Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 г. N 19АП-3311/12 (ключевые темы: страховые взносы - пенсионный фонд - 212-ФЗ - трудовой договор - ценные подарки)

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 г. N 19АП-3311/12

 

город Воронеж

 

31 июля 2012 г.

Дело N А64-1493/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,

судей: Семенюта Е.А.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 по делу N А64-1493/2012 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моршанская мануфактура" (ОГРН 1026801031333) к государственному учреждению - Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области о признании недействительным решения органа Пенсионного фонда,

при участии в судебном заседании:

от органа Пенсионного фонда: Галузинской Е.В., главного специалиста-эксперта (юриста) по доверенности от 19.10.2011 N 01/18028,

от страхователя: представители не явились, надлежаще извещен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Моршанская мануфактура" (далее - общество "Моршанская мануфактура", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнений) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании недействительным решения N 4 от 22.11.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления штрафа в сумме 86 722,06 руб., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 433 610,30 руб., начисления пени в сумме 38 467,71 руб.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 заявленные требования удовлетворены частично, а именно, решение управления Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области N 4 от 22.11.2011 признано недействительным в части начисления недоимки по страховым взноса в сумме 418 775,20 руб., пеней по страховым взносам в сумме 36 364,79 руб. и штрафов в сумме 83 755,04 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований страхователю было отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части удовлетворения требований общества, управление Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение суда области в обжалуемой части.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель, ссылаясь на письма Минздравсоцразвития и положения Трудового кодекса, указал, что выплаченные в декабре 2010 года работникам организации премии к новогодним праздникам подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, так как по своей сути являются элементом оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений между работником и работодателем.

Также фонд считает, что у общества "Моршанская мануфактура" имелась обязанность по исчислению страховых взносов со стоимости приобретаемых им для работников общества ценных подарков, указывая на то, что ни один из вручаемых подарков не был оформлен письменным договором дарения.

При этом фонд указал, что выплаты, которые не облагаются страховыми взносами, поименованы в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и перечень их является исчерпывающим.

По существу, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования налогоплательщика.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Лица, участвующие в деле, ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявляли, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность решения арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 лишь в обжалуемой части.

Представитель общества, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. От общества поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Так как в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения представителя управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования обществом с ограниченной ответственностью "Моршанская мануфактура" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В ходе проведения указанной проверки фондом были выявлены следующие нарушения действующего законодательства о страховых взносах:

- в нарушение положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ обществом не производилось начисление страховых взносов на сумму премий работникам предприятия, выплаченную в декабре 2010 года на основании приказа общества N 279 от 21.12.2010 в общей сумме 1 505 000 руб.;

- в нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ обществом неправомерно не были включены в базу для обложения страховыми взносами подарки работникам предприятия на общую сумму 400 080 руб., переданные без заключения письменных договоров дарения между работодателями и работниками;

- не исчисление страховых взносов с произведенных обществом работникам сумм возмещения расходов (оплата ГСМ) за использование личного транспорта работника на сумму 2 500,76 руб. при отсутствии документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, договора аренды, путевых листов;

- не исчисление страховых взносов с сумм компенсации работникам стоимости коммунальных услуг в сумме 31 000 руб.;

- неправомерное списание сумм, выданных подотчетным лицам, без документов, подтверждающих командировочные расходы.

О выявленных в ходе проверки нарушениях управлением был составлен акт выездной проверки от 19.10.2011 N 4.

По результатам рассмотрения акта проверки 22.11.2011 начальником управления по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области было вынесено решение N 4 о привлечении общества "Моршанская мануфактура" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 91 143,68 руб. за неполную уплату страховых взносов.

Также данным решением обществу были начислены пени по страховым взносам в общей сумме 40 860,09 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 455 718,40 руб.

Полагая, что решение управления Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области N 4 от 22.11.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления штрафа в сумме 86 722,06 руб., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 433 610,30 руб. и начисления пени в сумме 38 467,71 руб. нарушают его права и законные интересы, общество "Моршанская мануфактура" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в оспариваемой части.

Удовлетворяя заявленные требования в части, касающейся доначисления страховых взносов с суммы выплаченных работникам премий к Новому году и со стоимости переданных им подарков, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

При этом статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу пункта 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей в период исчисления и уплаты взносов) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Также для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 Закона.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что на основании приказа N 279 от 21.12.2010 "О премировании" в связи с наступающими новогодними праздниками, в целях поддержки трудового коллектива обществом "Моршанская мануфактура" была произведена выплата разовой премии работникам предприятия на общую сумму 1 505 000 руб.

Данные расходы, как установил фонд, не были учтены обществом при расчете базы для начисления страховых взносов, что, по его мнению, привело к занижению сумм начисленных страховых взносов за 2010 год.

