Лицензирование страховой деятельности (О.А. Скачкова, "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 1, январь-февраль 2008 г.)

Лицензирование страховой деятельности


Сравнительно молодой страховой рынок в России динамично развивается, о чем свидетельствует большое количество страховых компаний и складывающаяся инфраструктура: страхователи, посредники (страховые агенты и брокеры), сюрвейеры (специалисты по оценке рисков), оценщики, аварийные комиссары, актуарии, консультанты и др.

Страховой рынок становится все более привлекательным для предпринимателей, желающих осуществлять свою деятельность в качестве страховщиков. Бытует мнение, что суть деятельности страховщика состоит только в сборе денежных взносов со страхователей, за счет чего страховой бизнес бурно процветает. Однако в настоящее время не так просто стать страховщиком. Российское государство предъявляет строгие требования к лицам, осуществляющим деятельность в сфере страхования. Согласно действующему законодательству страховщики должны выполнять следующие обязанности: осуществлять оценку страхового риска, получать страховые премии (страховые взносы), формировать страховые резервы, инвестировать активы, определять размер убытков или ущерба, производить страховые выплаты и иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1997 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ").

Правительство РФ выработало правовые механизмы взаимодействия между государством, органом исполнительной власти и страховым бизнесом. При этом учтены нормы Конституции РФ и международного права, предусмотрены запреты и ограничения. Одним из элементов государственного регулирования является лицензирование деятельности страховых организаций, которое осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ".

Лицензирование - это процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности. Порядок лицензирования четко прописан в ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона "Об организации страхового дела в РФ". В этой статье указаны исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Лицензированию подлежат субъекты страхового дела. К ним относятся страховщики, в компетенции которых находится деятельность по страхованию, перестрахованию и взаимному страхованию, а также лица, ведущие деятельность по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием, - страховые брокеры. К субъектам страхового дела относятся также страховые актуарии - специалисты по расчетам страховых тарифов и страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов. В отличие от остальных субъектов страхового дела их деятельность подлежит не лицензированию, а аттестации с выдачей квалификационного аттестата, подтверждающего знания в области актуарных расчетов. Наличие страхового актуария в штате страховщика является обязательным. Получить лицензию для осуществления деятельности страховщика вправе только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели не имеют такого права и, соответственно, не могут быть страховщиками (ст. 6 Закона "Об организации страхового дела в РФ", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предринимателей"). При этом страховой брокер может быть либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем.

Статья 32.1 Закона "Об организации страхового дела в РФ" выдвигает к руководителям (в том числе к единоличному исполнительному органу) субъекта страхового дела следующие квалификационные требования: обязательное высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной и (или) брокерской организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации. Руководители и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, а также квалификационный аттестат. Сведения об указан-ных должностных лицах - копии диплома и трудовой книжки - в обязательном порядке должны быть представлены заявителем лицензии в лицензионный орган в числе прочих документов, передаваемых для лицензирования.

Статья 4.1 Закона "Об организации страхового дела в РФ" предъявляет строгие требования к наименованию субъекта страхового дела. Таковым является юридическое лицо, которое не имеет права использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела (данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела). Фирменное наименование субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:

- указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела (ОАО, ООО и т.д.);

- указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов "страхование" и (или) "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер", а также производных от этих слов и словосочетаний;

- обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.

