Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2012 г. N 03АП-1590/12 (ключевые темы: обязательное социальное страхование - финансовый директор - должности - пособие по беременности и родам - медицинские учреждения)

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2012 г. N 03АП-1590/12

 

г. Красноярск

 

07 июня 2012 г.

Дело N А33-20033/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен "07" июня 2012 года.

 

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,

судей: Колесниковой Г.А., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,

при участии:

от заявителя: Заздравных А.С., представителя по доверенности от 29.05.2012;

от Фонда: Крафт Н.А., представителя по доверенности от 22.12.2011 N 215,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от "02" марта 2012 года по делу N А33-20033/2011, принятое судьей Петракевич Л.О.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" (ОГРН 1092468011085, ИНН 2464215641) (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (ОГРН 1022402652429, ИНН 2466039624) (далее по тексту - Фонд, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения N 8980 от 08.08.2011 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.03.2012 по делу N А33-20033/2011 заявленные удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Фонд социального страхования обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:

- до заключения трудового договора с Лощенко С.А. должность финансового директора в ООО "Агротрейд" отсутствовала;

- страховой случай наступил через шесть месяцев после устройства Лощенко С.А. на должность финансового директора в ООО "Агротрейд";

- директор ООО "Агротрейд" Лощенко П.А. является супругом Лощенко С.А., что свидетельствует о фиктивности трудоустройства;

- после ухода Лощенко С.А. в отпуск по беременности и родам должность финансового директора осталась вакантной;

- Лощенко С.А. не соответствует требованиям занимаемой должности по причине отсутствия высшего профессионального экономического образования и стажа финансово-бухгалтерской работы;

- вывод суда первой инстанции о том, что требования квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, носят рекомендательный характер, не обоснован;

- при проведении камеральной проверки Фондом выявлены противоречия в документах ООО "Агротрейд", а именно: задвоение документов, подписание Лощенко С.А. документов в выходные дни (в соответствии с табелями учета рабочего времени);

- внесение в печатный текст документа рукописных записей ручкой от имени беременной женщины не может расцениваться как подтверждение ее фактической трудовой деятельности, поскольку записи ручкой могут быть дописаны страхователем в печатный текст в любое время;

- факт фиктивного трудоустройства директором ООО "Агротрейд" Лощенко П.А. своей супруги Лощенко С.А. подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.05.2011 по делу N А33-2317/2011.

ООО "Агротрейд" представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Фонда изложила доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что в результате проведения проверки установлен факт фиктивного трудоустройства беременной женщины (супруги директора общества Лощенко С.А.) непосредственно перед наступлением страхового случая на ранее отсутствующую высокооплачиваемую руководящую должность финансового директора с целью создания искусственной ситуации. Считает, что Фондом обоснованно отказано обществу в возмещении 116 132,83 рублей расходов, произведенных в виде выплаты финансовому директору общества Лощенко С.А. пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и единовременного пособия при рождении ребенка. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу. Указал, что Фондом не доказан факт фиктивности трудоустройства Лощенко С.А. в общество на должность финансового директора. Фактическое исполнение указанным лицом должностных обязанностей подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, на момент трудоустройства Лощенко С.А. не знала о беременности. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

07 июля 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" обратилось в государственное учреждение "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице Филиала N 3 (Правобережный) с заявлением о возмещении 115 477 рублей 83 копеек произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование в виде выплаты работнику общества пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и единовременного пособия при рождении ребенка.

Государственным учреждением "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице Филиала N 3 (Правобережный) проведена камеральная проверка общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" по вопросам обоснованности расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации за период с 01.04.2011 по 30.04.2011.

В результате камеральной проверки Фондом установлено необоснованное произведение обществом указанной суммы расходов на выплату работнику Лощенко С.А. пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и единовременного пособия при рождении ребенка, исходя из следующих обстоятельств:

- на основании заключенного трудового договора N 1 от 01.07.2010, приказа N 1 от 01.07.2010 Лощенко Светлана Александровна принята на работу в общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" на должность финансового директора без испытательного срока с установлением должностного оклада в размере 12 500 рублей;

- на основании листков нетрудоспособности серии ВЭ N 0817304 от 06.01.2011, ВЮ N 4715166 от 26.05.2011, Лощенко С.А. с 06.01.2011 предоставлен отпуск по беременности и родам;

- работодатель выплатил Лощенко С.А. из кассы организации 116 969 рублей 03 копейки пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и единовременного пособия при рождении ребенка (расходные кассовые ордеры N 1, N 2, N 3 от 16.05.2011);

- согласно справке территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска от 16.04.2011 в архиве имеется запись о рождении 30.03.2011 у Лощенко С.А. и Лощенко П.А. дочери - Лощенко Киры Павловны;

- Лощенко С.А. является супругой директора общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" Лощенко П.А.;

- Лощенко С.А. не имеет высшего профессионального образования, соответствующего занимаемой ею должности, данное лицо имеет высшее педагогическое образование с присвоением квалификации - учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы (диплом серии АВС N 0419731, выданный 28.04.1998), и среднее специальное образование по специальности "Экономика, бухгалтерский учет и контроль" (диплом серии УТ-1 N 402625, выданный 27.06.1997);

- ранее Лощенко С.А. работала заведующей складом, продавцом, менеджером по продажам (трудовая книжка серии АТ-V N 8640196).

Результаты камеральной проверки отражены в акте N 8980 от 07.07.2011.

Пунктом 2 акта предусмотрено, что в случае несогласия страхователя с выводами Фонда по проверке, организация вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в Фонд возражения.

22 июля 2011 года обществом с ограниченной ответственностью "Агротрейд" представлены в Фонд возражения на акт проверки.

Результаты рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя отражены в протоколах N 17 от 29.07.2011 и N 19 от 08.08.2011. Рассмотрение проводилось с участием представителя общества Демьяненко Е.Г., действующей на основании доверенностей N б/н от 22.06.2011 и от 01.08.2011.

08 августа 2011 года директором филиала N 3 (Правобережный) государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" принято решение N 8980 об отказе в выделении денежных средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, согласно резолютивной части которого обществу с ограниченной ответственностью "Агротрейд" отказано в возмещении 116 132 рублей 83 копеек расходов на обязательное социальное страхование в виде выплаты работнику общества пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и единовременного пособия при рождении ребенка.

Данное решение обжаловано обществом вышестоящему должностному лицу - управляющему государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".

Письмом от 01.11.2011 N 01-20/04/17389 управляющий государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" уведомил общество об отсутствии оснований для отмены решения N 8980 от 08.08.2011.

Не согласившись с отказом Фонда в возмещении расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 06.12.2011 общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления пропущенного ООО "Агротрейд" срока на обжалование решения Фонда социального страхования N 8980 от 08.08.2011 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение N 8980 принято Фондом 08.08.2011.

Заявление о признании указанного решения недействительным подано обществом в Арбитражный суд Красноярского края 06.12.2011, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из заявления ООО "Агротрейд" и материалов дела следует, что причиной пропуска заявителем указанного срока послужило обжалование обществом с ограниченной ответственностью "Агротрейд" решения N 8980 от 08.08.2011 в административном порядке вышестоящему должностному лицу - управляющему государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".

Письмом от 01.11.2011 N 01-20/04/17389 управляющий государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" уведомил общество об отсутствии оснований для отмены решения N 8980 от 08.08.2011.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что причина пропуска срока обжалования решения Фонда N 8980 от 08.08.2011 является уважительной, таким образом, судом первой инстанции правомерно восстановлен пропущенный обществом срок.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из доказанности заявителем обоснованности предъявленной к возмещению за счет средств Фонда социального страхования суммы расходов на выплату пособия по беременности и родам, с учетом следующего.

На основании статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" является страхователем по обязательному социальному страхованию.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка.

Согласно статье 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.

Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьей 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере 100% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию").

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ) назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

На основании статьи 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в размере 300 рублей (статья 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

В силу статьи 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей.

На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа обществу в возмещении 116 132 рублей 83 копеек расходов на выплату своему работнику пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, и единовременного пособия при рождении ребенка послужил вывод Фонда о фиктивности трудоустройства Лощенко С.А. в общество на должность финансового директора и направленности действий работодателя на создание искусственной ситуации для неправомерного возмещения денежных средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, потраченных на выплату пособий указанному работнику.

Данные выводы опровергаются материалами дела.

Как усматривается из материалов дела, Лощенко С.А. принята на работу в общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд" на должность финансового директора 01.07.2010 (трудовой договор N 1 от 01.07.2010, приказ N 1 от 01.07.2010).

Страховые случаи в виде беременности и родов наступили 06.01.2011 (предоставление отпуска по беременности и родам) и 30.03.2011 (рождение ребенка), то есть более чем через 9 месяцев после приема женщины на работу. С учетом данного обстоятельства, на момент заключения трудового договора Лощенко С.А. могла не знать о наступившей беременности. Фонд не представил суду доказательств того, что работодателю на момент заключения с Лощенко С.А. трудового договора было известно о ее беременности, поскольку названный договор заключен с женщиной, находящейся на ранних сроках беременности.

Материалами дела подтверждается, что Лощенко С.А. имеет высшее профессиональное педагогическое образование и среднее специальное образование по специальности "Экономика, бухгалтерский учет и контроль".

Согласно записям в трудовой книжке ранее Лощенко С.А. работала заведующей складом (с 17.01.1999 по 05.06.2000 в ООО "Агротрейд"), продавцом (с 01.07.2002 по 02.10.2006 у индивидуального предпринимателя Лощенко П.А.), менеджером по продажам (переведена на должность с 02.10.2006 по 01.07.2008) и директором общества с ограниченной ответственностью "Светко" (с 01.07.2008 по 30.06.2010). Таким образом, из материалов дела усматривается наличие у Лощенко С.А. стажа работы в сфере управления.

Довод Фонда о том, что суд первой инстанции необоснованно указал на рекомендательный характер применения страхователями требований квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, не принимается судом апелляционной инстанции.

Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации, при трудоустройстве на работу работник обязан предоставить работодателю документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации, если трудовой договор был заключен без документа о необходимом для занимаемой должности образовании, то он является ничтожным, должен быть прекращен в связи с нарушением правил его заключения.

Вместе с тем, согласно пункту 2 квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, требования справочника носят рекомендательный характер. Общество является коммерческой организацией и в своих локальных актах не предусмотрело применение при назначении на должность финансового директора положений названного справочника. С учетом изложенного, обязанность руководствоваться указанным справочником при назначении на должность финансового директора у общества отсутствовала.

Кроме того, исходя из общих принципов правового регулирования трудовых отношений, в том числе принципа свободы труда, а также учитывая предусмотренное статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации право работодателя заключать трудовые договоры с работниками, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, в том числе о заключении трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу.

При данных обстоятельствах, принятие Лощенко С.А. на должность финансового директора общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд", с учетом наличия стажа работы Лощенко С.А. в должности директора ООО "Светко", не противоречит действующему трудовому законодательству.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет и довод Фонда о том, что Лощенко С.А. не соответствует требованиям занимаемой должности по причине отсутствия высшего профессионального экономического образования и стажа финансово-бухгалтерской работы.

Довод Фонда о том, что до заключения трудового договора с Лощенко С.А. должность финансового директора в ООО "Агротрейд" отсутствовала, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует безусловно о фиктивности трудоустройства Лощенко С.А. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вопрос о введении той или иной должности в штат организации решается субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно.

Ссылка Фонда на то, что при проведении камеральной проверки Фондом выявлены противоречия в документах ООО "Агротрейд", а именно: задвоение документов, подписание Лощенко С.А. документов в выходные дни (в соответствии с табелями учета рабочего времени), не может быть принята во внимание.

Факты наличия в обществе двух приказов о приеме Лощенко С.А. на работу с идентичными номерами и датами их принятия, двух должностных инструкций финансового директора общества, а также отсутствие в указанных инструкциях подписи Лощенко С.А. не опровергают факта принятия данного лица на работу в общество 01.07.2010 и реального осуществления ею своей трудовой функции.

Из материалов дела следует, что в подтверждение фактического осуществления Лощенко С.А. функций финансового директора общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" заявителем представлены суду:

- табели учета рабочего времени за период с 01.07.2010 по 31.12.2010, согласно которым продолжительность рабочего времени данного работника составляла 40 часов в неделю;

- товарные накладные N 512 от 16.11.2010, N 425 от 05.10.2010, N ООО-020064 от 11.11.2010, N ООО-021220 от 26.11.2010, N 525 от 23.11.2010, N ООО-020398 от 16.11.2010, N 1069 от 20.08.2010, N 828 от 04.08.2010, N 1107 от 23.08.2010, N 1389 от 10.09.2010, N 1814 от 08.10.2010, N N 2700 от 09.12.2010, N 2341 от 15.11.2010, N 614 от 16.07.2010, N 239 от 28.07.2010; счета-фактуры N 2040 от 01.12.2010, N 698 от 20.08.2010, подписанные Лощенко С.А. в качестве финансового директора общества на основании доверенности N 5 от 01.07.2010;

- договоры N 98 от 23.07.2010, N 115 от 02.07.2010, заключенные обществом с ограниченной ответственностью "Агротрейд" с контрагентами, подписанные от имени общества финансовым директором Лощенко С.А.;

- акты сверки расчетов с обществом с ограниченной ответственностью "Гермес" и обществом с ограниченной ответственностью "Торра", подписанные от имени общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" финансовым директором Лощенко С.А.;

- государственный контракт на поставку товара N 156 от 06.07.2010, подписанный от имени общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" финансовым директором Лощенко С.А.

