Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2013 г. N 11АП-15742/13 (ключевые темы: залы официальных лиц и делегаций - служебная командировка - оплата услуг - плательщики страховых взносов - федеральный фонд омс)

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2013 г. N 11АП-15742/13

 

г. Самара

 

07 октября 2013 г.

Дело N А65-10641/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2013 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Кузнецова В.В., Бажана П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Казанская Ривьера" - извещен, не явился,

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2013 года

по делу N А65-10641/2013 (судья Сальманова Р.Р.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанская Ривьера" (ОГРН 1101690037008, ИНН 1657095579), г. Казань

к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани, г. Казань

о признании незаконным решения от 25.04.2013 N 013 504 13 РВ 0000224 в части.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Казанская Ривьера" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 136 т.2) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан от 25.04.2013 N 013 504 13 РВ 0000224 в части наложения штрафа в размере 1 640 руб., уплаты недоимки в размере 8 200 руб. и пени в размере 567,79 руб., а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.

Решением суда 1 инстанции от 24 июля 2013 года заявление Общества удовлетворено, оспариваемое решение Управление Пенсионного фонда признано незаконным в части наложения штрафа в размере 1 640 руб., уплаты недоимки в размере 8 200 руб. и пени в размере 567,79 руб.,

Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Казанская Ривьера".

Кроме того, суд взыскал с Управления в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

При этом ссылается на то, что возмещение расходов работников за пользование залом официальных лиц и делегаций (VIP-залом) в аэропортах является объектом для обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7,8,9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Общество с ограниченной ответственностью "Казанская Ривьера" в отзыве просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.

В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан была проведена выездная проверка ООО "Казанская Ривьера" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования за период с 01.07.2010 г. по 31.12.2012 г., по результатам которой был составлен акт проверки от 29.03.2013 N 01350413АВ0000205 (л.д. 34-41 т. 1).

25.04.2013 года на основании акта проверки Управлением было вынесено решение N 01350413РВ0000224 о привлечении ООО "Казанская Ривьера" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 1 640 руб.

Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 8 200 руб. и пени в размере 567,79 руб. (л.д. 48-56 т.1).

В решении отражено, что в 2012 году ООО "Казанская Ривьера" произведены выплаты работникам за обслуживание в VIP-зале аэропорта как командировочные расходы. Стоимость услуг по обслуживанию в VIP-зале при командировке отнесена в бухгалтерском учете в Дт счет 20 "Основное производство" с Кт. 71 "Расчеты с подотчетными лицами". К сборам за услуги аэропортов относятся обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц. Расходы на услуги аэропорта по обслуживанию в VIP-зале такими платежами не являются, поскольку они не поименованы в Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденном Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации". Данные услуги являются дополнительными (в соответствии с "Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"), связанными с повышением комфортности для пассажиров аэропорта.

Таким образом, компенсация расходов работников по оплате услуг за пользование ими VIP-зала аэропорта не относится к командировочным расходам, не подлежащим обложению страховыми взносами.

Общество не включило в базу для начисления страховых взносов стоимость услуг за пользованием VIP-залом в аэропорту в 2012 г. на сумму 82000 руб.

В результате этого допущена неполная уплата страховых взносов в 2012 г. на сумму 8200 руб., что влечет ответственность по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.

Между тем данные выводы Управления являются ошибочными.

Из материалов дела следует, что в 2012 г. Обществом были произведены выплаты работникам за обслуживание в VIP-зале (зале повышенной комфортности) аэропортов в порядке возмещения командировочных расходов.

