г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А26-8887/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Еремеев Ю.С. - доверенность от 15.11.2012
Мерзлякова Е.А. - доверенность от 15.11.2012; Черкасова Е.Н. - доверенность от 15.11.2012
от ответчика (должника): Захарова Е.А. - доверенность от 15.11.2012
Кожокарь Н.Н. - доверенность от 22.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3311/2013) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2012 по делу N А26-8887/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ЗАО "Карлис-Пром"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия
о признании недействительным решения от 05.07.2012 N 5
установил:
закрытое акционерное общество "Карлис-Пром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (далее - Управление, Фонд) о признании недействительным решения от 05.07.2012 N 5 о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010, 2011 годы, начислении соответствующих пеней и привлечении Общества к ответственности за неуплату страховых взносов.
Решением от 17.12.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Признано недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия от 05.07.2012 N 5.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что выплаченные суточные при однодневных командировках не отвечают требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон), и не являются установленными законодательством Российской Федерации компенсационными выплатами, связанными с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, при однодневных командировках суточные не выплачиваются, при однодневной командировке исключается проживание вне места жительства.
Кроме того, несмотря на то, что страховые взносы за 2010, 2011 годы с предельной базы для начисления страховых взносов (без учета доначислений по оспариваемому решению) уплачены Обществом, однако, данное обстоятельство не может являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным, так как доначисления были произведены в отчетном периоде, предшествующем достижению предельной величины базы. Обществом не выполнены условия, а именно представление уточненного расчета и оплата страховых взносов и пени, до момента назначения выездной проверки за данный период, в связи с чем освобождение от ответственности неправомерно.
Представители Фонда в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивали на ее удовлетворении в полном объеме.
Представители Общества с апелляционной жалобой не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт N 7 от 28.05.2012 (л.д.14-19) и с учетом рассмотрения возражений Общества от 04.06.2012, принято решение N 5 от 05.07.2012 (л.д.22-28).
Согласно указанному решению Обществу доначислены страховые взносы в общей сумме 4 279 руб. 10 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 3 052 руб., на накопительную часть пенсии в сумме 588 руб.; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 317 руб. 10 коп.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 322 руб.
Фонд также начислил Обществу пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 597 руб. 04 коп. и штрафные санкции за неуплату страховых взносов в сумме 855 руб. 82 коп.
Основанием для доначисления указанных сумм, послужили выводы Фонда, что Обществом не правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов суммы суточных, выплаченных работникам предприятия по однодневным командировкам в феврале, марте, апреле, июне, октябре, ноябре, декабре 2010 года и в январе, феврале, марте 2011 года в сумме 16 100 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество 16.07.2012 направило жалобу в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (л.д.62-66).
Решением государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 16.08.2012 N 24 (л.д.77-79) жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Фонда N 5 от 05.07.2012 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договором и гражданско-правовым договором, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (пункт 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей:
- с 1 января 2011 года - 463 000 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Согласно пункту 2 данной статьи при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Между тем в силу статей 167 и 168 Трудового кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Как следует из материалов дела, руководителем Общества утверждено Положение о командировках на 2010 год и на 2011 год.
В соответствии с пунктами 4 названных документов продолжительность командировки работника (работников) определяется руководителем предприятия (иным уполномоченным лицом) на основании целей и задач, которые предстоит решить работнику (работникам).
Пунктом 9 определено, что в случае удаленности пункта назначения командировки более чем на 150 км, в целях соблюдения режима труда и отдыха, поскольку возможность осуществлять трудовые обязанности связана с большими временными затратами на дорогу, суточные выплачиваются за каждый день командировки, в том числе если сотрудник вернулся в день отправления.