Письмами муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 20 им. И.С. Берзона", краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярский кадетский корпус", краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат", краевое государственное бюджетное учреждение социального обеспечения "Красноярский детский дом-интернат N 3 для умственно отсталых детей", краевое государственное бюджетное учреждение социального обеспечения "Красноярский дом-интернат N 1 для граждан пожилого возраста и инвалидов" подтвердили факт представления интересов общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" в рамках исполнения заключенных с указанными бюджетными организациями государственных контрактов финансовым директором общества Лощенко С.А.

Кроме того, из материалов дела следует, что Лощенко С.А. обладала правом первой подписи банковских документов общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд", что подтверждается карточкой с образцами подписей и оттисками печатей Красноярского отделения N 161 (дополнительный офис N 161/0242) Восточно-Сибирского банка открытого акционерного общества "Сберегательный банк Российской Федерации".

То обстоятельство, что часть документов была подписана Лощенко С.А. в дни, указанные в табели учета времени в качестве выходных, не опровергает факта их подписания и исполнения Лощенко С.А. своих трудовых обязанностей как финансового директора общества "Агротрейд". Заявитель в ходе проверки пояснил Фонду, что данное расхождение возникло вследствие технической ошибки в заполнении табелей (смещения строк табелей), которая была устранена страхователем, исправленные табели представлены Фонду в рамках проверки.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о подтверждении заявителем факта выполнения Лощенко С.А. трудовой деятельности финансового директора общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" представленными по делу доказательствами.

Ссылка Фонда на то, что директор ООО "Агротрейд" Лощенко П.А. является супругом Лощенко С.А., что свидетельствует о фиктивности трудоустройства, подлежит отклонению, поскольку сам факт родственных связей между директором общества и финансовым директором общества не является достаточным и самостоятельным основанием для вывода о фиктивности трудоустройства.

Довод Фонда о том, что внесение в печатный текст документа рукописных записей ручкой от имени беременной женщины не может расцениваться как подтверждение ее фактической трудовой деятельности, поскольку записи ручкой могут быть дописаны страхователем в печатный текст в любое время, подлежит отклонению, поскольку данный довод носит гипотетический характер. Фондом не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что внесение в печатный текст документа рукописных записей ручкой произведено не в момент осуществления трудовой деятельности Лощенко С.А.

Кроме того, Фонд не обладает специальными познаниями в области технической экспертизы документов, в связи с чем не может делать выводы, связанные с данной областью знаний, на основе только визуального осмотра документов.

Довод Фонда о том, что факт фиктивного трудоустройства директором ООО "Агротрейд" Лощенко П.А. своей супруги Лощенко С.А. подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.05.2011 по делу N А33-2317/2011, не принимается судом апелляционной инстанции.

В рамках рассмотрения дела N А33-2317/2011 арбитражным судом установлен факт подписания устава общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" и документации на участие в размещении заказов на поставку продуктов питания в 2011 году руководителем общества Лощенко П.А.

Вместе с тем, данный факт не опровергает выполнение Лощенко С.А. трудовой функции финансового директора общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Руководитель общества с ограниченной ответственностью в силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Деятельность руководителя общества с ограниченной ответственностью не исключает одновременной деятельности его финансового директора в рамках представленных ему полномочий.

Расхождение сведений, сообщенных заявителем Фонду в письме от 27.06.2011 (о фактическом отсутствии в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 работников в штате организации, невыплате заработной платы и неведении хозяйственной деятельности), с данными представленных Фонду расчетных ведомостей о выплате заработной платы в период с февраля по май 2010 года, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, так как не относится к спорному периоду работы в обществе Лощенко С.А. (дата принятия на работу - 01.07.2010).

Довод Фонда о том, что после ухода Лощенко С.А. в отпуск по беременности и родам должность финансового директора осталась вакантной, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный факт с учетом установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о фиктивности трудоустройства Лощенко С.А. Кроме того, как следует из пояснений представителя общества, указанное обстоятельство обусловлено, в том числе установлением устойчивых хозяйственных связей, изменением объема работ, а также тем, что на время декретного отпуска обязанности финансового директора возложены на директора ООО "Агротрейд" Лощенко П.А.

Таким образом, у Фонда отсутствовали основания для отказа обществу в возмещении расходов по обязательному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Следовательно, суд первой инстанции правомерно в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал недействительным решение Фонда от 08.08.2011 N 8980.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" марта 2012 года по делу N А33-20033/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

 

Председательствующий

Е.В. Севастьянова

 

Судьи

Г.А. Колесникова
Н.А. Морозова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.