Примерная форма должностной инструкции бухгалтера (Профессиональный стандарт "Бухгалтер") (подготовлено экспертами компании "Гарант")

>>

[организационно-правовая форма,
наименование организации,
предприятия
]

Утверждаю

[подпись, Ф. И. О., должность
руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию
]

[число, месяц, год]

М. П.


Должностная инструкция бухгалтера


[наименование организации]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: "Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления" и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Профессионального стандарта "Бухгалтер", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. N 1061н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.


1. Общие положения


1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет при специальной подготовке по учету и контролю.

1.3. Бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Бухгалтер должен знать:

- основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, об архивном деле, а также основы гражданского, трудового, таможенного законодательства;

- Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);

- практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов и денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- практику применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету;

- внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов;

- внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда;

- внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте;

- порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;

- методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

- методы учета затрат продукции (работ, услуг);

- основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

- основы информатики и вычислительной техники;

- основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- [иные знания].


2. Должностные обязанности


На бухгалтера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Составление (оформление) первичных учетных документов.

2.2. Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

2.3. Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы.

2.4. Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов.

2.5. Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой.

2.6. Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов.

2.7. Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив.

2.8. Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.

2.10. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей.

2.11. Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета.

2.12. Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств.

2.13. Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.

2.14. Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

2.15. Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета.

2.16. Контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

2.17. Подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги.

2.18. Подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок.

2.19. Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.20. Систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период.

2.21. Передача регистров бухгалтерского учета в архив.

2.22. Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета.

2.23. Отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

2.24. [Другие должностные обязанности].


3. Права


Бухгалтер имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].


4. Ответственность


Бухгалтер несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].


Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Примерная форма должностной инструкции бухгалтера


Разработана: Компания "Гарант", апрель 2019 г.