г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А56-27356/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Беляевой Ю.А.,
при участии:
от заявителя: Шашарина по доверенности от 16.04.2012;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15917/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2012 по делу N А56-27356/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 23 Колпинского района Санкт-Петербурга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Максимус"
об оспаривании ненормативных актов
установил:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 23 Колпинского района Санкт-Петербурга" (место нахождения: 196652, Санкт-Петербург, Колпино, ул. Загородная, д. 53, лит. А, основной государственный регистрационный номер 102780875943; далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 7-9; основной государственный регистрационный номер 1027809242933; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) от 07.02.2012 по делу N К03-1/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек общество с ограниченной ответственностью "Максимус" (далее - общество, третье лицо, ООО "Максимус").
Решением от 29.06.2012 суд первой инстанции заявление учреждение удовлетворил, признав недействительными оспоренные им ненормативные акты антимонопольного органа.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 29.06.2012 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. Как указывает податель жалобы, пищевые продукты, относящиеся к разным товарным группам и включенные заявителем в состав одного лота, не являются взаимозаменяемыми по своим потребительским свойствам, целевому назначению, способам употребления, различны по специфике и методам их приготовления. Следовательно, по мнению УФАС, примененный учреждением порядок укрупнения лота предоставил возможность участвовать в торгах только поставщикам продукции, исключив из числа потенциальных претендентов производителей. С учетом приведенного антимонопольный орган считает, что в действиях заявителя имеется нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Управление и общество, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123, абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта пятого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2011 учреждение как заказчик разместило на официальном сайте Российской Федерации и электронной площадке в сети Интернет извещение N 0372200137211000003 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на комплексную поставку пищевых продуктов для ГБДОУ детский сад N 23 Колпинского района СПб в 2012 году и документация об открытом аукционе в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 268 292 руб. 49 коп. (том дела 1, листы 16-17).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 13.12.2011 N 1-ЭА аукционные предложения поступили от четырех претендентов, троим из которых отказано в участие в торгах по причине их несоответствия требованиям аукционной документации (том дела 1, листы 169-173). К участию в аукционе допущен один хозяйствующий субъект, имеющий порядковый номер заявки - 1950008 (закрытое акционерное общество "Артис-Детское питание"), который впоследствии и был признан победителем торгов.
Полагая, что учреждение неправомерно включило в предмет аукциона виды товаров (пищевые продукты), относящихся к разным товарным группам и технологически и функционально не связанных между собой, общество "Максимус" направило жалобу в антимонопольный орган (том дела 2, лист 242).
Приказом от 11.01.2012 N 04-ОВ управление возбудило дело N К03-1/12 по признакам нарушения заявителем статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении названного выше аукциона (том дела 2, лист 241).
Как установило управление на основании полученных документов, утвержденная заказчиком аукционная документация предусматривает поставку в рамках одного лота различные наименования продуктов (яйцо, мясо, рыба, овощи, крупы, молоко, хлеб, бакалея и др.), что, по мнению УФАС, свидетельствует о ее направленности на привлечение к участию в аукционе исключительно поставщиков (посредников), тем самым исключая возможность участия сельскохозяйственных производителей и производителей продуктов питания. Таким образом, как указал антимонопольный орган, примененный заявителем способ формирования предмета торгов привел к сокращению числа хозяйствующих субъектов - потенциальных претендентов, способных предложить к поставке отдельные виды товара, и, как следствие, ограничению конкуренции.
Решением от 07.02.2012 по делу N К03/1702 управление признало в деяниях заказчика нарушение частей 1 и 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении спорного аукциона, выразившееся в объединении в один лот продуктов питания, относящихся к разным товарным группам и различных по функциональным характеристикам, что влечет за собой ограничение конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров (том дела 1, листы 10-12).
Предписанием от 07.02.2012 (исх. N 03/1703 от 21.02.2012) антимонопольный орган обязал заявителя совершить действия, направленные на обеспечение впредь конкуренции при проведении торгов, запроса котировок на поставку пищевых продуктов для ГБДОУ детский сад N 23 Колпинского района СПб путем недопущения включения в один лот (предмет покупки) продуктов питания, относящихся к разным товарным группам и различным по функциональным характеристикам (том дела 1, лист 14).
Не согласившись с законностью ненормативных актов УФАС, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В статье 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) закреплено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с частью пятой статьи 51 названного Закона обязанность по организации питания в образовательном учреждении возложена на последнее.
Аналогичное правило закреплено было и в пункте 24 ранее действовавшего Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666.
Требования к организации питания в дошкольных образовательных учреждениях закреплены в СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91. В этом документе, помимо всего, установлены требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста, которое должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии.
С учетом изложенного верным представляется вывод суда первой инстанции о том, что формирование заявителем лота примененным им способом направлено, прежде всего, на исполнение обязанности по обеспечению регулярным питанием детей детского сада в соответствии с утвержденными законодательством нормативами и на основании заранее определенного меню, состоящего из готовых блюд. Именно поэтому в рассматриваемом случае для заказчика определяющим является приобретение продуктов питания разного вида в рамках одного контракта.
Более того, из материалов дела не вытекает, что при рассмотрении дела управление исследовало и оценивало, действительно ли дробление предмета аукциона привлечет к участию большего количества лиц (наличие заинтересованности у хозяйствующих субъектов, в чьих интересах выступил антимонопольный орган, поставлять продукцию заявителю с учетом требуемых ему объемов), позволит более эффективно использовать выделенные для этого бюджетные денежные средства, достичь цели размещения заказа (выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям (нуждам) заказчика), то есть обеспечить конкуренцию в предписываемом заказчику УФАС виде.
Следовательно, приняв во внимание такие фактические обстоятельства спора и удовлетворив заявление учреждения, суд первой инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт. Оснований, включая процессуальных, для отмены обжалуемого решения первой судебной инстанции апелляционный суд не усматривает.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба антимонопольного органа подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2012 по делу N А56-27356/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27356/2012
Истец: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N23 Колпинского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Максимус"