Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 15 сентября 2008 г. N вн3.31-16/771
"По проекту федерального закона N 80592-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения порядка лицензионного контроля при осуществлении "строительных" видов работ), внесенному Советом народных депутатов Кемеровской области"
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям в рамках своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 80592-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения порядка лицензионного контроля при осуществлении "строительных" видов работ), внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которыми пункт 1 данной статьи дополняется подпунктами 101.1, 101.2, 101.3, устанавливающими обязательность лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, а также инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. При этом не ясно, по какой причине Федеральный закон от 19 июля 2007 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", содержащий аналогичные нормы, признается утратившим силу.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 18 указанного Федерального закона новым пунктом 6.1., согласно которому с 1 января 2011 года прекращается лицензирование деятельности по проектированию и строительству задний# и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, а также инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми допускается применение упрощенного порядка лицензирования для иных видов деятельности, требующих переходного периода для введения альтернативных методов регулирования, при наличии договора страхования гражданской ответственности и наличии рекомендации саморегулируемой организации, членом которой является лицензиат.
Необходимость внесения соответствующих изменений обосновывается отсутствием в настоящее время технических регламентов, касающихся безопасности зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также отсутствием переходного периода от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли.
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Федеральным законом от 2 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) была введена система саморегулирования в строительстве. При этом особое место в Законе занимают нормы, касающиеся переходного периода от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве.
Во-первых, Законом внесены изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензирование деятельности по проектированию и строительству задний# и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, а также инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения прекращается с 1 января 2010 года, а выдача лицензий прекращается с 1 января 2009 года.
Во-вторых, Законом установлено, что до 1 января 2009 года статус саморегулируемой организации могут приобрести только некоммерческие организации, членами которых являются лица, имеющие лицензии на инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений, за исключением сезонных или вспомогательных сооружений.
В-третьих, Законом установлены пониженные требования к размеру компенсационного для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, или осуществляющих строительство, которые действуют до 1 января 2009 г.
В-четвертых, в соответствии с Законом до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании лицензии либо выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.
В-пятых, Закон устанавливает, что до 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, в Законе достаточно полно и четко прописаны нормы переходного периода от системы лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли.
Что же касается доводов авторов законопроекта о необходимости продления до 1 января 2011 года лицензирования в строительной отрасли в связи с отсутствием в настоящее время принятых технических регламентов, то следует отметить, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, о безопасности строительных материалов и изделий относятся к первоочередным и должны быть приняты до 1 января 2010 г.
Кроме того, в связи с особой важностью технических регламентов, касающихся безопасности зданий, строений, сооружений и иных объектов, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 715 "О мерах по развитию жилищного строительства" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить принятие указанных технических регламентов в срок до 1 января 2009 года.
Соответственно, к окончанию срока действия системы лицензирования будут приняты необходимые технические регламенты в строительной отрасли.
Кроме того, положения законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не соответствуют требованиям юридической техники, так как соответствующие изменения вносятся в основной закон.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 80592-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения порядка лицензионного контроля при осуществлении "строительных" видов работ), внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.