Согласно приказам о направлении работников в командировку от 27.01.2012 г., 10.02.2012, 24.02.2012, 29.03.2012, 09.04.2012, 17.04.2012, 17.04.2012, 26.04.2012, 05.05.2012, 14.05.2012, 16.05.2012, 25.05.2012, 05.06.2012, 18.06.2012, 16.07.2012, 03.08.2012, 14.08.2012, 14.08.2012, 27.08.2012, 27.08.2012, 03.09.2012, 06.09.2012, 18.09.2012, 26.09.2012, 01.10.2012, 10.10.2012, 16.10.2012 работники Общества Войко Иван Анатольевич - директор по стратегическому планированию и развитию и Войко Елена Николаевна - коммерческий директор направлялись в служебные командировки в 2012 г. в г. Москву с указанием в качестве целей командировки - обсуждение предварительных комментариев к договору управления отелем (л.д. 86, 91, 96, 101, 106, 111, 116, 121, 126, 131, 136, 143,148, 154 т. 1; л.д. 7, 12, 17, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 53, 58, 63, 68, 73 т. 2).

Факт нахождения указанных должностных лиц в служебных командировках в г. Москве подтвержден имеющимися в деле документами: командировочные удостоверения, служебные задания для направления в командировку и отчеты о его выполнении, квитанции сборов, кассовые чеки за обслуживание в бизнес-салоне (VIP-зале) аэропортов "Международный аэропорт Казань" и "Домодедово" (л.д. 84-157 т. 1, 1-76 т. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона.

Частью 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Трудовым законодательством Российской Федерации установлены два вида выплат работникам: заработная плата и компенсации.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу положений части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсации являются денежными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.

Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Согласно статье 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

В данном случае оплата обществом сотрудникам, направляемым в командировку, услуг VIP - зала в аэропорту предусмотрена локальным нормативным актом - приказом генерального директора организации от 05.04.2011 г. N 6/1 (л.д.84 т.1).

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок, для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы.

При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому понесенные работником командировочные расходы осуществляются именно в интересах работодателя, а не работников.

Из материалов дела следует, что расходы указанных работников по оплате услуг по обслуживанию в VIP-зале документально подтверждены.

Произведенные ими расходы связаны с необходимостью оперативного управления Обществом и срочного разрешения возникших вопросов, а обслуживание в VIP-зале позволяет прибыть в аэропорт за более короткое время до вылета, обеспечивает доступ к телефонной и иным видам связи, позволяет проводить переговоры с сохранением коммерческой тайны, то есть указанные расходы связаны с производственной деятельностью общества, а не с личными интересами работников.

Представленные документы подтверждают, что Общество понесло расходы на оплату услуг бизнес-салона аэропортов г. Казани и г. Москвы не в интересах конкретного физического лица, а в интересах самого Общества.

Услугами салона пользовались сотрудники Общества, занимающие руководящие должности в организации (директор по стратегическому планированию и коммерческий директор общества), при осуществлении своих трудовых обязанностей.

Общество осуществляло данные расходы с целью обеспечения командированным работникам (в силу специфики их деятельности) комфортных условий труда, доступа к телекоммуникационным средствам связи, чем достигалось оперативное управление делами Общества, возможность вести переговоры с партнерами при сохранении коммерческой тайны.

Таким образом, расходы по оплате услуг залов повышенной комфортности связаны с производственной деятельностью Общества, являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав его расходов.

Доказательств того, что указанные работники при направлении в служебную командировку пользовались услугами бизнес-салона аэропортов в личных целях Управлением не представлено.

Таким образом, оплата услуг VIP-зала аэропорта по своему экономическому и правовому содержанию представляет собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции при нахождении в служебной командировке вне места постоянной работы.

Оплата услуг VIP-зала во время нахождения работника в командировке не может рассматриваться в качестве дохода физического лица, поскольку в данном случае само физическое лицо никакой экономической выгоды не получает.

Согласно статье 167 ТК РФ издержки, возмещаемые командированному работнику, относятся к гарантиям и компенсациям. Они освобождены от уплаты страховых взносов согласно п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Производственное назначение расходов по оплате услуг VIP-зала подтверждено материалами настоящей проверки ввиду того, что указанные расходы не исключены из состава расходов, связанных с производством.

На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.

В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу по результатам проверки недоимки по страховым взносам в сумме 8 200 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа.

С учетом изложенного доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2013 года по делу N А65-10641/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

В.Н. Апаркин

 

Судьи

В.В. Кузнецов
П.В. Бажан

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.