Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство квалификация (степень) "бакалавр"
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2011 г. N 1463)
См. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.3 Вокальное искусство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 июня 2016 г. N 671
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство образовательными учреждениями профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
Подготовка бакалавров по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство осуществляется по следующим профилям:
"Академическое пение";
"Театр оперетты".
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в музыкальном театре, на концертных площадках, исполнение сольных вокальных программ, ансамблевая и хоровая вокальная деятельность, иллюстрация вокальной музыки, студийная запись исполнительской работы); музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах); руководство творческими коллективами, административная работа в учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях Российской Федерации и в государственных (муниципальных) органах управления культуры; просветительство в области музыкального искусства и культуры.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: музыкальное произведение, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм; различные категории обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей; образовательные учреждения Российской Федерации, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, музыкальные театры, концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
музыкально-исполнительской;
педагогической;
организационно-управленческой;
музыкально-просветительской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области музыкально-исполнительской деятельности:
концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором, работа в музыкальных театрах в качестве артиста;
овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;
практическое освоение репертуара творческих коллективов, в том числе и репертуара музыкального театра;
в области педагогической деятельности:
обучение вокалу обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школ искусств, детских музыкальных школ;
изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;
развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;
планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;
в области организационно-управленческой деятельности:
работа в государственных и муниципальных органах управления культуры, в учреждениях культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях), в творческих союзах и обществах;
участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);
организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, творческими коллективами и студиями художественного творчества);
участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и развитию искусства, культуры и образования;
в области музыкально-просветительской деятельности:
с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление на различных сценических и театральных площадках (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором);
осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства;
осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
умением собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);
умением ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
способностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);
способностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);
способностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);
пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества; использованием для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации (ОК-6);
владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);
владением одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-8);
стремлением к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);
готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);
готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);
готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);
готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);
владением средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
в области музыкально-исполнительской деятельности:
умением осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);
способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);
умением создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);
способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);
умением применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);
способностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);
умением совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);
способностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);
способностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);
умением организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу (ПК-10);
способностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);
способностью к овладению репертуаром, соответствующим исполнительскому профилю; готовностью постоянно расширять и накапливать репертуар (ПК-12);
способностью творчески составлять программы выступлений - сольных и ансамблевых - с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);
способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);
способностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);
умением использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-16);
умением исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);
умением исполнять вокальную партию в различных видах ансамбля (ПК-18);
способностью к использованию знаний об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-19);
в области педагогической деятельности
способностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах (ПК-20);
способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-21);
способностью изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-22);
способностью использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-23);
способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);
способностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);
способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);
способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);
способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);
способностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-29);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);
в области музыкально-просветительской деятельности:
способностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором) на различных сценических площадках (в образовательных учреждениях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
32-35 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия; лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы; основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации; стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования; уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи); владеть: технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке. |
14-17 |
Философия Иностранный язык История Русский язык и культура речи |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
18-21 |
|
|
|
Б.2. |
Цикл истории и теории музыкального искусства |
59-62 |
|
|
Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков; принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка; основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии, законы формообразования, теоретические основы и историю вокального искусства; основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики; уметь; применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений; выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения; самостоятельно гармонизовать мелодию; анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности; петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии; подбирать материал для исследования в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки; осуществлять подбор материала для выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), выстраивать структуру выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы); осуществлять компьютерный набор нотного текста в одной из современных программ; владеть: профессиональной лексикой; понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий; развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; методами пропаганды музыкального искусства и культуры; навыками гармонического анализа музыкальных произведений. |
39-42 |
История музыки (зарубежной и отечественной) Музыка второй половины XX - начала XXI веков Сольфеджио Теория музыки Гармония Музыкальная форма История вокального искусства Основы научных исследований |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
20-23 |
|
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл |
117-121 |
|
|
Базовая часть |
50 |
|
|
|
Общий модуль базовой части цикла |
29 |
Дисциплины общего модуля базовой части |
|
|
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной репертуар для своего типа голоса, основные композиторские стили; принципы исполнительства на фортепиано, репертуар для фортепиано, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей; основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе; историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии; основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; психологию межличностных отношений в группах разного возраста; способы психологического и педагогического изучения обучающихся; сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики, основные категории музыкальной педагогики; основные характеристики отечественной и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития; цели, содержание, структуру образования; образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста; методическую литературу; основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах; основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы и приемы преподавания, вокально-методическую литературу; уметь: самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений, осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения, прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров; использовать фортепиано в работе над вокальным репертуаром, для ознакомления с музыкальной литературой, теоретического анализа музыкального произведения; ориентироваться в основной научно-педагогической проблематике; использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по предметам согласно профилю подготовки, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса, развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения; планировать учебный процесс, составлять учебные программы; пользоваться справочной литературой; владеть: основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры; методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре; вокальной техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров; отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков; музыкальной формой; навыками чтения с листа вокальных партий; навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов; игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности; методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре; навыками общения с обучающимися различного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями, методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися. Профили подготовки |
|
Сольное пение Фортепиано Безопасность жизнедеятельности Музыкальная педагогика и психология Методика обучения вокалу |
||
Б.3.1 |
"Академическое пение" |
21 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основной оперный и камерный репертуар для своего типа голоса; принципы работы над оперным репертуаром; различные вокально-исполнительские стили, их характеристики; основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); основы сценического движения, различные танцевальные жанры; уметь: работать с дирижером и режиссером при постановке музыкального спектакля; самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений; осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; вести самостоятельную работу с концертмейстером; органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику; владеть: основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры, методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре, основами певческого дыхания; основами кантилены, отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой, навыками чтения с листа вокальных партий, навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов; комплексом тренировочно-технологических и профессионально-прикладных навыков и умений, обеспечивающих точность, конкретность и выразительность пластики будущего актера, координацией сценического движения и вокала, чувством времени и пространства, навыками работы в историческом костюме; разнообразными по характеру музыки и пластики танцевальными жанрами, необходимыми для участия в оперном спектакле. |
|
Оперный класс Камерное пение Танец, сценическое движение |
||
Б.3.2 |
"Театр оперетты" |
21 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы развития актерского искусства, методические разработки выдающихся мастеров театра и театральных педагогов, жанровые и стилистические особенности сценического существования; значительный классический и современный репертуар оперетты, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей, специфику вокального исполнения в жанре; специфические вокально-сценические приемы; жанры современной хореографии, основы танцевального искусства; уметь: взаимодействовать с режиссером в работе над спектаклем, исполнять роли в спектакле, органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику; исполнять свою партию в различных ансамблевых составах; владеть: элементами актерской психотехники; профессиональной терминологией, профессиональными основами вокальной техники, спецификой исполнения вокально-сценических произведений, культурой сценического движения; вокальной культурой, различными стилями, танцевальными жанрами и пластическими формами в вокально-сценическом исполнительстве. |
|
Мастерство актера Вокальный ансамбль Основы современной хореографии |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
67-71 |
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП) |
15 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
5 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП бакалавриата с учетом развития искусства, культуры, науки, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.
7.3. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.6. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность к
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2011 г. N 1463 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.