Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-476 Об отказе в признании недействующим абзаца 2 пункта 1 распоряжения Президента РФ от 11 сентября 2007 г. N 491-рп

Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-476

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2009 г. N КАС09-296 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова

при секретаре В.О. Александрове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Теодоровича Т.В. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп, установил:

в соответствии с абзацем вторым пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп для лиц, замещавших должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающих трудовую пенсию по старости (инвалидности), размер выплачиваемого дополнительного ежемесячного материального обеспечения подлежит индексации в порядке, определенном Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Гражданин Теодорович Т.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца второго пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп. Как указывает заявитель, оспариваемое положение распоряжения противоречит Федеральному закону "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и нарушает его права.

В суде Теодорович Т.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что является получателем дополнительного материального обеспечения, которое должно повышаться при увеличении в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Представитель Президента РФ извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения Теодоровича Т.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Во исполнение требований Федерального закона распоряжением Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп лицам, замещавшим должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности), по списку согласно Приложению установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 3000 рублей.

Данное распоряжение опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 38, 17.09.2007.

Предусмотренная индексация дополнительного материального обеспечения для лиц, замещавших должности торговых представителей, в порядке, определенном Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии, соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости возможно путем индексации размера базовой части трудовой пенсии, а также установления размера базовой части трудовой пенсии отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Доводы заявителя о противоречии абзаца второго пункта 1 распоряжения пункту 3 статьи 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" являются несостоятельными.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ является специальным законом, который определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона определен круг лиц, имеющих право на получение дополнительного материального обеспечения. К ним относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации; граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного; граждане, награжденные орденом Ленина; граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; Герои Социалистического Труда; граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней; лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР); граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Параолимпийских игр, чемпионы Сурдоолимпийских игр.

Названным гражданам дополнительное материальное обеспечение устанавливается в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона размер дополнительного материального обеспечения увеличивается при увеличении в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Из содержания Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" следует, что иным гражданам Российской Федерации дополнительное материальное обеспечение может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон установил критерии, которыми должен руководствоваться Президент Российской Федерации при определении круга лиц, которым может быть установлено такое обеспечение, а именно: граждане должны иметь особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники. Установление размера дополнительного материального обеспечения, к которому также относятся вопросы увеличения сумм, выплачиваемого материального обеспечения, законодатель отнес к полномочиям Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90).

Доводы заявителя о том, что Президентом Российской Федерации 4 мая 2008 г. внесены изменения в Указ от 28 августа 2003 г. N 995, согласно которым лицам, замещавшим должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР размер выплачиваемого дополнительного ежемесячного материального обеспечения повышается одновременно с увеличением в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости исходя из этого увеличения, а также подлежит индексации в порядке, определенном Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии, не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Ссылки заявителя на статью 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает увеличение сумм, выплачиваемых на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях путем индексации с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом, несостоятельны. Выплата дополнительного материального обеспечения является мерой социального обеспечения лицам, замещавшим должности торговых представителей, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Учитывая, что оспариваемое положение распоряжения соответствует действующему законодательству, издано в пределах полномочий Президента Российской Федерации, является мерой, направленной на повышение социального обеспечения граждан, заявление Теодоровича Т.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Теодоровича Т.В. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-476


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2009 г. N КАС09-296 настоящее решение оставлено без изменения