Став обладателем лицензии и осуществляя свою деятельность, страховщик находится под постоянным надзором и контролем ФССН. Таким образом, нельзя получить лицензию и успокоиться. Во-первых, если страховщик нарушает законодательство, ФССН может принять решение об аннулировании, ограничении, приостановлении действия лицензии или об ее отзыве. Во-вторых, сведения о получении лицензии (ее номер, дата выдачи и др.) вносятся в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Кроме того, согласно ст. 4.1 Закона "Об организации страхового дела в РФ" в этот реестр вносятся сведения об аннулировании, ограничении, приостановлении или возобновлении действия лицензии, а также об отзыве лицензий, выданных страховым организациям. Данная информация не является секретной. Все решения, касающиеся лицензирования, а также официальные документы ФССН публикует в печатном органе - "Финансовой газете", утвержденной приказом ФССН от 22 мая 2006 г. N 558 "Об определении печатного органа в целях опубликования актов Федеральной службы страхового надзора". Кроме того, согласно ст. 29 Закона "Об организации страхового дела в РФ" страховщик обязан ежегодно публиковать бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, в частности в тех, которые распространяются на территории деятельности страховщика. Достоверность бухгалтерских отчетов должна сопровождаться аудиторским подтверждением, а сведения об опубликовании страховщик обязан сообщить в орган страхового надзора.

Страховщик также обязан отправлять в ФССН электронную анкету, отражающую сведения о субъекте страхового дела. Порядок заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами "Электронной анкеты субъекта страхового дела" изложен в Письме Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02.

Согласно ст. 32.5 Закона "Об организации страхового дела в РФ" срок действия лицензии в определенных случаях может быть ограничен, при этом выдается временная лицензия. Она может выдаваться по желанию соискателя на срок, указанный им в заявлении, но не более чем на 3 года. Временную лицензию сроком от 1 года до 3 лет лицензирующий орган может выдать и тому соискателю, который желает получить лицензию без ограничения срока действия. Так происходит, например, если соискателем не представлена информация, позволяющая лицензирующему органу достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования (правила страхования соискатель обязан представлять при лицензировании), а также в других случаях, установленных страховым законодательством. Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если иное не предусмотрено страховым законодательством. Лицензирующий орган вправе отказать в продлении временной лицензии, если за время ее действия соискателем допущены нарушения страхового законодательства и не устранены в установленный срок.

Итак, лицензирование страховой деятельности осуществляется ФССН. Это единственная служба в стране, которая имеет право выдавать лицензии в сфере страхования. ФССН создана в соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Ее полномочия на лицензирование определены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 203 "Вопросы Федеральной службы страхового надзора" (с изм. от 7 февраля 2007 г.) и Положением о Федеральной службе страхового надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330. В этих нормативных актах полномочия ФССН представлены довольно большим списком. Из всего перечня полномочий рассмотрим лишь один пункт, одинаково прописанный в обоих нормативных актах: "Принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий".

В недавнем прошлом ФССН называлась Росстрахнадзором. С изменением наименования роль Службы осталась прежней - она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. При этом ФССН действует непосредственно либо через свои территориальные органы. Центральный аппарат ФССН находится по адресу: Москва, ул. Ильинка, д. 10/2, стр. 1. В статье не рекламируется местонахождение данной службы, адрес размещения ФССН определен постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 203. То же относится и к адресу выдачи лицензии, установленному нормативным документом: Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 1, комн. 631 (письмо ФССН от 25 марта 2005 г. N 44-2087/02-01 "О порядке выдачи лицензии"). Территориальные органы ФССН называются инспекциями страхового надзора по федеральному округу (далее - Инспекции), сокращенно, например: ИСН по Приволжскому федеральному округу.

В функцию территориальных органов не входит выдача лицензий - лицензирование осуществляется в Москве. Однако обязанности Инспекций предусматривают внесение в Службу предложений об ограничении, приостановлении или возобновлении действия лицензий, об их отзыве в случаях выявления субъектами страхового дела нарушений страхового законодательства; а также выдачу предписания согласно законодательству РФ (Положение о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по федеральному округу (с изм. от 1 августа 2006 г.).


Перечень территориальных органов Федеральной службы страхового
надзора - Инспекций страхового надзора по федеральным округам,
утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2004 г. N 126н


1. Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу.

2. Инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу.

3. Инспекция страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу.

4. Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу.

5. Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу.

6. Инспекция страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу.

7. Инспекция страхового надзора по Центральному федеральному округу.

