 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении в суде первой инстанции истец исковые требования поддержал, ответчик - возражал против их удовлетворения.
Решением от 09.11.2011 суд обязал ответчика в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять на хранение от ФГУП "Почта России" документы, указанные в Перечне документов государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, подлежащих передаче в государственное учреждение Архангельской области "Государственный архив Архангельской области", в количестве 11 530 дел.
ГБУ "Государственный архив Архангельской области" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило его отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Суд, фактически признав правопреемственность ФГУП "Почта России", не применил закон, подлежащий применению при данных правоотношениях, а также неправильно определил юридические факты, на основании которых возникли сложившиеся правоотношения. В нарушение пункта 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд сделал неправильный вывод в отношении отсутствия правопреемства на документы по личному составу. В то же время такие документы являются неотъемлемой частью имущества любого предприятия.
Суд неправильно применил пункт 8 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ), поскольку данная норма подлежит применению только при полной ликвидации предприятия. В то же время, имущество Учреждения в полном объеме передано ФГУП "Почта России", все работники Учреждения переведены для продолжения трудовой деятельности в ФГУП "Почта России". Сам истец не является ликвидируемым предприятием, не находится в стадии ликвидации.
Суд необоснованно не принял довод ГБУ "Государственный архив Архангельской области" о том, что передаче подлежат документы в упорядоченном состоянии. Обязанность по транспортировке данных документов также возложена на ФГУП "Почта России". Суд не исследовал заключение по перечню документов экспертно-проверочной комиссии при Агентстве по делам архивов Архангельской области от 26.10.2011 N 59.
Представитель ГБУ "Государственный архив Архангельской области" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
ФГУП "Почта России" в отзыве на жалобу и письменных пояснениях, представленных по запросу апелляционной инстанции, возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением апелляционной инстанции от 15.12.2011 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 26.01.2012.
Определением от 27.01.2012 (после объявлено перерыва) судебное заседание отложено на 06.03.2012.
В связи с отпуском судьи Носач Е.В. в составе суда на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Романову А.В., о чем имеется соответствующее распоряжение, объявлено в судебном заседании и указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Выслушав представителя ГБУ "Государственный архив Архангельской области", исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, письменные пояснения сторон и дополнительные документы, представленные по запросу апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Правительством Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р издано распоряжение о создании ФГУП "Почта России".
Совместным распоряжением от 01.03.2004 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежит передаче ФГУП "Почта России".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р ликвидированы федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Россвязи, в том числе Управление федеральной почтовой связи Архангельской области.
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения имущество ликвидированных федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
В Единый государственный реестр юридических лиц 13.02.2003 внесена запись о создании ФГУП "Почта России".
Согласно свидетельству от 07.09.2010 серии 29 N 001931271 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Учреждения.
В связи с ликвидацией председатель ликвидационной комиссии Учреждения 26.08.2010 направил в адрес ГБУ "Государственный архив Архангельской области" письмо, в котором просил решить вопрос о принятии документов по личному составу (более 10 тысяч дел за 1929 - 2005 годы) и архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, ликвидируемого Учреждения. Как указано в письме, правопреемник у Учреждения отсутствует.
ГБУ "Государственный архив Архангельской области" на указанное обращение запросил все имеющиеся учредительные документы по ликвидации Учреждения.
ФГУП "Почта России" 04.10.2010 повторно направило в адрес ГБУ "Государственный архив Архангельской области" заявление о принятии на хранение документов по личному составу Учреждения и архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, приобщив копии свидетельства от 07.09.2010 и уведомлений налоговых органов о снятии Учреждения с учета.
Ссылаясь на бездействие ответчика и необходимость защиты законных прав и интересов бывших работников Учреждения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании Закона N 125-ФЗ.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск. При этом суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ ФГУП "Почта России" фактически является правопреемником Учреждения только в части имущества и обязательств, установленных нормативными актами и передаточными документами, в силу распоряжения собственника. Суд также указал, что, поскольку фонды ликвидированного государственного учреждения являются источником комплектования государственного архива, договор с учреждениями архивной службы не заключен, документы по личному составу Учреждения подлежат передаче в Государственный архив Архангельской области в полном объеме в соответствии с Перечнем документов государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, подлежащих передаче в государственное учреждение Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" в количестве 11 530 дел. По мнению суда первой инстанции, возложение на истца обязанности по проведению комплекса работ по формированию архивных документов является неправомерным, поскольку лицом, передающим документы следует считать ликвидационную комиссию Учреждения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, которые не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пункт 9 названной статьи понимает учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
Пунктами 10 и 11 вышеназванной статьи Закона установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учёт и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 125-ФЗ архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации на нем для граждан, общества и государства.