При этом фонд исходил из того, что денежные средства в общей сумме 1 505 000 руб. являются элементом оплаты труда, поскольку произведены работодателем в пользу работников в рамках трудовых отношений; о поощрительном характере премии свидетельствует факт получения премии в различном размере каждым из работников; исключение суммы выплаченной премии из базы для начисления страховых взносов лишает работников на получение в будущем пенсии, соответствующей их реальному заработку.

Признавая указанные выводы фонда необоснованными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Из буквального содержания пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что страховые взносы исчисляются и уплачиваются работодателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Следовательно, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя на основании указанных актов за выполнение определенной трудовой функции.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В статье 191 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

С учетом приведенных положений трудового законодательства, выплаты или иные вознаграждение подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов только в случае, если они являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых договоров между работником и работодателем.

Как установил суд области при рассмотрении спора, трудовыми договорами, заключенными обществом "Моршанская мануфактура" со своими работниками, не предусматривалась выплата единовременных премий в связи с праздниками.

Выплата таких премий также не была предусмотрена и локальными нормативными актами общества.

Так, в разделе 6 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников общества "Моршанская мануфактура", утвержденного приказом N 45 от 26.06.2009, были установлены следующие премии: премии за выполнении важных производственных заданий, за перевыполнение производственных заданий, за выслугу лет, премии рабочим профессиям. Выплата каких-либо разовых премий в связи с наступлением праздников данным положением не предусмотрена.

Также не указано на возможность выплаты данных премий и в Положении об оплате труда и материальном стимулировании работников общества "Моршанская мануфактура", утвержденном приказом N 255 от 30.11.2010 и действующем с 01.01.2011.

Таким образом, конкретный размер премии к праздникам и обязательность ее выплаты не были предусмотрены системой оплаты труда общества "Моршанская мануфактура", то есть, спорные суммы премий выплачивались не в связи с достижениями в работе конкретного работника, и их размер не зависел от результатов труда конкретных работников и их трудового стажа. Размер разовой премии для выплаты конкретным работникам определялся усмотрением руководителя предприятия. Фактически, как установил суд области, данная премия носила характер материальной поддержки. Учитывая длительность новогодних праздников, а также то обстоятельство, что в это период работникам общества не производилось начисление заработной платы, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что данная выплата носила не стимулирующий, а социальный характер.

В этой связи суд области пришел к обоснованному выводу о том, что выплаченная обществом своим работникам премия к Новому году в общей сумме 1 505 000 руб. не являлась выплатой, возникшей в рамках трудовых договоров работников с работодателем и, значит, не связана с трудовыми отношениями.

Следовательно, выплаченная работникам общества "Моршанская мануфактура" на основании приказа N 279 от 21.12.2010 премия не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку она произведена вне связи с выполнением работниками трудовой функции и не обусловлена трудовыми договорами.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии у фонда оснований для доначисления страховых взносов с сумм расходов общества "Моршанская мануфактура" на оплату своим работникам премий к Новому году.

Ссылка управления Пенсионного фонда на отсутствие упомянутых расходов в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленном статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной.

При этом суд исходит из того, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, тогда как в силу приведенных выводов суда спорные выплаты по своей правовой природе изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

Следовательно, довод управления о том, что общество "Моршанская мануфактура" в рассматриваемой ситуации было обязано осуществлять учет сумм выплаченных его работникам премий к празднованию Нового года и относящихся к ним сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись соответствующие выплаты, обоснованно признан судом несостоятельным.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления 342 899,92 руб. страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с расходов общества по уплате его работникам в декабре 2010 года премий к Новому году.

Оценивая выводы управления Пенсионного фонда относительно неправомерного не включения обществом "Моршанская мануфактура" в базу для начисления страховых взносов стоимости подарков, не превышающей 3 000 руб., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как установлено органом Пенсионного фонда в ходе проверки, на основании приказов общества "Моршанская мануфактура" о поощрении работников ценными подарками к Новому году (в виде продуктов питания на сумму 400 руб.), 23-му февраля и 8-му Марта, а также приказов о вручении ценных подарков ко дню рождения, обществом были переданы работникам в проверяемом периоде подарки стоимостью от 400 руб. до 6 500 руб.

За период с января по декабрь 2010 года на подарки работникам обществом было израсходовано 400 080 руб.

Данные расходы, как установил фонд, не были учтены обществом при расчете базы для начисления страховых взносов, что, по его мнению, привело к занижению сумм начисленных страховых взносов за 2010 год.

При этом фонд исходил из того, что, поскольку между работодателями и работниками не были заключены письменные договоры дарения, которые могут подтвердить, что переданное имущество является подарком, то положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ на данные правоотношения не распространяются.

