г. Москва |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А40-62930/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу ООО "Арт фэктори групп"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 октября 2013 года
по делу N А40-62930/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-611)
по заявлению ООО "Арт фэктори групп"
(ОГРН 1065034031512, 142600, МО, Орехово-Зуево, ул. Стачки 1885 г., дом 6а)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третьи лица: 1)Администрация Клинского муниципального района МО, 2)Зотов И.В.
о признании недействительным решения и предписания
при участии:
от заявителя: Коридзе М.Т. по дов от 18.03.2013;
от ответчика: Кебедов Д.М. по дов. от 17.07.2013;
от третьих лиц: 1)Зиберев С.А. по дов. от 11.02.2013 N 207-2-13, 2)не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2013 отказано в удовлетворении заявления ООО "АРТ Фэктори Групп" (далее - заявитель, Общество) о признании недействительными решения и предписания УФАС по Московской области (далее - антимонопольного органа) от 24.12.2012 по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование этого указывается, что результаты проведенного конкурса не затрагивают права и законные интересы Зотова И.В., следовательно, его жалоба не может являться основанием для признания торгов недействительными. Также указывает, что при проведении данного конкурса какого-либо финансирования за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников по заказу органа местного самоуправления не предусмотрено, следовательно, установление критерия, предполагающего размещение социальной рекламы на рекламных конструкциях лица, выигравшего торги, не может рассматриваться как размещение муниципального заказа, в связи с чем положения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к спорным правоотношениям не применимы.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - Зотова И.В., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель антимонопольного органа поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Администрации Клинского муниципального района МО поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Администрацией Клинского муниципального района в газете "Серп и молот" от 20.11.2012 и на официальном сайте http://www.klincity.ru/aukcion/ 19.11.2012 размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Клинского муниципального района. Дата начала приема заявок - 20.11.2012; дата окончания срока подачи заявок на участие - 17.12.2012; дата проведения конкурса - 20.12.2012.
Впоследствии от Зотова И.В. в Управление ФАС России по Московской области подана жалоба на действия организатора торгов. Жалоба обоснована нарушением порядка информационного обеспечения торгов, несоответствие конкурсной документации действующему законодательству.
Решением Управления ФАС России по Московской области от 24.12.2012 N 08/08/11363 жалоба признана обоснованной, в действиях организатора торгов установлены нарушения порядка организации и проведения конкурса, определенного Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением о порядке проведения конкурса. Организатору торгов предписано аннулировать конкурс, в том числе отменить все протоколы, составленные при его проведении.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки доводам приведенным в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований является законным и обоснованным.
Как установлено материалами дела и следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Учитывая изложенное, любое лицо до начала проведения торгов должно иметь возможность подать заявку на участие в конкурсе, причем минимальный срок для осуществления указанного действия составляет 30 дней, и этот срок может быть ограничен только законом.
Извещение опубликовано в газете "Серп и молот" 20 ноября 2012 г. и на официальном сайте администрации Клинского муниципального района Московской области 19 ноября 2012 г.
В соответствии с Извещением, прием заявок на участие в Аукционе осуществляется с 20 ноября 2012 г. по 17 декабря 2012 г. Начало процедуры проведения торгов назначено на 20 декабря 2012 г.
Таким образом, срок, установленный конкурсной комиссией для подачи заявок (28 дней), не соответствует требованиям части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, и ограничивает круг лиц, которые могут участвовать в Конкурсе, что не соответствует требованиям части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.4.3, 3.4.5 и 3.4.6 Положения о порядке проведения конкурса Извещение должно содержать в обязательном порядке:
наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора конкурса и конкурсной комиссии, контактные телефоны, местонахождение ответственных лиц;
максимальную годовую стоимость договора;
минимальную (стартовую) цену торгов (в случае ее назначения).
Вместе с тем, в нарушение требований 3.4.3, 3.4.5 и 3.4.6 Положения о порядке проведения конкурса извещение не содержит адреса электронной почты организатора конкурса и конкурсной комиссии, сведений о том является ли указанная в извещении цена минимальной или максимальной.
