Вопрос: Придется ли крупному супермаркету платить какие-либо налоги при проведении акции (будут раздаваться призы: кофеварки, тостеры покупателям, совершившим покупки в данном супермаркете на определенную сумму) и какие еще могут быть последствия данной акции? ("эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2008 г.)

Придется ли крупному супермаркету платить какие-либо налоги при проведении акции (будут раздаваться призы: кофеварки, тостеры покупателям, совершившим покупки в данном супермаркете на определенную сумму) и какие еще могут быть последствия данной акции?


Данная акция носит рекламный характер, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к самому магазину и к продаваемым в нем товарам (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Для ее проведения не требуется оформления каких-либо разрешений. В частности, не нужно направлять уведомление в уполномоченный орган как при проведении стимулирующей лотереи (например, "купи чипсы и участвуй в розыгрыше автомобиля"). В рассматриваемом случае призы просто выдаются покупателям при приобретении товаров на определенную сумму, а не разыгрываются между ними, следовательно, отсутствует один из основных признаков лотереи (ст. 2, 3, 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").

Налоговый аспект этой акции касается налогов на добавленную стоимость (НДС), на прибыль и на доходы физических лиц (НДФЛ).

Передача права собственности на товары признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ), поэтому организации придется исчислить НДС со стоимости подарков и уплатить его в бюджет. От обложения данным налогом освобождается только передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Налоговая база по НДС определяется в данном случае как стоимость переданных товаров, исчисленная исходя из цен, устанавливаемых согласно ст. 40 НК РФ (без учета НДС, с учетом акцизов) (п. 2 ст. 154 НК РФ). При этом "входной" НДС, уплаченный при покупке подарков, организация вправе принять к вычету, так как в данном случае товары используются для операций, облагаемых НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Поскольку акция носит рекламный характер, то затраты на ее проведение организация вправе будет включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, но только в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ).

Особенное внимание следует обратить на проблему с исчислением НДФЛ.

Дело в том, что получение физическим лицом товаров на безвозмездной основе от организации или предпринимателя признается доходом в натуральной форме, подлежащим обложению НДФЛ, но только в части, превышающей 4000 рублей за налоговый период (календарный год) (п. 1 ст. 210, подп. 2 п. 2 ст. 211, п. 28 ст. 217 НК РФ). Налоговая ставка, взимаемая с суммы превышения, составляет 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, если стоимость каждого приза не превышает названную сумму, то волноваться не о чем; если же она выше, то возникает объект обложения НДФЛ, а также вопрос о том, есть ли у супермаркета в связи с этим какие-либо обязанности.

Ранее обязанность по удержанию налога возлагалась на налогового агента (т.е. в данном случае - на супермаркет). Поскольку удержать налог из дохода, выдаваемого в натуральной форме, невозможно, необходимо было в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности налогоплательщика (п. 1 и 5 ст. 226 НК РФ).

Однако с 1 января 2008 года физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, включены в перечень лиц, самостоятельно уплачивающих налоги (подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений..."). В этой связи у организаций и предпринимателей, выдающих физическим лицам любые призы и подарки (на безвозмездной основе) уже не возникает обязанностей налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Уплата налога - на совести самого счастливого обладателя подарка.

Тем не менее налоговые органы на местах еще не везде "заметили" это нововведение. Так, московские налоговики по-прежнему настаивают на том, что при выдаче подарков на сумму свыше 4000 рублей организация признается налоговым агентом и поэтому должна вести учет выданных физическим лицам доходов и предоставлять сведения в налоговый орган (см. письмо УФНС по г. Москве от 17.04.2008 N 28-11/037306).

Некоторые эксперты считают, что законодатель, как это часто бывает, ошибочно перевел всех одаряемых в число самостоятельных налогоплательщиков (тогда как имел намерение сформулировать эту норму только в отношении подарков, полученных от физических лиц). Но результат этой, как предполагается, ошибки сегодня имеет силу закона и оснований поступать в противоречии с ним нет:

Учитывая изложенное, нельзя исключать вероятность того, что при выдаче призов на сумму более 4000 рублей на каждое физическое лицо в течение календарного года налоговый орган попытается оштрафовать организацию за непредставление сведений о сумме задолженности физических лиц в налоговый орган - по 50 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ). В этом случае организации придется защищать свои интересы в суде.


М. Мошкович,

газета "эж-ЮРИСТ"


30 июля 2008 г.


"эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Газета "эж-ЮРИСТ"


Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"

Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"

Подписные индексы:

41019 - для индивидуальных подписчиков

41020 - для предприятий и организаций

Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14

Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Информация о подписке: (095) 152-0330

E-mail: lawyer@ekonomika.ru

Internet: www.akdi.ru