Присвоение воинских званий

Глава III. Присвоение воинских званий


§ 1. Порядок присвоения воинских званий


Понятие и сущность воинских званий


Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" установлена система воинских званий для всех составов военнослужащих, обеспечивающая ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Персонально каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание.

Воинское звание отражает уровень общевоинской и специальной подготовки, стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. В условиях военной службы объем служебных, особенно властных, полномочий, прав на некоторые льготы зависит не только от занимаемой военнослужащим должности, но и нередко от его воинского звания. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих. Статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в Российской Федерации запрещено для лиц, не являющихся военнослужащими, вводить специальные звания и классные чины, аналогичные воинским званиям.

Воинские звания обеспечивают ясность во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего.

При этом, для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.

В соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношения старшинства и подчиненности:

- начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение;

- старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия;

- младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших.

Подчинение военнослужащих по должности и по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке.

Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав*(152).

Воинские звания оказывают существенное влияние на служебно-правовое положение военнослужащих, на возникновение и развитие военно-служебных отношений. Наличие воинских званий с их важным служебно-правовым значением также составляет одну из особенностей военной службы*(153).

Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав*(154).

На основании вышеизложенного представляется, что воинские звания:

- влияют на служебно-правовое положение военнослужащих;

- оказывают существенное влияние на порядок прохождения военной службы;

- призваны содействовать поддержанию и укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Кроме того, с воинскими званиями тесно связаны права военнослужащих.


Комментарий законодательства о порядке присвоения воинских званий


В соответствии с п. 4 ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское звание может быть первым или очередным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" от 19 марта 2007 г. N 364 ст.ст. 21 и 22 Положения о порядке прохождения военной службы были изменены. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2008 г.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы для прохождения военной службы в воинских званиях устанавливаются следующие сроки:

- рядовой, матрос - пять месяцев;

- младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

- сержант, старшина 1 статьи - два года;

- старший сержант, главный старшина - три года;

- прапорщик, мичман - три года;

- младший лейтенант - два года;

- лейтенант - три года;

- старший лейтенант - три года;

- капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

- майор, капитан 3 ранга - четыре года;

- подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

Таким образом, прохождение военной службы в воинских званиях увеличилось на один год.

Например, практически аналогичные сроки были установлены Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 22 сентября 1935; Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-морских сил, утвержденным Постановлением Совета Министров Союза ССР от 25 апреля 1955 г. N 818-490с (приказ министра обороны Союза ССР от 29 апреля 1955 г. N 0100); Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (приказ министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100).

При этом, хотелось бы отметить, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с изменениями от 1 апреля 2005 г.) (ст.ст. 23, 24) также предусмотрены аналогичные сроки прохождения военной службы в званиях.

Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, в целях обеспечения своевременного присвоения военнослужащему очередного воинского звания представление оформляется не позднее чем за два месяца до истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и направляется должностному лицу, имеющему право присвоения соответствующего воинского звания с таким расчетом, чтобы приказ о присвоении воинского звания военнослужащему был издан ко дню истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.

В исключительных случаях разрешается издавать приказы соответствующих должностных лиц после дня истечения срока военной службы военнослужащего в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.

Представление к присвоению офицеру очередного воинского звания по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании оформляется на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 7 к указанной Инструкции.


Образец представления


   Представление к присвоению очередного воинского звания по истечении
     срока военной службы в предыдущем воинском звании ______________
                                                          (какого)

     Кому________________________________________________________________
            ( воинское  звание,  фамилия,  имя,  отчество,  занимаемая
_________________________________________________________________________
                           воинская должность,
_________________________________________________________________________
        с какого времени, воинское звание по штату, номер штата,
_________________________________________________________________________
                          когда и кем утвержден)

     Число, месяц, год рождения__________________________________________
     В Вооруженных Силах с ______________________________________________
     Образование:________________________________________________________
                         (когда, какое учебное заведение закончил
_________________________________________________________________________
               и время обучения в военно-учебном заведении)

     Воинское звание присвоено с ___________________ приказом____________
                                  (дата присвоения)
от __________ N ___________

     Контракт заключен ______________ на срок ___________________________
                                               (число, месяц, год)

     Личный номер _______________________________________________________
     Командир (начальник)________________________________________________
                              (воинская должность, воинское звание,
_________________________________________________________________________
                                 подпись,
_________________________________________________________________________
                         инициал имени, фамилия)

     М.П.                                        "__" __________ 20__ г.

     Командир (начальник)________________________________________________
                              (воинская должность, воинское звание,
_________________________________________________________________________
                                 подпись,
_________________________________________________________________________
                         инициал имени, фамилия)

     М.П.                                        "__" __________ 20__ г.

     Командир (начальник)________________________________________________
                              (воинская должность, воинское звание,
_________________________________________________________________________
                                 подпись,
_________________________________________________________________________
                         инициал имени, фамилия)

     М.П.                                        "__" __________ 20__ г.

Представление к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также к присвоению первого воинского звания офицера или прапорщика, мичмана (за исключением военнослужащих, которым воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) присваивается после окончания соответствующих военно-учебных заведений, школ прапорщиков и т.д.) оформляется на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной выше Инструкции.

Необходимо отметить, что практика кадровых органов выработала следующие подходы при присвоении воинских званий досрочно.

Так, при представлении офицеров к присвоению воинских званий в качестве поощрения (досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности) в обязательном порядке отражаются особые личные заслуги представляемого в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Досрочно воинские звания могут быть присвоены военнослужащим за особые личные заслуги:

- принимавшим участие в действиях миротворческих сил и проявившим при этом мужество и высокую выдержку;

- проявившим высокие морально-боевые качества при защите Российской Федерации;

- добившимся того, что подчиненные им подразделения, воинские части непрерывно в течение более двух лет показывают хорошие и отличные результаты в боевой подготовке;

- показывающим на протяжении не менее двух лет отличные результаты в личной подготовке;

- добившимся высоких производственных показателей в течение одного-двух лет;

- победителям конкурсов по полевой (воздушной, морской) выучке.

При этом, к представлению прилагается выписка из протокола заседания аттестационной комиссии с подлинными подписями председателя и членов комиссии.

Воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, присваивается военнослужащим:

- проявившим мужество и героизм при защите Российской Федерации;

- командирам авиационных звеньев - военным летчикам 1-го класса - за освоение новой авиационной техники;

- авиационным техникам - за достигнутые успехи в боевой подготовке и безаварийную эксплуатацию техники, выслужившим в звании два срока и более;

- другим военнослужащим, выслужившим в воинском звании не менее одного срока, показавшим при этом отличные результаты в личной подготовке, добившимся того, что подчиненные им подразделения непрерывно в течение не менее двух лет показывают хорошие и отличные результаты в боевой подготовке.

При этом, воинское звание присваивается не выше воинского звания майора (капитана 3 ранга).

В представлении о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) может быть указано ходатайство об одновременном присвоении ему очередного воинского звания, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Для этого в представлениях к назначению на должность в графе "Представляется к..." следует указывать наименование должности с добавлением слов "с присвоением воинского звания".

Например: "Представляется к назначению на должность командира мотострелковой роты с присвоением воинского звания "капитан"".

В том случае, если назначение на должность и присвоение воинского звания входят в компетенцию разных должностных лиц, кадровые органы одновременно с представлением для назначения на должность оформляют представление к присвоению воинского звания, которое направляют в управление кадров округа.

Для оперативного и планомерного учета офицеров, выслуживших срок военной службы в очередном воинском звании, в каждом кадровом органе необходимо иметь контрольные списки по установленной форме.


Образец контрольного списка


                                         "Утверждаю"
                                         Командир Войсковой части 00000
                                         полковник           М. Дроздов
                                         "__"  октября 2007 г.

N п/п Воинское
звание
Фамилия,
имя,
отчество
Занимаемая
должность
Штатно-
должност-
ная кате-
гория
Дата прис-
воения
очередного
воинского
звания
Коли-
чество
льготных
дней
Дата прис-
воения
очередного
воинского
звания по
льготам
Отметка
о прис-
воении
Примеча-
ние
январь
1 капитан Щербаков
Валерий
Александ-
рович
НШ батальо-
на
майор 10.01.2008
г.
       
2 старший
лейтенант
Дмитриев
Алексей
Вячеславо-
вич
ЗНШ ба-
тальона
капитан 19.01.2008
г.
       
февраль
3 капитан Курдаков
Антон
Владимиро-
вич
заместитель
начальника
связи
майор 04.02.2008
г.
       
4 лейтенант Шарипов
Тимур
Зуфарович
командир
взвода
старший
лейтенант
04.02.2008
г.
       
март
5 майор Скаринович
Максим
Аркадьевич
командир
батальона
подполков-
ник
18.03.2008
г.
       
и т.д.

     Примечание:  Контрольные  списки  на  следующий  год  представляются
ежегодно в управление кадров округа к 1 ноября.

     Начальник штаба войсковой части 00000
     подполковник                                           М. Водоливов

При представлении военнослужащего к присвоению первого воинского звания офицера, прапорщика (мичмана) оформляются: послужная карточка в трех экземплярах, карточка пономерного учета и заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего профессиональное образование.

При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах Российской Федерации или в федеральных органах налоговой полиции и имеющего специальное звание, ему присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100. На данного военнослужащего оформляется представление на присвоение соответствующего воинского звания в порядке переаттестации на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной Инструкции.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;

в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается*(155):

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения.

В соответствии с Положением о школах прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 452, курсанты, окончившие школы, назначаются на воинские должности, которые в соответствии со штатом подлежат замещению прапорщиками. Воинское звание прапорщика присваивается курсанту по окончании школы;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание рядового присваивается:

а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, - при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, - при зачислении в запас;

в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;

г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение.

Воинское звание матроса присваивается:

а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Современный порядок присвоения очередных воинских званий, как и порядок, который был закреплен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г., существенно были изменены по сравнению с порядком, предусмотренным в Российской Федерации, СССР до 1993 г.

Действующим законодательством исключено одно из существенных условий присвоения звания - положительная аттестация. Таким образом, была нормативно закреплена обязательность присвоения воинского звания военнослужащему в случае истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и занятия им соответствующей должности, вне зависимости от воинской дисциплины этого военнослужащего, качества исполнения им своих обязанностей, уровня его профессиональной подготовки.

Основанием присвоения военнослужащему очередного воинского звания является истечение срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а условием - штатом должно быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности (должности), равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Таким образом, такие показатели служебной деятельности военнослужащего, как воинская дисциплина, уровень его профессиональной подготовки, в настоящее время не являются критериями, влияющими на срок присвоения военнослужащему очередного воинского звания, что, по нашему мнению, не совсем правильно.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность) ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров - Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана 1 ранга - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.

Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) - не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), - производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. N 410 воинские звания офицерам и прапорщикам (мичманам) присваивают:

- до подполковника, капитана 2 ранга включительно - заместители министра обороны Российской Федерации, начальники служб Министерства обороны Российской Федерации, начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов (флотами), командующий войсками Командования специального назначения, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-полковника, адмирала и выше;

- до майора, капитана 3 ранга включительно - командующие (командиры) объединениями и им равные, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше;

- до капитана, капитан-лейтенанта включительно - командиры соединений и им равные, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-майора, контр-адмирала и выше.

Приказы по личному составу имеют право издавать:

- министр обороны Российской Федерации;

- заместители министра обороны Российской Федерации;

- начальники служб Министерства обороны Российской Федерации;

- начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации;

- главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

- командующие войсками военных округов, флотами;

- командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

- начальники главных и центральных управлений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

- командующие армиями и им равными объединениями, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

- командиры бригад, дивизий, корпусов и им равных соединений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

- начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

При этом, военнослужащие-лейтенанты, проходящие военную службу по призыву, представляются к присвоению воинского звания старшего лейтенанта через два года (в представлении должен быть отражен факт прохождения службы по призыву).

Для офицеров, проходящих военную службу по контракту и окончивших высшие военно-учебные заведения по очной форме обучения со сроком обучения пять лет и более, установлен годичный срок службы в воинском звании лейтенанта, а со сроком обучения четыре года - два года (в представлении необходимо указывать образование и срок обучения).

При задержке представления военнослужащих к присвоению званий свыше одного месяца необходимо указывать причину задержки и меры, принятые к виновным, ее допустившим.

Следует отметить, что законодательством предусмотрены случаи льготного исчисления выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-I, Указом Президента Российской Федерации "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 7 июня 2000 г. N 1054 и указаниями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации "О льготных условиях исчисления военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 2 июня 2000 г. N 173/3/12222 определено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.


Правовое регулирование присвоения специальных воинских званий


В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 2 ст. 20 Положения о порядке прохождении военной службы к воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".

Военными юристами*(156), в частности в журнале "Право в Вооруженных Силах", обсуждался вопрос о правовой природе и порядке присвоения воинского звания с добавлением слов "юстиции", "медицинской службы".

Указанные авторы по-разному рассматривали вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий, в частности с добавлением слова "юстиции".

Точки зрения указанных юристов были основаны, например, на соотношении званий "гвардии", "запаса", "в отставке", а также специального звания и воинской должности и военно-учетной специальности; проведен исторический анализ законодательства в данной сфере правового регулирования; произведено соотношение порядка присвоения специального звания в системе органов внутренних дел.

Однако следует отметить, что теоретико-правовые споры практикующих военных юристов сводились к одному - к необходимости урегулирования данного вопроса на законодательном уровне, а именно путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство о порядке прохождения военной службы.

С учетом изложенного хотелось бы отметить, что офицеры, имеющие военно-учетную специальность медицинского профиля, получают звание с добавлением слов "медицинской службы", как правило, одновременно с окончанием соответствующего военно-медицинского учебного заведения: в настоящий момент - Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), Самарского военно-медицинского института, Саратовского военно-медицинского института*(157). Получение специального воинского звания с добавлением слов "медицинской службы" одновременно с окончанием ВВУЗа обусловлено тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" от 22 ноября 1997 г. N 1473 установлено, что в сфере здравоохранения лечебное образование можно получить только по очной или очно-заочной форме обучения. Поэтому, как правило, военнослужащие не имеют возможности получить по заочной форме обучения медицинское образование и соответственно специальное воинское звание "офицер медицинской службы".

Также хотелось бы отметить, что на законодательном уровне не урегулирован порядок присвоения звания с добавлением слов "юстиции" и "медицинской службы"*(158).

При этом, необходимо заметить*(159), что в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок получения юридического образования, запрет на получение такого образования по заочной форме обучения (в отличие от получения медицинского образования) не наложен. Поэтому наиболее часто встречаются вопросы, связанные с присвоением специального воинского звания с добавлением слова "юстиции".

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие для присвоения воинского звания с добавлением слов "юстиции" или "медицинской службы" должны иметь соответствующую военно-учетную специальность.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для присвоения специального воинского звания необходимо соблюдение следующих основных требований:

- военнослужащий должен иметь соответствующее образование;

- на основании имеющегося образования военнослужащему должна быть в установленном порядке "присвоена" соответствующая военно-учетная специальность;

- военнослужащий должен быть назначен на соответствующую воинскую должность, подлежащую комплектованию офицерами, имеющими высшее юридическое или соответственно медицинское образование.

Если же не будет соблюдено хотя бы одно требование, то присвоение соответствующего специального воинского звания нельзя считать правомерным.

Воинские звания с добавлением слова "юстиции" в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрены в системе военных судов, органов военной прокуратуры и в подразделениях юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В других ведомствах также предусмотрены специальные звания. Так, Положением о службе в органах внутренних дел (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) предусмотрены звания с добавлением слова "юстиции". Данное Положение в определенной степени регулирует порядок присвоения специальных званий.

Порядок комплектования офицерами подразделений юридической службы предусмотрен Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100*(160). В данном Положении указано, что должности в подразделениях юридической службы комплектуются лицами с высшим юридическим образованием.

Однако названное Положение содержит и исключение, в частности, в нем сказано, что при невозможности укомплектования должностей юридической службы в бригадах, полках и им равных, а также в службах, отделах, комитетах, инспекциях, учреждениях, на предприятиях, в организациях Министерства обороны Российской Федерации лицами с высшим юридическим образованием допускается комплектование этих должностей лицами, обучающимися на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или же имеющими среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Каков тогда порядок присвоения воинского звания с добавлением слов "юстиции" или "медицинской службы"? Прямого ответа на данный вопрос нет. По нашему мнению, для присвоения специального воинского звания необходимо применить нормы, указанные в ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы и в Инструкции о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100).

Так, в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами одной из задач аттестации является определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования. Согласно данной норме и требованиям, указанным выше, военнослужащему может быть присвоено воинское звание с добавлением слов "юстиции" или "медицинской службы". Необходимо будет составить аттестационный лист в письменном виде, так как аттестация сама по себе не является основанием для присвоения соответствующего звания. Материалы аттестации могут послужить лишь основанием для назначения военнослужащего на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено специальное воинское звание, т.е. они могут быть приложены к представлению о назначении военнослужащего на новую (высшую, низшую, равнозначную) воинскую должность.

Следует отметить, что правом присвоения специального воинского звания пользуется тот командир (начальник), который может присваивать воинские звания в общем порядке (ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст.ст. 21-23 Положения о порядке прохождения военной службы).

В целях устранения пробела в законодательстве, предусматривающем порядок присвоения специальных воинских званий, необходимо внести изменения, в частности, в п. 2 ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы: "...к воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля и состоящего на соответствующей воинской должности, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы". Данное положение предотвратит несанкционированное (незаконное) присвоение воинских званий с добавлением слов "юстиции" и "медицинской службы" тем военнослужащим, которые не соответствуют установленным требованиям для присвоения специального воинского звания.


Правовая неотложка


С какими государствами СНГ у Российской Федерации в настоящее время действуют соглашения о взаимном признании воинских званий? Когда эти соглашения заключены и на какой срок? Имеются ли с какими-то государствами СНГ соглашения о взаимном признании срока военной службы?

В распоряжении издательства таких договоров не имеется. В Российской Федерации срок военной службы в вооруженных силах иностранных государств засчитывается в выслугу лет в случаях, предусмотренных российским законодательством, в частности Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Нормативно не урегулирован вопрос и о взаимном признании воинских званий. По мнению автора, возможно применение к военнослужащим, имеющим воинские звания вооруженных сил иностранных государств, в порядке аналогии п. 7 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым российское воинское звание присвоено такому военнослужащему в порядке переаттестации.


Какими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации регулируется присвоение воинского звания "прапорщик" после окончания среднего профессионального учебного заведения - "колледжа", если я прохожу службу по контракту на сержантской должности?

В соответствии со ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание "прапорщик" может быть присвоено при соответствии приведенным требованиям.


Прапорщик, календарная выслуга - 20 лет. Имею ли я возможность получить звание "старший прапорщик" в качестве поощрения без наличия соответствующей должности?

Воинское звание "старший прапорщик" может быть присвоено с соблюдением следующих условий и порядка его присвоения.

В соответствии со ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Также в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга. При этом, особые личные заслуги определяются исключительно командованием.

Представление к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также к присвоению первого воинского звания офицера или прапорщика, мичмана (за исключением военнослужащих, которым воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) присваивается после окончания соответствующих военно-учебных заведений, школ прапорщиков и т.д.), оформляется на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.).


§ 2. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании,
восстановление в воинском звании


Правовые основы лишения воинского звания


В соответствии с правилами п. 1 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ).

Указанная выше мера применяется только в качестве дополнительной*(161), а порядок ее исполнения регламентируется ст.ст. 16 и 61 УИК РФ.

Должностное лицо или орган, присвоившие определенное звание, в установленном порядке обязаны внести в соответствующие документы запись о лишении осужденного воинского звания.

Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета*(162).

