г. Пермь |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А71-7811/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ОАО "Удмуртский хладокомбинат" - Михайлов Е.В., паспорт, доверенность от 28.06.2012;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал N 1 Ижевский) - Паршинцева Ж.М., служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2011 N 3; Толстова А.С., служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2011 N 2;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 июля 2012 года
по делу N А71-7811/2012,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению ОАО "Удмуртский хладокомбинат" (ОГРН 1021801434016, ИНН 1831040300)
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал N 1 Ижевский) (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135)
о признании недействительными решений и требований,
установил:
ОАО "Удмуртский хладокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал N 1 Ижевский) (далее - фонд) N8 н/с от 27.02.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, решения N5 от 27.02.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решения N3н/с от 11.05.2012 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке, решения N 6 от 11.05.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N3н/с от 30.03.2012, N6 от 30.03.2012.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными решения фонда N 8 н/с от 27.02.2012, N 5 от 27.02.2012, N 3н/с от 11.05.2012, N 6 от 11.05.2012, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 3н/с от 30.03.2012, N 6 от 30.03.2012, вынесенные в отношении общества в части доначисления страховых взносов на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми -инвалидами, а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обжаловало его в порядке апелляционного производства по следующим основаниям.
Фонд настаивает на том, что оплата дополнительных дней отдыха родителю для ухода за ребенком-инвалидом подлежит обложению страховыми взносами.
Фонд, просит отменить решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в части доначисления страховых взносов на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Представитель фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по соблюдению Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона N165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона N125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
Результаты выездной проверки оформлены актами от 31.01.2012 N 12н/с и от 31.01.2012 N 8 (л.д. 30-34).
По результатам выездной проверки с учетом возражений ОАО "Удмуртский хладокомбинат", принято решение N 8 н/с от 27.02.2012 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастные случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее закон N125-ФЗ) в виде штрафа в размере 8 руб. 78 коп.
Указанным решением обществу предложено уплатить 43 руб. 89 коп. недоимки по страховым взносам и 10 руб. 43 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
По результатам выездной проверки с учетом возражений ОАО "Удмуртский хладокомбинат", принято решение N 5 от 27.02.2012 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по ч.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 127 руб. 29 коп.
Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 636 руб. 46 коп.
Основанием для привлечения общества к ответственности, начисления страховых взносов и пени послужили выводы Фонда социального страхования о том, что обществом, в нарушение Закона N212-ФЗ и Закона N 125-ФЗ при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно: сумма среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ, суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ, суммы среднего заработка, начисленные работнику за период прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопроса о постановке на воинский учет в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Заявитель обжаловал решения филиала N 1 (Ижевский) Фонда социального страхования N 5 от 27.02.2012 и N 8н/с от 27.02.2012 в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике. Решением Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике от 28.03.2012 N 01-25/17-1908 по апелляционным жалобам ОАО "Удмуртский хладокомбинат" решения Филиала N 1 (Ижевский) Государственного учреждения - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике N 5 от 27.02.2012 и N 8н/с от 27.02.2012 оставлены без изменения (т. 1 л.д. 9-11).
30.03.2012 на основании указанных решений, в адрес заявителя Фондом социального страхования были выставлены требования:
- N 3 н/с об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей на сумму 63 руб. 10 коп., в том числе 43 руб. 89 коп. недоимки по страховым взносам, 10 руб. 43 коп. пени и 8 руб. 78 коп. штрафа;
- N 6 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 763 руб. 75 коп., в том числе 636 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам и 127 руб. 29 коп. штрафа.
В связи с неисполнением требований об уплате страховых взносов, пени и штрафов Фондом социального страхования приняты решения:
- N 3 н/с от 11.05.2012 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке;
- N 6 от 11.05.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Общество, оспаривая решения и требования фонда, указало на то, что суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, а также начисленные работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха и начисленные работнику за период прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопроса о постановке на воинский учет, не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не связаны с выполнением работниками трудовой деятельности. Поэтому в соответствии с п.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объекта страховых взносов в данном случае не возникает.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации
Одним из оснований к вынесению фондом решений N 8 н/с от 27.02.2012, N 5 от 27.02.2012, N 3н/с от 11.05.2012, N 6 от 11.05.2012, послужило то, что обществом не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику - Харитоновой С.Г. для ухода за ребенком-инвалидом в период с 11.10.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2011 по 31.08.2012.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2012 года по делу N А71-7811/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7811/2012
Истец: ОАО "Удмуртский хлебокомбинат"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике Филиал N 1 (Ижевский)
Третье лицо: ГУ РО-ФСС РФ по УР г. Ижевск