Статьи 7, 8 и 9 Закона N 125-ФЗ классифицируют архивные документы на архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной собственности и частной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 10 названного Закона, в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 20 Закона N 125-ФЗ приему на хранение в государственные архивы подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности государственных органов и организаций, являющихся источниками комплектования государственного архива.
В силу статьи 4 Закона N 125-ФЗ хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что субъект Российской Федерации - Архангельская область в лице Управления по делам архивов администрации Архангельской области создал ГБУ "Государственный архив Архангельской области". В соответствии с уставом данное учреждение создано в целях обеспечения сохранности и государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, а также комплектования учреждения документами этого фонда.
В соответствии со статьей 4 Закона Архангельской области от 09.12.2005 N 135-8-ОЗ "Об архивном деле в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 09.12.2005) к собственности Архангельской области относятся архивные документы государственных органов и организаций Архангельской области.
Из материалов дела видно, что ФГУП "Почта России" просит обязать ГБУ "Государственный архив Архангельской области" принять в Государственный архив документы за период с 1929 по 2005 годы Учреждения, которое являлось государственным и ликвидировано в 2010 году. При этом указало, что правопреемников Учреждения не имеется. Также истец ссылался на то обстоятельство, что сроки временного хранения передаваемых документов в количестве 11 530 дел не истекли. Документы приведены истцом в упорядоченное состояние путем составления Перечня документов государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, подлежащих передаче в государственное учреждение Архангельской области "Государственный архив Архангельской области".
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Статьей 23 Закона N 125-ФЗ определены обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы передаются правопреемникам реорганизуемых организаций.
В пункте 8 статьи 23 Закона N 125 указано, что при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Передаче подлежат документы в упорядоченном состоянии.
Как указано в пункте 17 статьи 3 Закона N 125-ФЗ, упорядочение архивных документов - комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Прием архивных документов согласно Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2007 N 9059 (далее - Правила организации хранения), оформляется актом приема-передачи документов на хранение.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Правил организации хранения документы Архивного фонда Российской Федерации - архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению (пункт 1.2). Документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, относятся к другим архивным документам (пункт 1.3).
Пункт 4.5 Правил организации хранения предусматривает, что прием документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, от ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 4.4.1 архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.
Пункт 3.7.1 определяет документы, на основании и которых производится учет поступления архивных документов в архив, в том числе архивные описи документов.
Составление таких описей передающей стороной предусмотрено статьями 17, 23 Закона N 125-ФЗ. Их составление необходимо, прежде всего, для разграничения документов по видам, по формам собственности, а также по срокам хранения.
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ, постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока (бессрочное), временное хранение архивных документов - хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами, временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 22 Закона N 125-ФЗ срок временного хранения документов по личному составу до их поступления в государственные и муниципальные архивы составляет 75 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 125-ФЗ документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. К таким документам относятся: приказы по личному составу, личные дела, лицевые счета, личные карточки формы Т-2, трудовые договоры, должностные инструкции, списки работников.
Включение архивных документов в состав Архивного фонда в соответствии с требованиями Закона N 125-ФЗ осуществляется на основании экспертизы ценности документов. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов в области архивного дела в пределах их компетенции.
Отсюда следует, что в состав Архивного фонда не подлежат включены все документы, а лишь отвечающие указанным требованиям и поставленные на государственный учет.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что требование закона о передаче документов на хранение в упорядоченном состоянии является не формальным, а основано на необходимости составления передающей стороной отдельных предусмотренных нормативными актами документов, оформленных в результате проведения комплекса работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел).
В то же время, материалы дела не содержат сведений о том, что ФГУП "Почта России" проведен комплекс работ по упорядочению архивных документов, в том числе по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел).
Документ, представленных истцов в суд первой инстанции, под наименованием "Перечень документов государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, подлежащих передаче в государственное учреждение Архангельской области "Государственный архив Архангельской области", не отвечает требованиям Закона N 125-ФЗ.
Не выполнение требований закона по передаче документов в упорядоченном состоянии привело к тому, что из представленного Перечня невозможно установить к каким видам и типах архивных документов относятся передаваемые документы в зависимости от сроков хранения и с учетом требований статьи 3 и пункта 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ.