Апелляционная коллегия с данными выводами фонда не может согласиться по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Квалифицирующим признаком дарения, как это следует из пункта 1 статьи 572 Кодекса, является его безвозмездность.

В соответствии со статьей 574 Гражданского кодекса дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; когда договор содержит обещание дарения в будущем, а также при дарении недвижимого имущества.

Исходя из положений указанной статьи дарение может быть совершено в устной форме в случае передачи (символической передачи) дара одаряемому стоимостью не свыше 3 000 руб. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи, либо вручения правоустанавливающих документов.

В рассматриваемом случае общество "Моршанская мануфактура", вручая работникам праздничные подарки и подарки ко дню рождения стоимостью не свыше 3 000 руб., не обусловливала передачу подарков встречным выполнением работниками каких-либо функций.

Из приказов о поощрении работников ценными подарками к календарным праздникам, так же как и из приказов о вручении ценных подарков в связи с днем рождения, не следует, что подарки выдаются в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (успехи в работе); основанием выдачи подарков, как это следует из приказа, являлось наступление соответствующего праздника (Новый год, 23-е февраля, 8-е Марта) или дня рождения, соответственно. Данное обстоятельство подтверждает факт безвозмездности передачи подарков.

Передача работникам подарков подтверждается их подписями в соответствующих приказах о приобретении и выдаче подарков, форма и содержание которых, как правильно указал суд области, соответствует унифицированным формам Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника" и Т-11а "Приказ о поощрении группы работников", а также свидетельствует и о соблюдении требования о письменной форме договора дарения между юридическим и физическим лицом.

При этом, поскольку, как установил суд области, в большинстве случаев стоимость каждого выданного работнику подарка не превышала трех тысяч рублей (общая стоимость таких подарков составила 334 480 руб.), то заключение договора дарения в письменной форме в силу статьи 574 Гражданского кодекса в данном случае не требовалось.

В отношении подарков, стоимость которых превышала сумму 3 000 руб., суд области в удовлетворении требований страхователя о признании доначисления страховых взносов со стоимости таких подарков отказал. Страхователь в указанной части с решением суда области согласился.

Следовательно, учитывая, что новогодние подарки и подарки ко дню рождения были вручены работникам в рамках гражданско-правовых договоров дарения, предметом которых является переход права собственности на имущество (имущественные права), а не выполнение работ, оказание услуг, в силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ стоимость врученных работникам общества подарков на общую сумму 334 480 руб. не является объектом обложения страховыми взносами.

При таких обстоятельствах, исходя из положений части 3 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, и принимая во внимание, что затраты, связанные с покупкой подарков для награждения работников осуществлены заявителем за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов (данное обстоятельство отражено в приказах о приобретении и вручении ценных подарков и не оспорено управлением Пенсионного фонда), суд области обоснованно указал, что стоимость новогодних подарков в общей сумме 334 480 руб. не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год.

Соответственно, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для доначисления обществу "Моршанская мануфактура" страховых взносов в сумме 75 875,28 руб. со стоимости подарков, не превышающей 3 000 руб.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "Моршанская мануфактура" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в общей сумме 418 775,20 руб. (342 899,92 руб. + 75 875,28 руб.), также неправомерным является и начисление пеней в сумме 36 364,79 руб.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое названным Федеральным законом установлена ответственность, является основанием для привлечения виновного лица к ответственности, установленной соответствующей статьей Закона.

Ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона N 212-ФЗ).

В частности, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ).

Поскольку, в силу отсутствия неучтенных объектов обложения страховыми взносами у общества "Моршанская мануфактура" отсутствовала обязанность вести учет этих объектов и исчислять с них суммы страховых взносов, то обществом не допущено нарушения в виде неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов, за которое названной нормой предусмотрена ответственность.

При изложенных обстоятельствах у управления Пенсионного фонда отсутствовали и основания для начисления обществу штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 83 755,04 руб. - за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения в 2010 году базы для начисления страховых взносов.

В этой связи решение управления Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области N 4 от 22.11.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" правомерно было признано судом области недействительным в части начисления недоимки по страховым взноса в сумме 418 775,20 руб. (342 899,92 руб. + 75 875,28 руб.), пеней по страховым взносам в сумме 36 364,79 руб. и штрафов в сумме 83 755,04 руб.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Все доводы фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.

Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, решение арбитражного суда Тамбовской области в обжалуемой части отмене не подлежит.

Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого управление Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2012 по делу N А64-1493/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.

 

Председательствующий судья

Т.Л. Михайлова

 

Судьи

Е.А. Семенюта
П.В. Донцов

 


Номер дела в первой инстанции: А64-1493/2012


Истец: ООО "МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА"

Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Моршанску и Моршанскому району Тамбовской области, Управление пенсионного фонда по г. Моршанску в Моршанском р-не Тамбовской обл.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.