За каждой Инспекцией закреплены территории субъектов Российской Федерации, определенные приказом ФССН от 4 апреля 2005 г. N 33 (Приложение N 1 с изм. от 22 декабря 2006 г.). Например, за Инспекцией страхового надзора по Центральному федеральному округу закреплены Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и города Москва и Байконур.

ФССН возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель ФССН несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя ФССН устанавливается Правительством Российской Федерации.

Краткий алгоритм действий, которые должен совершить соискатель для получения лицензии, таков: уплата государственной пошлины, подача заявления в лицензирующий орган и одновременно в соответствии со ст. 32 Закона "Об организации страхового дела в РФ" представить пакет лицензионных документов, перечень которых приведен далее. Приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н утверждено Положение о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела. Соискатель может отправить документы в ФССН нарочным либо по почте. В последнем случае целесообразно приложить опись и уведомление, подтверждающие факт доставки. После этого соискатель лицензии должен дождаться решения ФССН. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов, предусмотренных ст. 32 Закона "Об организации страхового дела в РФ".


Перечень документов, предусмотренный ст. 32 Закона
"Об организации страхового дела в РФ" для получения
лицензии на осуществление добровольного и (или)
обязательного страхования, взаимного страхования


1. Заявление о предоставлении лицензии.

2. Учредительные документы соискателя лицензии.

3. Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица.

4. Протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии.

5. Сведения о составе акционеров (участников).

6. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере.

7. Документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит.

8. Сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии.

9. Сведения о страховом актуарии.

10. Правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов.

11. Расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

12. Положение о формировании страховых резервов.

13. Экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Соискатели лицензий на осуществление перестрахования представляют документы в соответствии с данным перечнем, кроме содержащих сведения об актуарии, правил страхования и расчетов страховых тарифов. Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, а также взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы из указанного перечня:

- заявление о предоставлении лицензии;

- правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

- положение о формировании страховых резервов.

- экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие в своих уставных капиталах долю иностранных инвесторов более 49%, помимо документов, указанных в перечне ст. 32 Закона, обязаны представить дополнительный документ - согласие (в письменной форме) соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации. Если в стране места пребывания иностранных инвесторов требования к наличию такого разрешения отсутствуют, то соискатели лицензий уведомляют об этом орган страхового надзора.

Подготовка лицензионных документов в соответствии с указанным перечнем является для соискателя самой трудоемкой и ответственной. Небрежное оформление документов, игнорирование требований законодательства приводят к затягиванию сроков получения лицензии. Отсутствие какого-либо документа из перечня, нерасшифрованная подпись и другие недостатки оформления приводят к запросу недостающих документов со стороны лицензирующего органа. Чем дольше соискатель будет получать лицензию, тем позже он начнет заниматься своим бизнесом. Часть документов из перечня должна быть предоставлена в виде нотариально заверенных копий: учредительные документы соискателя лицензии; документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела.

ФССН не станет рассматривать заявление без наличия платежного документа, удостоверяющего оплату пошлины. До подачи заявления соискатель должен уплатить пошлину и представить в лицензионный орган платежный документ вместе с заявлением и пакетом лицензионных документов. Так, за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается государственная пошлина в размере 300 руб.; за предоставление лицензии - 1000 руб.; за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2005 г. N 03-06-03-04/10, Письмо ФССН N 44-2085/02-01 от 25 марта 2005 г. "О порядке уплаты государственной пошлины").

Не все указанные пошлины должны быть уплачены одновременно:

- при подаче заявления соискателем уплачивается пошлина в размере 300 руб. за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

- после принятия ФССН решения о выдаче лицензии и уведомлении об этом соискателя, уплачивается пошлина в размере 1000 руб. за предоставление лицензии (Письмо ФССН N 44-2085/02-01 от 25 марта 2005 г. "О порядке уплаты государственной пошлины");

- в последующем при необходимости уплачивается пошлина в размере 100 руб. за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

Для уплаты государственной пошлины необходимо заранее связаться с ФССН и узнать реквизиты расчетного счета, на который должна уплачиваться пошлина. Расчетный счет периодически меняется, поэтому узнать его нужно незадолго до подачи заявления, чтобы он был действителен на момент подачи лицензионных документов. При оформлении платежного документа кроме основных реквизитов расчетного счета и размера пошлины нужно проставлять КБК, так как государственные пошлины подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации. Так, в письме ФССН от 25 марта 2005 г. N 44-2085/02-01 "О порядке уплаты государственной пошлины" указан КБК: 093 1 08 07 080 01 0000 110.

