Индексируем пособия на детей (С.Е. Нестеров, "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.)

Индексируем пособия на детей


В Федеральном законе N 81-ФЗ*(1) установлены величина и порядок расчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Такие пособия выплачиваются за счет средств социального страхования как работающим, так и неработающим гражданам с целью их материальной поддержки. Выплата некоторых пособий установлена в твердом размере, величину других пособий необходимо рассчитать, но при этом в законодательстве зачастую установлены их минимальные и максимальные границы. К сожалению, инфляционные процессы, происходящие в стране, приводят к тому, что и так не слишком большие пособия обесцениваются. Для того чтобы снизить негативные последствия инфляции, законодателями был предусмотрен механизм индексации пособий.

Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ (далее - Закон N 18-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон N 81-ФЗ, в частности появилась новая статья - 4.2 "Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей". Нормами названной статьи предусматривается индексация размера пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции.

Действие вновь введенной статьи распространяется на период с 1 января 2008 года, в связи с чем бухгалтерам организаций следовало пересчитать выданные единовременные пособия за постановку на учет на ранних сроках беременности и при рождении ребенка, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком.

Все ли суммы выплаченных пособий следует индексировать? Как часто должна производится индексация? Как отразить произведенный перерасчет пособий в бухгалтерском учете? На эти вопросы мы ответим в предложенной статье.


Какие пособия надо индексировать?


Согласно положениям абз. 1-8 ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ индексируются следующие пособия:

- пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, указанным в абз. 2 ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, указанным в абз. 6-8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ, минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 2-5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Федеральный закон N 18-ФЗ вступил в силу с 1 апреля 2008 года (за исключением ст. 42) При этом, как уже было отмечено выше, положения абз. 1-6 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, с этой даты необходимо было проиндексировать:

- пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка.

Обратите внимание: Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено. Вместе с тем если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработка, не достигает проиндексированного минимального размера пособия, то это пособие подлежит перерасчету.

Напомним, что некоторые пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваются в фиксированном размере. В частности, к ним относятся единовременные пособия:

- женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- при рождении ребенка;

- при передаче ребенка на воспитание в семью.

Другие пособия, прежде чем их выплатить, необходимо рассчитать, а именно:

- пособие по беременности и родам. Данное пособие рассчитывается по правилам, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, и выплачивается в размере 100% среднего заработка. При этом законодательством установлена максимальная величина пособия - 23 400 руб. за каждый месяц*(3);

- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для его расчета следует руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 870, а также нормами Федерального закона N 81-ФЗ. Женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления этого отпуска.

Обратите внимание: Минимальный размер пособия до индексации составлял 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер не мог превышать 6 000 руб. за полный календарный месяц. Данные предельные размеры также подлежат пересчету с учетом показателя инфляции.


В каком размере следует производить индексацию?


В первоначальной редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ) в п. 1 ст. 1 были утверждены основные характеристики федерального бюджета исходя из уровня инфляции, не превышающего 7%.

В марте 2008 года данный показатель был изменен согласно Федеральному закону N 19-ФЗ*(4) и составил 8,5%.

Однако и это не окончательный вариант: Федеральным законом N 122-ФЗ*(5) уровень инфляции был установлен в размере 10,5%.

Что касается плановых показателей инфляции на 2009-2010 годы (ст. 2 Федерального закона N 198-ФