Готовимся к проверке санитарных врачей
Как подготовиться к плановой проверке государственного санитарно-эпидемиологического надзора? Какие учреждения инспекторы могут контролировать чаще, чем предписано в федеральном законе? В каких случаях правомерна внеплановая проверка? Каждое ли требование инспектора является законным?
Журнал продолжает знакомить читателей с видами и особенностями государственных проверок, без которых не обходится деятельность ни одной бюджетной организации. В предыдущих номерах мы рассказали о проверках Государственной инспекции труда*(1), о мерах контроля со стороны Госпожнадзора*(2), о законах, за исполнением которых следит Роскомнадзор*(3). Сегодня речь пойдет о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, который осуществляют территориальные (региональные) управления Роспотребнадзора.
Согласно Положению о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом от 20.07.2006 N 214, Управление Роспотребнадзора осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью бюджетных организаций, является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон). Однако нужно подчеркнуть, что положения Закона не применяются к действиям органов государственного контроля (надзора) при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в вашей организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, проверяющие будут вправе приехать к вам для проведения расследования в любой момент.
В соответствии с Законом государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют территориальные (региональные) управления Роспотребнадзора (далее - Управление). Они полномочны проводить как плановые, так и внеплановые проверки.
Когда ждать проверяющих
Плановые проверки проводятся должностными лицами Управления не чаще чем один раз в три года. За несколько месяцев до нового года Управление разрабатывает ежегодный план, который согласовывается с региональной прокуратурой, после чего направляется в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана. Таким образом, информацию о том, включена ли ваша организация в план проверок на будущий год, вы можете уточнить уже в декабре текущего года, посетив сайт Генеральной прокуратуры РФ - www.genproc.gov.ru. Кликнув по кнопке "Сводный план проверок на 2010 год", вы увидите электронную форму, в которую вам нужно будет занести один из параметров вашей организации: название, ИНН, регион, наименование контролирующего органа. После чего кликнуть по кнопке "Искать". Также с планами проверок можно ознакомиться на сайтах территориальных Управлений (интернет-адреса можно уточнить через любую поисковую систему). В плане проверок вы найдете следующие сведения:
- основание для проведения проверки;
- фамилию, имя и отчество должностного лица, которое будет осуществлять проверку;
- дату начала проверки;
- продолжительность проверки.
Закон гласит, что плановые проверки проводятся надзорными органами не чаще чем один раз в три года. Однако согласно ч. 9 ст. 9 Закона в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень так их видов деятельности и периодичность плановых проверок определены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Согласно данному постановлению региональное Управление может проводить плановые проверки деятельности бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере со следующей периодичностью:
- учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, - не чаще одного раза в два года;
- учреждений, оказывающих стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, - не чаще одного раза в два года;
- учреждений дошкольного и начального общего образования - не чаще одного раза в год;
- детских лагерей на время каникул - один раз перед началом каникул;
- учреждений основного общего и среднего общего образования - не чаще одного раза в год;
- организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, - не чаще одного раза в год.
Проверка нечаянно нагрянет...
Также Закон предусматривает проведение внеплановых проверок в случаях:
- необходимости контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений при предыдущих проверках;
- поступления в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде или о фактах причинения такого вреда (такие проверки могут быть проведены только после согласования с прокуратурой области);
- обращения граждан-потребителей, права которых нарушены;
- получения приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Пример 1
Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области в отношении МУЗ "Семеновская Центральная больница" за нарушение пп. 2.4, 2.7, 4.4, 9.8, 10.1, 10.3, 12.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", пп. 2.8, 7.12, 8.4 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 3.5, 4.1.5 СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.
Конкретные нарушения выразились в следующем:
- дезинфекционный инвентарь промаркирован не должным образом;
- не всегда указывается наименование и концентрация дезраствора, не указывается дата приготовления дезраствора и экспозиция, на момент проверки дезраствор не приготовлен, емкости пустые;
- помещения пищеблока, дезкамеры и автоклавной расположены в отдельно стоящем деревянном здании бывшей поликлиники, помещения аварийные, имеет место отхождение стен, полы провалены, отделка стен и потолка нарушена, штукатурка местами отвалилась.
Протокол по материалам дела об административном правонарушении был направлен в суд, который вынес постановление о приостановлении деятельности больницы на срок до 90 суток.
Порядок проведения проверок
Порядок проведения проверок в бюджетных организациях установлен ст. 9-14 и 16 Закона. Согласно им проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами Управления руководителю (или его представителю). Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.
Права и обязанности проверяющих закреплены в ст. 15, 17 и 18 Закона. Согласно им должностные лица Управления обязаны:
- проводить проверку на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления и только во время исполнения служебных обязанностей;
- не препятствовать руководителю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- знакомить руководителя с результатами проверки;
- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако в случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Руководитель (его представитель) бюджетного учреждения имеет право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора).
