Плата за негативное воздействие на окружающую среду - 2017
В. Горностаев,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор, член РСА
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2017 г., с. 19-23.
Внесены изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждена новая форма декларации и порядок ее представления. Разберемся, каким образом нововведения отразятся на организациях и ИП.
В январском номере журнала*(1) мы рассказывали о новых ставках платы (далее - Плата) за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и изменении дополнительных коэффициентов*(2). За прошедшее с момента публикации время законодатели приняли документы, которыми были утверждены новая форма декларации о Плате (далее - Декларация)*(3) и порядок ее представления (далее - Порядок)*(4).
Кроме того, с 17 марта 2017 года вступили в силу новые правила исчисления и взимания Платы (далее - Правила)*(5), применяемые к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.
Также с 17 марта 2017 года утратили силу отдельные документы, регулировавшие расчет Платы*(6).
Кто вносит Плату?
Плата взимается за следующие виды НВОС:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - плательщики), ведущие деятельность на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Исключение сделано для субъектов, оказывающих минимальное НВОС (ведущих деятельность на объектах IV категории)*(7).
При размещении отходов (кроме твердых коммунальных) вносить Плату обязаны юрлица и ИП, в ходе деятельности которых эти отходы образовались*(8). При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками являются региональные операторы и операторы, занимающиеся таким размещением*(9).
Порядок внесения Платы и новая Декларация
Больше не нужно ежеквартально представлять расчет Платы.
Если плательщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то в 2017 году ему необходимо вносить квартальные платежи по 1/4 от размера Платы за 2016 год (не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября)*(10). Отметим, что при внесении квартальных платежей представление Декларации не требуется*(11).
Если же плательщик является субъектом малого или среднего бизнеса, то внести нужно только годовой платеж (за 2017 г. - до 01.03.2018) и подать годовую декларацию.
Декларацию представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (администратор Платы)*(12) не позднее 10 марта года, следующего за отчетным*(13).
Обратите внимание, что вместе с ней также необходимо представить*(14):
- документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика (в случае, если декларацию подписывает и (или) представляет уполномоченное лицо);
- перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (в случае, если в отчетном году плательщик производил корректировку размера Платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа).
Декларацию составляют при помощи сервисов, предоставляемых в том числе Росприроднадзором. Его территориальные органы на своих официальных сайтах в разделах "Электронные сервисы" обеспечивают доступ к соответствующим программам*(15).
По общему правилу Декларацию представляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства*(16) через "Личный кабинет" веб-портала Росприроднадзора по приему отчетности*(17).
Вместе с тем если годовой размер Платы за предыдущий отчетный период равен или менее 25 000 рублей, Декларацию представляют на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования указанных выше сервисов*(18).
В случае отсутствия у плательщика электронной подписи либо возможности подключения к интернету он отчитывается только на бумажном носителе*(19).
Декларацию на бумажном носителе представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего НВОС, либо объекта размещения отходов производства и потребления. В случае если такие объекты находятся на территории разных субъектов РФ, плательщик должен представить отдельную Декларацию в каждый субъект*(20).
Если же несколько объектов расположено на территории одного субъекта РФ, подают одну декларацию*(21).
Датой представления Декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в информационном электронном ресурсе территориального органа Росприроднадзора. Датой представления для бумажного носителя считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе или дата почтового отправления*(22).
Декларация на бумажном носителе должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии). Порядок предусматривает сквозную нумерацию страниц Декларации начиная с титульного листа *(23).
При обнаружении недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы Платы, плательщик вправе представить уточненную Декларацию не позднее 10 марта года, следующего за отчетным*(24).
Администрирование Платы
Контроль за исчислением Платы Росприроднадзор и его территориальные подразделения осуществляют в течение девяти месяцев со дня приема Декларации или при проведении процедур государственного экологического надзора*(25).
Предметом контроля являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения Платы. При проверке устанавливают соответствие сведений и расчетов, представленных в составе Декларации и прилагаемых к ней документах*(26).
Если были выявлены ошибки, об этом сообщают проверяемому лицу и в форме требования просят представить в течение семи рабочих дней необходимые обоснованные пояснения и (или) внести соответствующие исправления*(27).
При этом проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по требованию в целом или по его отдельным положениям*(28).
Росприроднадзор в настоящее время разрабатывает порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм Платы и разъясняет, что такие суммы подлежат возврату или зачету в счет будущего периода*(29).
Зачет (возврат) производят территориальные органы Росприроднадзора по письменным заявлениям плательщиков (с приложением к ним документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам). По результатам рассмотрения в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления они принимают решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм*(30).
Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм плательщиками, обязанными вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
Ведомство также отмечает, что его территориальные подразделения вправе отказать в возврате суммы ежеквартальной авансовой платы, так как не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности*(31). В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.
Санкции за неуплату и непредставление Декларации
Несвоевременное или неполное внесение Платы влечет начисление пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению Платы начиная со следующего дня после окончания 1 марта года, следующего за отчетным периодом*(32).
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения задолженности в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджетную систему РФ*(33).
Непредставление (несвоевременное представление) Декларации влечет наложение штрафа в размере 5 процентов от суммы, подлежащей уплате на основе этой Декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей*(34).
Исчисление Платы
Плату исчисляют путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, указанному в специальном перечне *(35), на соответствующие ставки Платы с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов*(36). Полученные величины суммируют по каждому стационарному источнику загрязнения и (или) объекту размещения отходов, а также по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему НВОС (их совокупности)*(37).
Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежную базу юрлица и ИП определяют самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля*(38):
- для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
- в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются*(39):
а) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов;
б) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;
в) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а", лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б";
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе Декларации *(40).
При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, Плату рассчитывают по специальным формулам*(41).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся плательщиками в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, - в пункте 20 Правил*(42).
При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта*(43).
Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные Постановлением N 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
В пунктах 17-21 Правил приведены непосредственно формулы расчета Платы:
- в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ (Пнд)*(44);
- за размещение отходов в пределах лимитов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства согласно законодательству РФ в области обращения с отходами (Плр)*(45);
- в пределах лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов (Пвр)*(46);
- за размещение отходов с превышением установленных лимитов, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами (Псл)*(47);
- при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (Пср)*(48).
Обратите внимание, что в пункте 17 Правил Постановлением N 255-ФЗ предусмотрено внесение изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 года, а в пункты 19-21 - как с 1 января 2019 года, так и с 1 января 2020 года.
Плательщики вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) размера Платы, за исключением некоторых случаев (несоблюдения снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, установленными статьей 23 Закона N 7-ФЗ)*(49).
Кроме того, для стимулирования хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий предусмотрено применение к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Также из суммы платы можно вычесть затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные плательщиком в пределах исчисленной Платы по тем показателям, для которых предусмотрено снижение выбросов и (или) сбросов*(50).
Из документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 марта 2017 г. N АС-06-02-36/5194
<...>
В силу ч. 2 ст. 16.5 Закона излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
При этом Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных в соответствии со ст. 16.4 Закона вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
Возврат излишне уплаченных сумм платы оформляется только после зачета сумм излишне уплаченной платы в счет погашения задолженности, пеней, начисленных на сумму задолженности.
<...>
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Актуальная бухгалтерия", 2017, N 1, с. 37
*(2) пост. Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (далее - Постановление N 913)
*(3) приложение N 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 N 3 (далее - Приказ N 3)
*(4) приложение N 1 к Приказу N 3
*(5) утв. пост. Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Постановление N 255)
*(6) полный перечень приведен в приложении к Постановлению N 255
*(7) абз. 1 п. 5 Правил
*(8) абз. 2 п. 5 Правил
*(9) абз. 3 п. 5 Правил
*(10) п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ)
*(11) п. 34 Правил
*(12) п. 4 Правил
*(13) п. 2 Порядка
*(14) п. 3 Порядка
*(15) п. 4 Порядка
*(16) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
*(17) https://lk.fsrpn.ru/#/
*(18) абз. 4 п. 5 Порядка
*(19) абз. 2 п. 5, п. 6 Порядка
*(21) абз. 3 п. 7 Порядка
*(22) п. 9 Порядка
*(23) п. 10 Порядка
*(24) п. 11 Порядка
*(25) п. 37 Правил; Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(27) п. 40 Правил
*(28) п. 41 Правил
*(29) п. 2 ст. 16.5 Закона N 7-ФЗ; письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194
*(30) п. 36 Правил
*(31) ч. 4 ст. 1109 ГК РФ
*(33) абз. 2 п. 33 Правил
*(34) п. 1 ст. 119 НК РФ
*(35) утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р
*(36) Постановление N 913; пост. Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148
*(37) п. 8 Правил
*(38) п. 9 Правил
*(39) п. 10 Правил
*(40) п. 11 Правил
*(42) п. 13 Правил
*(43) п. 15 Правил
*(44) п. 17 Правил
*(45) п. 18 Правил
*(46) п. 19 Правил
*(47) п. 20 Правил
*(48) п. 21 Правил
*(50) п. 25 Правил
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.