Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава I. Общие положения

Комментарий к Федеральному закону от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ
"О негосударственных пенсионных фондах"


Глава I. Общие положения


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 г. N 463 была одобрена федеральная Программа пенсионной реформы, которой определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.

Предметом комментируемого закона является осуществление добровольного пенсионного обеспечения и страхования. Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании заключенного с ним пенсионного договора, за счет средств фонда, формируемых путем внесения пенсионных взносов. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному, и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах. Негосударственное пенсионное обеспечение основывается на принципах равенства правового режима для всех субъектов, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, восстановления и судебной защиты прав.

Положения комментируемого Закона направлены на регулирование отношений, возникающих при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов. Негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Не все отношения, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных фондов, регулируются настоящим законом. Так, налогообложение фонда регулируется нормами НК РФ, государственная регистрация фонда в качестве юридического лица регулируется нормами Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а не комментируемым законом.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) комментируемый закон предусматривает формирование механизма надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая:

систему учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями;

определение полномочий органа исполнительной власти, осуществляющего надзор и контроль за деятельностью фондов.

Комментируемый закон предусматривает гарантии исполнения фондом обязательств по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Гл. 5 комментируемого закона предусматривает формирование страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, страхования.

Добровольность негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает возможность формирование индивидуальных пенсионных систем, финансируемых за счет самих вкладчиков. Законодатель не определяет конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов оставлено на рассмотрение фондов и вкладчиков, заключающих пенсионные договоры. Законодатель определил только минимальный размер негосударственной пенсии, которая может быть выплачена участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 комментируемого закона:

иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Деятельность в качестве страховщика негосударственного пенсионного страхования регламентируется не только нормами настоящего закона, но и нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Комментируемый закон устанавливает требования, предъявляемые к фонду, исполняющему функции страховщика, порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок передачи средств пенсионных накоплений в соответствии с желанием застрахованного лица в другой фонд, в ПФР или получение указанных средств, порядок управления средствами пенсионных накоплений и др.

Кроме комментируемого закона отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме настоящего закона, включает в себя:

Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",

Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

В соответствии с Концепцией развития законодательства РФ в период до 2011 года в сфере пенсионного законодательства планируется внести следующие изменения в пенсионное законодательство:

1) Принять пакет федеральных законов "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем", регулирующих создание, функционирование, страховые взносы обязательных профессиональных пенсионных систем для лиц, имеющих право досрочного назначения пенсии в связи с особыми условиями труда. Законопроекты внесены в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, приняты в первом чтении 26.06.2002 г.

2) Принять Федеральный закон о выплате накопительной части трудовой пенсии негосударственными пенсионными фондами, предусмотрев в законопроекте право наследования пенсионных накоплений правопреемниками (пережившие супруга/супруг, гарантированный период выплат накопительной части пенсии и другие возможные преимущества для застрахованных лиц).


Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды

1. Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т.е. не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным в качестве негосударственного пенсионного фонда в порядке, определенном гл. 2 комментируемого закона. Фонд создается специально и исключительно для осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию и не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.

2. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Пенсионный договор заключается в письменной форме, существенными условиями которого, согласно ст. 12 комментируемого закона, являются:

наименование сторон;

сведения о предмете договора;

положения о правах и об обязанностях сторон;

положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

вид пенсионной схемы;

пенсионные основания;

положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

сроки действия и прекращения договора;

положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

положения о порядке урегулирования споров;

реквизиты сторон.

Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Основанием для осуществления фондом деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного пенсионного страхования. Договор заключается в письменной форме в порядке определенном гл. 11 комментируемого закона. Существенными условиями договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.

Предметом договора об обязательном пенсионном страховании является осуществление фондом деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения договора работодателя с фондом. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Профессиональная пенсионная система должна обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Примером профессиональной пенсионной системы является система негосударственного пенсионного обеспечения работников образования РФ, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о профессиональной системе на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы образования РФ и самими работниками с негосударственным пенсионным фондом. Предусмотрено осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников образования в трех видах:

обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения;

обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), которое регулируется действующим законодательством;

добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется настоящим Положением, Отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено осуществлять на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

3. Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций, и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от других видов деятельности - обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.

Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в ФСФР России страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемом между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению не зависит друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.


Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментируемая статья определяет основные термины, применяемые в тексте настоящего закона.

Особенностью деятельности негосударственного пенсионного фонда является ее осуществление на добровольных началах. Заключение фондом пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании, а также договора о создании профессиональной пенсионной системы является необходимым условием осуществления фондом соответствующей деятельности.

Комментируемый закон определил на законодательном уровне понятие негосударственной пенсии как денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора, который заключается между фондом и вкладчиком. То есть пенсионные основания, размер, периодичность и продолжительность выплат участнику негосударственной пенсии устанавливается в пенсионном договоре вкладчиком.

Многие из терминов, указанных в комментируемой статье, используются и в других нормативных правовых актах. Например, понятия страхователя, застрахованного лица, страхового взноса, используемые в комментируемом законе, идентичны аналогичным понятиям из Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Понятия раскрытие, предоставление и распространение информации фондом соответствуют понятиям, используемым Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Начиная с 1 января 2009 года, комментируемая статья дополняется понятием "средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений". Софинансирование предназначено для пополнения средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Застрахованное лицо приобретает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в случае уплаты им не менее 2000 руб. за год дополнительных страховых взносов. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется в сумме, равной сумме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более 10000 руб. в год.

Средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав средств, за счет которых формируются пенсионные накопления, однако фонд должен обеспечить их обособленный учет путем их выделения на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии.

Большинство из предусмотренных данной статьей терминов будет подробно рассмотрено в соответствующих статьях комментария.


Статья 3.1. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию

Комментируемая статья устанавливает круг субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Негосударственное пенсионное обеспечение - это система правовых мер, созданных государством и направленных на создание добровольного, дополнительного к государственному, пенсионного обеспечения. Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участники. Вкладчиком является лицо, заключившее пенсионный договор и уплачивающее в фонд пенсионные взносы. Участник - физическое лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор, т.е. участник является получателем негосударственной пенсии. В общем случае вкладчик и участник - это разные лица. Например, вкладчик - организация, в которой работает участник. Но допускается и заключение пенсионного договора вкладчиком в свою пользу, т.е. участник совпадает с вкладчиком.

Управляющая компания - это юридическое лицо, осуществляющее размещение средств пенсионных резервов, предназначенных для выполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, исключительно в целях сохранения и прироста средств в интересах участников на основании договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, заключенного управляющей компанией с фондом. Управляющая компания не может быть аффилированным лицом фонда, специализированного депозитария либо их аффилированных лиц.

Специализированный депозитарий - это юридическое лицо, заключившее договор оказания услуг специализированного депозитария с фондом. По этому договору специализированный депозитарий оказывает фонду услуги по ежедневному контролю за соблюдением управляющей компанией (управляющими компаниями), с которой (которыми) фондом заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных резервов, требований, установленных законодательством РФ. Специализированный депозитарий не может быть аффилированным лицом фонда, управляющей компании либо их аффилированных лиц.

Управляющие компании могут быть созданы в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а специализированные депозитарии - в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. ООО относится к коммерческим юридическим лицам, участники которых не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Учредительными документами ООО являются устав и учредительный договор. Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица, за исключением государственных органов и органов местного самоуправления. Число участников ООО не должно быть более 50. Правовое положение ООО определяется на основании ГК РФ и Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО по сравнению с участниками ООО несут дополнительную ответственность по обязательствам общества. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерами АО могут быть любые физические и юридические лица. Основной обязанностью акционеров является внесение (формирование) уставного капитала общества. Правовое положение АО определяется на основании ГК РФ и Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Число акционеров - более 50.

АО бывают двух видов - закрытые АО (ЗАО) и открытые АО (ОАО). Отличие ЗАО от ОАО состоит в том, что акционеры ЗАО имеют право отчуждать принадлежащие им акции только другим участникам общества или среди заранее определенного круга лиц. Акции же ОАО отчуждаются без согласия других акционеров любому лицу.

Любые юридические лица, в т.ч. управляющая компания и специализированный депозитарий, приобретают право- и дееспособность с момента государственной регистрации, проводимой в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Управляющая компания и специализированный депозитарий имеют специальную правоспособность, осуществляют свою деятельность на основании лицензий:

управляющая компания - на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

специализированный депозитарий - на основании двух лицензий: на осуществление депозитарной деятельности и на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Отношения обязательного пенсионного страхования - это отношения, возникающие между фондами, Пенсионным фондом РФ, специализированными депозитариями, управляющими компаниями, застрахованными лицами и страхователями по поводу компенсации гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с комментируемым Законом.

Страхователь - физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица;

индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;

физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В общем случае застрахованное лицо и страхователь не совпадают. Однако, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена категория лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за себя. Это, например, самостоятельно обеспечивающие себя работой лица (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты), а также граждане РФ, работающие за пределами территории РФ.

Отношения по профессиональному пенсионному страхованию - это отношения, возникающие между фондами, специализированными депозитариями, управляющими компаниями, застрахованными лицами и работодателями, по поводу создания профессиональной пенсионной системы. Здесь застрахованные лица - это физические лица, в пользу которых заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Брокер - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (брокерская деятельность). Брокерская деятельность относится к лицензируемому виду деятельности.

Брокер осуществляет отдельный учет денежных средств каждого клиента путем открытия в кредитных организациях специального брокерского счета, на котором учитываются переданные клиентами денежные средства для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами. Брокер не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный брокерский счет (счета), за исключением случаев их возврата клиенту. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера.

Брокер допускается к осуществлению операций со средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов при условии, что он:

имеет опыт работы не менее пяти лет;

соответствует требованиям ФСФР России к достаточности собственных средств для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность, но не менее 25 миллионов руб. и выполняет другие установленные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

является членом организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего соответствующую лицензию ФСФР России;

принял и неукоснительно соблюдает кодекс профессиональной этики;

в течение последних двух лет к брокеру-организации не применялись процедуры банкротства либо санкции в виде аннулирования действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

по итогам одного из двух последних лет брокер-организация имела убытки.

Не может быть допущена к операциям со средствами пенсионных накоплений в качестве брокера организация, являющаяся аффилированным лицом управляющей компании, специализированного депозитария или их аффилированных лиц.

Другим участником отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию являются кредитные организации, в которых открыты счета для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется как хозяйственное общество.

В зависимости от выполняемых банковских операций кредитные организации подразделяются на банковские и небанковские.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять только отдельные банковские операции в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 г. N 396-1 "О банках и банковской деятельности".

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

К иным участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относятся аудиторы, актуарии, заключившие договоры с фондом на оказание соответствующих услуг, и др.