Примерная форма искового заявления о взыскании убытков вследствие задержки авиарейса, неустойки и компенсации морального вреда (подготовлено экспертами компании "Гарант")

В [наименование суда]


Истец: [Ф. И. О. полностью]
[адрес места проживания, телефон,
адрес электронной почты
]


Ответчик: [наименование авиакомпании полностью]
[адрес места нахождения, телефон,
адрес электронной почты
]


Цена иска: [сумма цифрами и прописью] рублей


Исковое заявление
о взыскании убытков вследствие задержки авиарейса, неустойки и компенсации морального вреда


[Число, месяц, год] я приобрел авиабилет по маршруту [указать пункт отправления] - [указать пункт назначения] на рейс N [значение] авиакомпании [указать наименование компании] (далее - ответчик), стоимостью [сумма цифрами и прописью] рублей.

Вылет был назначен на [число, месяц, год] в [значение] часов [значение] минут по местному времени.

Однако [число, месяц, год] по прибытии в аэропорт [указать наименование] для вылета я узнал, что в связи с [вписать нужное] данный рейс задержан до [указать точное время], о чем имеется соответствующая отметка в авиабилете.

Вылет указанного рейса состоялся [число, месяц, год] в [указать точное время]. Время прибытия в пункт назначения [наименование] - [указать точное время прибытия]. Таким образом, время задержки рейса составило [значение] час.

В связи со сложившимися обстоятельствами я был вынужден нести дополнительные расходы, а именно: [указать какие именно, например, приобретение билета другой авиакомпании, расходы на проживание в гостинице, транспортные расходы, расходы на питание во время ожидания и т. д.].

Вследствие того, что [число, месяц, год] я не смог вылететь запланированным рейсом, который должен был прибыть в [указать пункт назначения] в [указать точное время прибытия], наступили следующие неблагоприятные для меня последствия: [вписать нужное: опоздание на пересадочный рейс, пропуск деловой встречи, опоздание на работу и т. д.], что повлекло за собой [вписать нужное].

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 103 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

На основании пункта 1 статьи 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Как следует из пункта 76 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 1 статьи 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Статьей 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Ответчик не принял все зависящие от него меры для осуществления перевозки пассажиров в то время, которое указано в билете. Какие-либо факты, свидетельствующие о наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, сделавших невозможным для ответчика надлежащее исполнение взятых на себя обязательств по договору, отсутствуют.

Договор перевозки пассажиров заключался мной исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с этим на возникшие правоотношения распространяются нормы Федерального закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (далее - Закон о защите прав потребителей).

В соответствии со статьей 28 Закона о защите прав потребителей в случае, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по договору воздушной перевозки, мне были причинены убытки в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей, из них: [подробно указать из чего складывается общая сумма ущерба, в том числе указать и сумму штрафа за задержку рейса]. Расчет суммы убытков прилагается к исковому заявлению.

[Число, месяц, год] в адрес ответчика мною заказным письмом с уведомлением была направлена претензия с требованием возместить причиненные убытки в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей. Однако ответчик в возражении на претензию от [число, месяц, год] N [значение] отказался удовлетворить мои требования, в связи с тем, что [вписать нужное]. Поэтому я был вынужден обратиться в суд с исковым заявлением.

В силу статьи 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных ст. 20, 21, 22 Закона сроков, исполнитель, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Согласно расчету, прилагаемому к исковому заявлению, количество дней просрочки составило [значение], а неустойка - [сумма цифрами и прописью] рублей.

Кроме того, ненадлежащим исполнением договора о воздушной перевозке ответчик причинил мне моральный вред, выразившийся в [подробно описать в чем выражается моральный вред], что подтверждается [вписать нужное].

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Причиненный мне моральный вред я оцениваю в размере [сумма цифрами и прописью] рублей, поскольку [указать обоснование].

Также, в силу части 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в мою пользу надлежит взыскать штраф в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей, соответствующий расчет прилагается к исковому заявлению.

В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с подачей искового заявления мною понесены следующие судебные расходы: [вписать нужное, например, услуги представителя, стоимость юридической консультации и т. д.] в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 151, 401, 786, 791, 792, 793 ГК РФ, статьями 103, 120 ВК РФ, статьями 13, 15, 28 Закона о защите прав потребителей, статьей 98 ГПК РФ,


прошу:


1. Взыскать с ответчика [наименование авиакомпании] в мою пользу убытки, причиненные задержкой авиарейса, в общей сумме [сумма цифрами и прописью] рублей, из них [перечислить подробно все расходы с указанием суммы, в том числе указать штраф за задержку рейса].

2. Взыскать с ответчика [наименование авиакомпании] в мою пользу неустойку за неудовлетворение требований потребителя в установленные законом сроки в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.

3. Взыскать с ответчика [наименование авиакомпании] в мою пользу компенсацию морального вреда в размере [сумма цифрами и прописью] рублей.

4. Взыскать с ответчика [наименование авиакомпании] в мою пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя размере 50 % от суммы, присужденной судом в мою пользу.

5. Взыскать с ответчика [наименование авиакомпании] в мою пользу судебные расходы в виде [вписать нужное] в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.


Приложение:

1) копии искового заявления;

2) копия авиабилета;

3) документы, подтверждающие факт задержки авиарейса;

4) документы, подтверждающие причинение ущерба;

5) документы, подтверждающие факт причинения морального вреда;

6) документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении;

7) расчет взыскиваемых денежных сумм;

8) документы, подтверждающие судебные расходы.


[подпись, инициалы, фамилия]


[число, месяц, год]


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Примерная форма искового заявления о взыскании убытков вследствие задержки авиарейса, неустойки и компенсации морального вреда


Разработана: Компания "Гарант", октябрь 2019 г.