Кроме того, как правильно утверждает ответчик, архивные документы по личному составу за N 1- 703 по 1937 год в инвентарном списке документов Учреждения требуют проведения экспертизы ценности в силу статьи 22 Закона N 125-ФЗ в связи с истечением срока хранения.
Более того, сам истец указывает, что передает документы, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли. В то же время какого-либо разграничения данных документов по указанному признаку в Перечне не приведено.
Ссылки истца и суда первой инстанции на то обстоятельство, что возложение на ФГУП "Почта России" обязанности по проведению комплекса работ по формированию архивных документов является неправомерным, не могут быть признаны правильными.
Исходя из правового смысла Закона N 125-ФЗ и Правил организации хранения следует, что при передаче документов на хранение обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами распределяются в зависимости от того, каким именно документы передаются на хранение, с каким сроком хранения, по какой причине производится передаче документов на хранение и от каких именно организаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Таким образом, если истец имеет намерение передать ответчику на хранение документы, указанные в приведенной норме, то приведение их в упорядоченное состояние осуществляется передающей стороной, от которой они поступают на хранение.
Иного толкования данная норма закона не содержит.
Таким образом, ответчик обоснованно отказал истцу в принятии документов на хранение, которые представлены без соблюдения требований вышеназванных норм Закона N 125-ФЗ. Оснований для удовлетворения исковых требований ФГУП "Почта России" у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная инстанция также не может согласиться с доводом истца об отсутствии у него правопреемства в отношении ликвидируемого Учреждения.
В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Суд первой инстанции установил, что до ликвидации государственных учреждений их имущественные обязательства перейдут к ФГУП "Почта России" в порядке перевода долга (с согласия кредитора), что не противоречит закону.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения о государственном учреждении - управлении федеральной почтовой связи Архангельской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации в редакции изменений от 15.06.2005 N АЩ-П33-4425 при ликвидации учреждения имущество передается собственнику соответствующего имущества, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что ФГУП "Почта России" - это правопреемник государственных учреждений Управления федеральной почтовой связи.
В то же время, вывод суда о том, что в данном случае речь идет об имуществе (принадлежащим его собственнику) и имущественных обязательствах, числящихся на балансе учреждения на момент ликвидации указанных учреждений, в том числе промежуточный баланс, результаты инвентаризации, перечень предъявляемых кредиторами требований и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие задолженности, является неправильным.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р ликвидированы федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Россвязи, в том числе Управление федеральной почтовой связи Архангельской области.
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения имущество ликвидированных федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу пункта 2 статьи 132 ГК РФ документы по личному составу являются неотъемлемой частью имущества любого предприятия, так как предназначены для его деятельности и непосредственно с ней связаны.
Поскольку при ликвидации Учреждения каких-либо исключений из состава имущества не предусмотрено, в соответствии с пунктом 3 вышеназванного распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-рв документы ликвидируемой организации должны передаваться правопреемнику - ФГУП "Почта России". Архив, как часть имущества ликвидированного Учреждения, фактически входил в состав закрепленного за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения имущества.
Таким образом, оснований считать, что истец является правопреемником Учреждения только в части имущества, у суда не имелось.
Исходя из вышеизложенного следует, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2011 года по делу N А05-446/2011 отменить.
В удовлетворении иска федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" отказать.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в пользу государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Государственный архив Архангельской области" 2000 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Таким образом, если истец имеет намерение передать ответчику на хранение документы, указанные в приведенной норме, то приведение их в упорядоченное состояние осуществляется передающей стороной, от которой они поступают на хранение.
Иного толкования данная норма закона не содержит.
Таким образом, ответчик обоснованно отказал истцу в принятии документов на хранение, которые представлены без соблюдения требований вышеназванных норм Закона N 125-ФЗ. Оснований для удовлетворения исковых требований ФГУП "Почта России" у суда первой инстанции не имелось.
...
В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
...
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р ликвидированы федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Россвязи, в том числе Управление федеральной почтовой связи Архангельской области.
...
Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу пункта 2 статьи 132 ГК РФ документы по личному составу являются неотъемлемой частью имущества любого предприятия, так как предназначены для его деятельности и непосредственно с ней связаны."
Номер дела в первой инстанции: А05-446/2011
Истец: ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Архангельской области - филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: ГУ Архангельской области "Государственный архив Архангельской области", Областное государственное учреждение "Государственный архив Архангельской области"
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8092/11
12.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8771/11
09.11.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-446/11
23.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8092/11
16.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2555/11
16.03.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-446/11