Если инспектор выявил нарушения
По результатам проверки должностные лица Управления составляют акт. В случае выявления нарушений обязательных требований проверяющие обязаны:
- выдать бюджетному учреждению предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
За нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке КоАП РФ установлена административная ответственность.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в:
- нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
- нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);
- нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
- нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ);
- нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, эксплуатации учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции (ст. 6.7 КоАП РФ);
- нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ);
- включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ);
- непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ);
- осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ).
И это далеко не полный перечень статей КоАП РФ, по которым должностные лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.
Чаще всего бюджетные организации и их должностные лица привлекаются за нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по ст. 6.3, 6.6, 6.7 КоАП РФ.
Административная ответственность по данным статьям предусмотрена в виде административного штрафа, и только по одной статье (ст. 6.3 КоАП РФ ) можно применить наказание в виде предупреждения. Но при этом следует иметь в виду, что предупреждение назначается только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинения значительного вреда. В других случаях накладываются административные штрафы.
При этом ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административный штраф для граждан в размере от 100 до 500 руб.; для должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.; для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Сумма штрафа по ст. 6.6 КоАП РФ установлена для граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.; для должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.; для юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Статья 6.7 КоАП РФ предусматривает административный штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб. для должностных лиц; от 20 000 до 30 000 руб. - для юридических лиц.
Кроме того, за нарушения требований санитарного законодательства деятельность бюджетных организаций может быть приостановлена решением суда на основании протокола, составленного должностным лицом Управления.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды на срок до 90 суток.
В случае нарушения бюджетными организациями прав потребителей ст. 14.8 КоАП РФ устанавливает наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 2 000 руб. для должностных лиц и в размере от 5 000 до 20 000 руб. для юридических лиц в зависимости от вида правонарушения.
Кроме того, полномочия Управления по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей закреплены в федеральных законах от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Согласно этим законам к полномочиям Управления относятся:
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
- выдача предписаний о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- выдача предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- издание постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
- введение (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
- выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей.
Нарушаем, граждане?
Какие нарушения чаще всего вскрываются в ходе проверок? Обратимся к документам, размещенным на официальных интернет-ресурсах территориальных Управлений.
Пример 2
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области провели ряд проверок на предмет соблюдения требований СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
При анализе проверок выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:
- отсутствуют резервные источники горячего водоснабжения, не во всех производственных цехах раковины и моечные ванны обеспечены подводкой горячей и холодной воды;
- допускается использование кухонной и столовой посуды с трещинами, сколами, столовых приборов из алюминия, разделочных досок из пластмассы и прессованной фанеры;
- инструкции по мытью посуды отсутствуют или не соответствуют используемому моющему средству;
- для обработки посуды и проведения уборки используются неразрешенные моющие, чистящие и дезинфицирующие средства;
- не соблюдаются требования к организации рационального питания (не соблюдаются рекомендации по оформлению технологических карт приготовляемых блюд, допускается снижение массы порций, снижение пищевой и энергетической ценности рациона, фактическое меню не соответствует согласованному);
- питьевой режим в образовательных учреждениях организован не в соответствии с требованиями санитарных правил;
- в школах не ведутся ведомости контроля за питанием;
- не отбираются суточные пробы;
- юридическими лицами, организующими питание в школах, не проводятся лабораторные и инструментальные исследования, подтверждающие пищевую ценность и безопасность готовых блюд, безопасность производственного окружения;
- по микробиологическим показателям чаще всего не соответствуют нормативам гарниры, салаты и порционные блюда.
Пример 3
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю провело плановую проверку муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 11". Инспекторы выявили 24 нарушения санитарного законодательства, а именно:
- не были предусмотрены обособленные (изолированные) системы вентиляции и кондиционирования в перевязочных;
- отсутствовали бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха и поверхностей в ряде кабинетов;
- не проводилась проверка температурного режима паровых стерилизаторов с помощью максимальных термометров;
- не осуществлялся бактериологический контроль работы стерилизационной аппаратуры с помощью биотестов.
Были выявлены нарушения и при оказании платных медицинских услуг населению: не доведена до сведения потребителей информация о правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, чем нарушены требования ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Если при проведении проверки установлено, что деятельность бюджетного учреждения представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица Управления обязаны незамедлительно принять меры по временному запрету деятельности организации в порядке, установленном КоАП РФ, отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота.
Е.Ю. Петров,
руководитель Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Нижегородской области
"Руководитель бюджетной организации", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью А.Г. Емельянова "Работать по закону - инспекторов не бояться" (N 5, 2010).
*(2) См. статью А.Ю. Сергеева "Готовимся к визиту пожарных инспекторов" (N 4, 2010).
*(3) См. статью А.П. Селезнева "Готовимся к проверке Роскомнадзора" (N 6, 2010).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)