г. Москва |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А40-129143/12-111-416 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей М.Е. Верстовой, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2012 года
по делу N А40-129143/12
по иску ОАО "СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ"
(ИНН, ОГРН,115230, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 2,стр.1)
к ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107144 г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17)
о взыскании пени за просрочку в доставке груза
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Беликова Л.B. (по доверенности от 14.11.2012);
в судебное заседание не явились представители:
от истца: извещены.
УСТАНОВИЛ
ОАО "СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ" (ОГРН 1027700070310, ИНН 7724073006, дата гос. рег. 29.07.2002, 115230, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 2, 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 20 А, оф. 506 В, далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос.рег. 23.09.2003, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2, далее ответчик) о взыскании пеней в размере 918 936, 67 руб., начисленных за просрочку в доставке груза на основании ст.97 УЖТ РФ.
Решением суда от 29 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 850 000 рублей. Суд признал расчет пени, произведенный истцом, верным и применил ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно посчитал расчет истца по позициям со 2 по 12, с 25 по 30, 35, 36 правильным, поскольку по данным железнодорожным накладным вагоны отправлялись (прибывали) на станции Московского и Санкт-Петербургского узлов либо проходили станции этих узлов.
По железнодорожной накладной N ЭЛ 838711 по отправке вагона N6012911 груз был доставлен 05.07.2012 г., а не 11.07.2012 г., как указывает истец.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 29 декабря 2012 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в адрес УПТК - филиала ОАО "СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ" на станцию Лобня Московской железной дороги поступали вагоны с грузом прокат черных металлов, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N ЭК998532, ЭМ202024, ЭМ147724, ЭМ130101, ЭМ392168, ЭМ414291, ЭМ414280, ЭМ130191, ЭЛ979396,
ЭЛ838711, ЭЛ660688, ЭЛ143385, ЭМ264773, ЭМ220589, ЭЛ921981, ЭЛ441502, ЭЛ354204, ЭМ071714, ЭМ131354, ЭМ131358, ЭМ131368, ЭМ131363, ЭЛ478522, ЭМ032659, ЭЛ831028, ЭМ167886, ЭМ150850, ЭЛ982900, ЭЛ781385, ЭМ156086, ЭМ459327, ЭЛЗ54747, ЭМ026120, ЭЛ370568, ЭМ042082, ЭЛ872785 (л.д. 11-46).
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ, одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза.
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 400 ГК РФ, ст. 133 Устава железнодорожного транспорта РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.
Доставка вагонов на станцию назначения была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных в накладных, представленном расчете, и также в части суммы пени 702638,41 руб. не отрицается ответчиком в отзыве.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно абз. 6 ст. 33 УЖТ РФ, за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
В соответствии со ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9 % за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании ст.ст. 97. 120 УЖТ РФ истцом начислены пени в размере 918936 руб. 67 коп. за просрочку доставки вагонов.
Согласно ст. 120 Устава, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
В соответствии со ст. 123 Устава, претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных статьей 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Истец направил в адрес ответчика претензию N л-1/юр от 02.08.2012 г. с приложением копий железнодорожных накладных и расчета претензии (л.д. 47, 48). Указанная претензия отклонена письмом ответчика от 17.08.2012 г. N МТЦФТОпр- 12/1772 с указанием на то, что к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции правильно признал необоснованным довод ответчика о том, что срок доставки груза должен быть увеличен в связи с прохождением вагонов через Московский и Санкт - Петербургский узел.
Согласно п. 2 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Срок доставки груза исчисляется сотрудником ОАО "РЖД", который при расчете тарифа и сроков доставки груза не может не знать, каким маршрутом будет отправлен вагон.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что при расчете сроков доставки перевозчиком были учтены дополнительные сутки, связанные с отправлением, прибытием, прохождением вагонов станций Московского и Санкт-Петербургского узлов, является обоснованным.
Между тем, решение суда подлежит изменению в силу следующего.
Согласно ч.6 ст.71 АПК РФ, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
В материалах дела сторонами представлены копии ЭЛ 838711 по вагону 60129111, не тождественные по содержанию (л.д.20, 80).
В этой связи определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 года сторонам предложено представить подлинный экземпляр железнодорожной накладной ЭЛ 838711.
Определение суда от 19 марта 2013 года исполнено только ответчиком.
Согласно представленному оригиналу доставка произведена 05.07.2012 г., а не 11.07.2012 г., как указано в расчете истца и копии железнодорожной накладной ЭЛ 838711, представленной истцом (л.д.20).
Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, расчет пени, произведенный истцом в сумме 918 936,67 руб., не является верным и подлежит изменению на 42 717,28 руб.
Таким образом, сумма правомерно заявленных исковых требований составляет 876 218,89 руб.
Учитывая высокий размер законной неустойки, составляющей 3285% годовых, незначительный период просрочки в доставке, составляющий по большинству отправок от 1 до 4 суток, суд апелляционной инстанции находит обоснованным ходатайство ответчика о применении ст.333 ГК РФ и считает возможным снизить размер подлежащей взысканию неустойки до 600 000 рублей.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 20 291,95 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2012 года по делу N А40-129143/12 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос.рег. 23.09.2003, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) в пользу ОАО "СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ"(ОГРН 1027700070310, ИНН 7724073006, дата гос. рег. 29.07.2002, 115230, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 2, 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 20 А, оф. 506 В) 600 000 руб.- пени, 20 291 руб. 95 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129143/2012
Истец: ОАО "СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД