г. Томск |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А03-4721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2013 по делу N А03-4721/2013 (судья Н. М. Дружинина)
по заявлению открытого акционерного общества Алтайского вагоностроения (ОГРН 1022200766279, ИНН 2208000010) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения (далее - заявитель, ОАО "Алтайвагон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 7) (далее - Фонд, Учреждение) от 19.12.2012 N 69 в части доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 23 490,19 рублей и соответствующие суммы пени, привлечения к ответственности и предложения уплатить штраф в размере 4 698,04 рублей.
Решением суда от 17.09.2013 признано недействительным решение Фонда от 19.12.2012 N 69 в части.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что частичная оплата Обществом стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей работников осуществляется в рамках трудовых отношений и подлежит включению в базу для начисления страховых взносов; при исчислении и выплате пособия по уходу за ребенком Обществом неверно определен средний заработок застрахованного лица, в связи с чем расходы Общества не приняты Фондом к зачету.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка соблюдения ОАО "Алтайвагон" правильности исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходование этих средств за 2009 - 2011 годы.
В ходе проверки выявлено занижение Обществом облагаемой страховыми взносами базы на сумму 2 049 071,78 рубль, в том числе за счет не включения в базу частичной оплаты стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей сотрудников на сумму 1 762 860 рублей, расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 136 675,33 рублей.
По результатам проверки Фондом принято решение от 19.12.2012 N 69, согласно которому ОАО "Алтайвагон" доначислены страховые взносы в размере 23 854,56 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 18 314,88 рублей, Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 7 696,87 рублей.
Частично не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводам о том, что частичная оплата стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей сотрудников Общества является социально-трудовой гарантией; Фонд признал обоснованность расходов Общества на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184), установлено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из анализа указанных положений следует, что объектом для исчисления страховых взносов являются не любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату труда.
Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
На основании статьи 5 ТК РФ выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
При этом выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Из материалов дела следует, что частичная оплата стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей сотрудников Общества предусмотрена коллективным договором Общества с его работниками, а также Положением об оплате санаторно-курортного лечения работников и детского отдыха.
Произведенные Обществом частичные оплаты стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей работников не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не обуславливались определенным трудовым результатом и не предусматривались положением об оплате труда.
Обратного Фондом не доказано.
С учетом изложенного такие выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указание Фонда на определение размера компенсации, исходя из среднемесячного дохода работника за последние 6 месяцев, не свидетельствует о том, что частичная оплата стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей работников является вознаграждением работников
Порядок определения размера компенсации не изменяет правовую природу самой компенсации, представляющей собой выплату социального характера.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на отсутствие в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ указаний на необложение страховыми взносами оплаты страхователем стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей своих работников.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для включения указанной оплаты в состав базы, облагаемой страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ произведенные Обществом выплаты не относятся выплатам и вознаграждениям, облагаемым страховыми взносами.
Относительно доводов апелляционной жалобы о неправомерном занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов за 2009 - 2011 годы на сумму расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых Фондом к зачету, арбитражный апелляционный суд указывает следующее.
Пунктом 3 Правил N 184 (редакция, действовавшая в 2009, 2010 годах) установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Пунктом 4 Правил N 184 (редакция, действовавшая в 2009, 2010 годах) предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, (действовавшего в 2009, 2010 годах) включались государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Пунктом 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Из материалов дела следует, что в период с 05.02.2008 по 23.10.2009 года работникам Общества предоставлялся отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем выплаченное заявителем ежемесячное пособие по уходу за ребенком не подлежало обложению страховыми взносами.
Отказывая в принятии к зачету понесенных Обществом расходов на выплату указанного пособия, Учреждение ссылается на неверное определение Обществом среднего заработка застрахованного лица при исчислении и выплате пособия по уходу за ребенком.
Как следует из материалов дела, ОАО "Алтайвагон" исчисляло пособия по уходу за ребенком с 2009 года по 12.02.2011 исходя из среднего заработка застрахованного лица, в который включались доплаты при переводе беременной женщины на легкий труд.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" установлено, что с 01.01.2007 исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 2 Положения N 375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 375 установлено, что выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в средний заработок не включаются. К ним относятся материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другое.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого рассчитывается пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работницы, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Пунктом 12 Положения N 375 установлено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде было переведено на другую работу или произошло повышение размера заработной платы, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка со дня перевода, с даты повышения заработной платы.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 8, пункту 13 Положения N 375 при расчете не учитывается период отпуска по беременности и родам, а также начисленное пособие по беременности и родам. При этом период, в течение которого работница выполняла более легкую работу, и за ней на это время сохранялся средний заработок, не исключается из расчета, как и начисленный средний заработок, поскольку в данном случае работница выполняла трудовые обязанности в полном объеме.
С учетом положений части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункта 15 Положения N 375 для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком используется средний дневной заработок, который определяется путем деления суммы заработка, начисленной за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на период, исключаемый из расчета.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доплата за легкий труд подлежит включению в средний заработок работницы и по смыслу пунктов 12, 15 Положения N 375 средний дневной заработок определяется исходя из суммы заработка, начисленного за расчетный период.
Доводы Фонда основаны на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с Законом N 255-ФЗ по отношению к пособиям по уходу за ребенком должны быть применены все нормы Положения N 375, независимо от прямого указания в них такого пособия.
Таким образом, назначение и выплата Обществом ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исходя из среднего заработка застрахованного лица с учетом доплаты при переводе на легкий труд, является обоснованным; расходы Общества на выплату такого пособия подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования.
Кроме того, решения Алтайского регионального отделения ФСС РФ филиал N 7 от 20.11.12 N 69 и N 76 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части не включения ФСС в расчет среднего заработка доплат до среднего при переводе на легкий труд, признаны недействительными Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.12, оставленным в силе постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.13. (дело А03-20416/12)
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2013 по делу N А03-4721/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4721/2013
Истец: ОАО "Алтайвагон"
Ответчик: .ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ АРО Фонда социального страхования РФ Филиал N 7