А.В. Кудашкин отмечает, что лишение военнослужащего воинского звания или осуждение его к лишению воинского звания влечет непосредственное прекращение военно-служебного отношения со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а не с момента увольнения его с военной службы. Следовательно, процедура увольнения как юридический факт, представляющий собой совокупность правоотношений, в данном случае не имеет места, т.е. на основании приговора суда указанные лица подлежат не увольнению с военной службы, а исключению из списков воинской части, поскольку отсутствует субъект военно-служебного отношения как обязательный элемент правоотношения, связанного с увольнением с военной службы*(163).

Я.В. Лобов и С.Н. Шарапов*(164) указывают, что в качестве наказания может быть применено лишение воинского звания, но не снижение в звании; лишение воинского звания может быть назначено как дополнительное наказание к любому виду основного наказания; назначение наказания в виде лишения воинского звания является правом, а не обязанностью суда. Суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения данного наказания; при этом, мотивы назначения данного вида наказания, обосновывающие невозможность сохранения за виновным воинского звания, должны быть обязательно изложены в приговоре (ст. 308 УПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения воинского звания исполняется судом, вынесшим приговор. В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением воинского звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время*(165). Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ - в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции. Контроль за обращением к исполнению приговоров суда о лишении воинского звания осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении воинского звания исполняются должностным лицом, присвоившим звание.

В соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 определено, что увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).

У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом*(166). Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

При этом, лишение воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, за преступления, совершенные после увольнения с военной службы, которому на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет уже назначена, не может являться основанием для прекращения выплаты ему ранее назначенной пенсии. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает*(167). Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, является недопустимым*(168).


Порядок снижения в воинском звании


Пунктом 3 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрен порядок снижения в воинском звании. Так, в соответствии с названным пунктом солдат, матрос, сержант или старшина либо гражданин, призванный на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины, может быть снижен в воинском звании, а также восстановлен в прежнем воинском звании в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ. При этом, необходимо отметить, что Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ содержание указанного пункта было существенно изменено.

Приведенная норма статьи имеет отсылочный характер. При этом, необходимо отметить, что в настоящее время (с 1 января 2007 г. - после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) снижение в воинском звании распространяется на военнослужащих, проходящих военную службы по контракту, но только находящихся на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. По ранее действовавшему законодательству, т.е. до 1 января 2007 г., снижение в воинском звании имело место только в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

С учетом того, что, как было указано выше, норма п. 3 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет отсылочный характер (так как отсылает к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ), можно сделать вывод, что снижение в воинском звании является мерой дисциплинарной ответственности.

Однако, как показывает правоприменительная практика органов военной юстиции, в частности военной прокуратуры, нет единого правопонимания правового регулирования и оснований для снижения военнослужащего в воинском звании. Так, неоднократно органы военной прокуратуры в порядке ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I в адрес органов военного управления приносили и приносят протесты. В частности, в протестах указывается, что снижение в воинском звании по своей сути является лишением воинского звания, в связи с этим такое возможно лишь в судебном порядке при совершении военнослужащим тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако существует и иной подход, в соответствии с которым снижение в воинском звании является мерой дисциплинарной ответственности. Как отмечают П.И. Гаврюшенко и А.А. Обарчук, "снижение в воинском звании", по сути, не является лишением воинского звания, т. е. мерой уголовного наказания*(169). В обоснование своей точки зрения указанные авторы отмечают следующее:

- применение данного вида дисциплинарного наказания возможно только при совершении дисциплинарного проступка, что регулируется ДУ ВС РФ;

- военнослужащий, к которому применяется данная мера наказания, не подлежит увольнению с военной службы;

- в общем порядке по истечении одного года данное дисциплинарное взыскание подлежит снятию, а военнослужащий восстанавливается в прежнем звании, если он не переведен на низшую (не замещаемую сержантами) должность.

Таким образом, дисциплинарное взыскание "снижение в воинском звании" является мерой воспитательного воздействия, а не уголовной репрессией.

Более того, п. 2 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) прямо закрепляет, что "снижение в воинском звании на одну ступень" и "снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности" являются дисциплинарными взысканиями.


Порядок восстановления в воинском звании


В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание согласно Положению о порядке прохождения военной службы.

Так, ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания. Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием*(170).