Особого внимания заслуживает также графа платежного документа "Назначение платежа", где необходимо четко и точно указать наименование пошлины: "за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии"; "за предоставление лицензии"; "за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии".

Что представляет собой платежный документ? Согласно письму ФССН N 44-2085/02-01 при безналичной форме оплаты таковым является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении. При оплате в наличной форме это квитанция определенной формы, выдаваемая плательщику банком либо должностным лицом или кассой органа, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области налогов и сборов, производившего оплату по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти.

Какая судьба ожидает пакет лицензионных документов в ФССН? Заявление и документы, поступившие от соискателя лицензии в ФССН, регистрируются и заносятся в информационную базу службы, в которую на протяжении всего процесса лицензирования помещается информация, соответствующая каждому этапу рассмотрения документов, в том числе сведения о результатах рассмотрения заявления. Затем осуществляется предварительная проверка документов на предмет соответствия перечню, регламентированному ст. 32 Закона "Об организации страхового дела в РФ". Если в представленном пакете лицензионных документов присутствуют все перечисленные в перечне документы и при этом соблюдена их форма, установленная законодательством, то ФССН направляет соискателю лицензии письменное уведомление о приеме документов на рассмотрение. Отказ (уведомление об отказе) в приеме документов к рассмотрению соискатель получает в случае несоблюдения требований законодательства.

ФССН проводит экспертизу содержания каждого из представленных документов:

- тщательно рассматриваются правила страхования, экономическое обоснование тех видов страхования, на которые запрашивается лицензия;

- проверяются расчеты и их соответствие тому объему, который определяется в правилах страхования;

- проверяются бизнес-план и соответствие планируемых показателей с собственными средствами, имеющимися у страховщика;

- рассматриваются учредительные документы, свидетельствующие об увеличении капитала, и документы, подтверждающие оплату уставного капитала.

При проведении экспертизы в целях проверки информации, полученной из документов соискателя лицензии, орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о представлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся данных документов. По результатам экспертизы подготавливается заключение, необходимое для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. На основании заключения принимается окончательное решение, о котором уведомляется соискатель лицензии.

Таким образом, результатом рассмотрения заявления, направленного соискателем в лицензирующий орган, является решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятом решении в течение пяти рабочих дней с момента его принятия. Соискатель, получив решение о выдаче лицензии, должен уплатить пошлину за предоставление лицензии и получить ее в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче.

Получить лицензию можно двумя способами:

- заранее уведомить Управление предварительного контроля ФССН по телефону и затем прибыть в данное Управление. При этом необходимо предъявить доверенность на право получения лицензии; возвратить ранее выданную лицензию со всеми приложениями (при переоформлении); представить копии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

- получить лицензию по почте, предварительно возвратив (также по почте) ранее выданную лицензию со всеми приложениями (при переоформлении) и прислав копию документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

Лица, занимающиеся страховой деятельностью, вправе обжаловать отказ в выдаче лицензии либо бездействие лицензирующего органа. Порядок обжалования изложен в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно ст. 35 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судом в соответствии с их компетенцией.


О.А. Скачкова,

предприниматель в сфере услуг страхования,

начальник отдела патентно-лицензионной деятельности

Саратовского государственного аграрного университета


"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 1, январь-февраль 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Лицензирование страховой деятельности


Автор


О.А. Скачкова - предприниматель в сфере услуг страхования, начальник отдела патентно-лицензионной деятельности Саратовского государственного аграрного университета


"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2008, N 1