Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. N 02АП-2832/13
г. Киров |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А29-10808/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Коробейниковой Е.Е., действующей на основании доверенности от 09.07.2012,
представителя ответчика - Макеевой Е.Г., действующей на основании доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2013 по делу N А29-10808/2012, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: 1121003135,ОГРН: 1021101121194)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН:1101483412,ОГРН: 1021100516073),
о признании незаконным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Лесная компания Монди СЛПК" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 26.11.2012 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением суда Республики Коми от 18.01.2013 в связи с реорганизацией открытого акционерного общества "Лесная компания Монди СЛПК" на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны ее правопреемником - открытым акционерным обществом "Монди Сыктывкарский ЛПК".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2013 заявленные требования ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, является ошибочным вывод суда о том, что общество правомерно учло выплаты, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, поскольку в базу для начисления страховых взносов подлежат включению выплаты, начиная со дня создания нового юридического лица.
Ссылаясь на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Управление указывает, что если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Пенсионного фонда участвовала в рассмотрении апелляционной жалобы во Втором арбитражном апелляционном суде. В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержала свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество участвовало в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, куда явился представитель Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель Общество указала, что с жалобой Управления не согласна, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленного ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" 10.08.2012 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2012 года. По результатам проверки составлен акт от 26.10.2012 N 1 (л.д. 55-57).
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Управления принято решение N 1 от 26.11.2012 о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 198 928 рублей 75 копеек. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку в сумме 994 643 рубля 73 копейки и пени в сумме 33 314 рублей 08 копеек.
Общество с решением Управления не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя требования Общества, руководствовался Федеральным Законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что исчисление базы для начисления страховых взносов производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников. Следовательно, ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" правомерно учитывало выплаты в пользу физических лиц, произведенные в первом квартале 2012 года ООО "Лесная компания Монди СЛПК".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов отнесены страхователи - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 размер предельной величины базы для начисления страховых взносов с 01.01.2012 установлен в размере 512 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Частью 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что данные учета выплат в пользу физических лиц правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения формируются путем объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми 02.04.2012. Данная организация создана в результате реорганизации путем преобразования ООО "Лесная компания Монди СЛП" и является ее правопреемником.
При исчислении страховых взносов за полугодие 2012 года база для начисления страховых взносов определена ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" нарастающим итогом с начала расчетного периода (2012 года) с учетом выплат, произведенных физическим лицам ООО "Лесная компания Монди СЛПК" (л.д. 36-39).
Из объяснений Общества следует, что действие трудовых договоров с работниками реорганизованного юридического лица не прекращалось. Доказательств обратного Пенсионным фондом не представлено.
Поскольку данные отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в 1 квартале 2012 года в пользу работников ООО "Лесная компания Монди СЛПК".
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией, а также отраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2010 N ВАС-14615/10.
Судом апелляционной инстанции признается несостоятельной ссылка Пенсионного фонда на письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.05.201 N 1375-19, поскольку указанное письмо не обладает признаками нормативного документа, так как сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа, отсутствуют, а поэтому не может применяться при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2013 по делу N А29-10808/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.