Пункт 10 Извещения о проведении Конкурса содержит требования к конкурсным предложениям, согласно которому конкурсное предложение должно содержать:
предложение по оказанию информационных услуг - доля социальной рекламы и социально значимой информации в процентном размере от годового объема распространяемой рекламы (далее - критерий N 1);
предложение по благоустройству прилегающей территории, на которой будет размещаться рекламная конструкция (далее - критерий N 2);
предложение по размеру единовременной выплаты в рамках договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (плата по договору) (далее -критерий N 3);
предложение по дизайну и техническим характеристикам рекламных конструкций (далее - критерий N 4).
Вместе с тем, неопределенность критериев N N 1, 2 и 4 не позволяет участникам Конкурса сформировать конкурсное предложение, которое будет соответствовать потребностям Организатора торгов и позволит получить наиболее высокий балл.
В соответствии с пунктом 5 Извещения предметом Конкурса является право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении Клинского муниципального района, в том числе земельных участках государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Клинского муниципального района на основании Федерального закона N 137-ФЗ от 25.01.2001.
Критерии N N 1, 2 и 4 не являются условиями договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении Клинского муниципального района, в том числе земельных участках государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Клинского муниципального района на основании Федерального закона N 137-ФЗ от 25.01.2001, а, следовательно, не могут применяться для определения победителя Конкурса.
Заключение договоров на выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных критерием N 1, предполагающего размещение социальной рекламы па рекламных конструкциях лица, выигравшего торги, должно было осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и не могло быть реализовано в рамках проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу направлено Организатору торгов 18.12.2012.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Вместе с тем, согласно информации, представленной представителем организатора торгов на рассмотрении жалобы, 20.12.2012 проведен конкурс и заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Установленные антимонопольным органом в оспариваемом решении нарушения признаны организатором торгов, оспариваемое решение принято только в отношении него, им не оспорено, предписание исполнено.
Автор апелляционной жалобы указывает, что результаты проведенного конкурса не затрагивают права и законные интересы Зотова И.В., следовательно, его жалоба не может являться основанием для признания торгов недействительными.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По смыслу приведенной нормы в антимонопольный орган с жалобой на действия, в том числе, организатора торгов могут обратиться лица, не подававшие заявки на участие в торгах, при условии, что их права и законные интересы могут быть нарушены оспариваемыми действиями организатора торгов.
Судебная коллегия считает, что существенные нарушения порядка организации и проведения торгов, выявленные комиссией антимонопольного органа в действиях (бездействиях) организатора торгов, влияют на права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе гр. Зотова И.В., имеющих желание и возможность принять участие в конкурсе, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
В рассматриваемом случае жалоба Зотова И.В. содержала указание на обстоятельства, которые воспрепятствовали ему подать заявку на участие в торгах, в частности, в отношении порядка информационного обеспечения торгов, а потому антимонопольный орган, обоснованно возбудил производство по данной жалобе и по результатам ее рассмотрения принял оспариваемое решение.
Автор апелляционной жалобы также указывает, что при проведении данного конкурса какого-либо финансирования за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников по заказу органа местного самоуправления не предусмотрено, следовательно, установление критерия, предполагающего размещение социальной рекламы на рекламных конструкциях лица, выигравшего торги, не может рассматриваться как размещение муниципального заказа, в связи с чем положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к спорным правоотношениям не применимы.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно положениям ч.1 ст.4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со ст.5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных, нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п.14 ч.2 ст.55 указанного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и применяется в случаях размещения данных заказов, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
В связи с изложенным апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства и недоказанности факта нарушения оспариваемыми актами прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 октября 2013 года по делу N А40-62930/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62930/2013
Истец: ООО "АРТ ФЭКТОРИ ГРУПП"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по МО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Клинского муницыпального района Московской области, Зотов И. В.