Согласно пункту 14 Положений о командировках на 2010 год и 2011 год командированному сотруднику перед отъездом в командировку выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда, суточных и расходов по найму жилого помещения. В течение 30 дней по возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по проезду. Суточные (питание, проезд на городском транспорте, мелкие расходы и т.п.) выплачиваются за каждый день нахождения в командировке, включая время нахождения в пути, праздничных и выходных дней. По окончании командировки сотрудник также обязан представить отчет о выполненном задании.
В соответствии с приказами руководителя Общества от 01.01.2010 N 01/01-4 и от 01.01.2011 N 01/01-08 за каждые сутки нахождения в командировке на территории Российской Федерации работнику выплачиваются суточные в размере 700 руб. При нахождении в командировке 1 день суточные также выплачиваются в размере 700 руб. Приказом Общества от 01.04.2011 N 01/04-1 установлен размер суточных за каждые сутки нахождения в командировке на территории Российской Федерации в сумме 700 руб., а при нахождении в командировке 1 день в городах, находящихся более чем в 360 км от г.Сортавала, суточные выплачиваются в размере 700 руб.
Обществом в материалы дела представлены копии командировочных удостоверений с приложением авансовых отчетов по командировкам, приказов о направлении в командировку, служебных заданий за 2010 и 2011 годы по работникам, находившимся в однодневных командировках. Командировочные удостоверения работников Общества оформлены на один день, работники фактически возвращались из однодневных командировок в тот же день к месту своего постоянного жительства. Из авансовых отчетов работников, утвержденных руководителем Общества, следует, что командированным было выплачено возмещение в размере 700 руб.
Довод Фонда, что суммы выплаченных суточных при однодневных командировках подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 164 ТК РФ, компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако, исходя из их направленности и экономического содержания, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, выплата работникам суточных при однодневных командировках предусмотрена утвержденным руководителем Общества Положением о командировках. Размер выплачиваемых суточных утвержден приказами Общества от 01.01.2010 N 01/01-4 и от 01.01.2011 N 01/01-8 и соответствует нормативам, установленным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Трудовыми договорами, заключенными с конкретными работниками, названные выплаты не предусмотрены.
Таким образом, денежные средства, выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в однодневные служебные командировки (поездки), представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем с данных сумм не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой "выплаченные суммы по однодневным командировкам не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника".
Фондом не представлено доказательств, подтверждающих, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия трудовых отношений, изложенного в статье 15 ТК РФ), носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что произведенные Обществом выплаты являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда, и, следовательно, в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не должны облагаться страховыми взносами.
Довод Фонда, что начисление страховых взносов на суммы выплаченных командировочных расходов по работникам, у которых в расчетном периоде база для начисления страховых взносов достигла предельного размера правомерно, т.к. Общество не откорректировало базу в последующем периоде, подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (часть 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. с нарастающим итогом с начала расчетного периода (с 1 января 2011 года - 463 000 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933)). С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Таким образом, для установления предельной величины базы для начисления страховых взносов определяющее значение имеет расчетный период плательщика страховых взносов.
Фондом не оспаривается, что страховые взносы за 2010, 2011 годы с предельной базы для начисления страховых взносов Обществом уплачены в полном объеме. Кроме того, в 2010, 2011 годах у Общества постоянно имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Однако указанные обстоятельства в оспариваемом решении Фондом не отражены и не учтены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что доначисление Обществу страховых взносов за указанные периоды, начисление пеней за их неуплату и привлечение Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ являются неправомерными.
Ссылка Фонда на пункт 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей, подлежит отклонению.
Указанная норма относится к случаям самостоятельного обнаружения плательщиком страховых взносов факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. В рассматриваемом случае Фонд, проводя выездную проверку Общества, должен был определить весь объем обязанностей Общества по уплате страховых взносов за проверенные периоды и установить фактический размер недоимки, имеющейся (отсутствующей) у Общества по окончании расчетных периодов 2010 и 2011 годов.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В апелляционной жалобе Фонд не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решнеие Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2012 по делу N А26-8887/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8887/2012
Истец: ЗАО "Карлис-Пром"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия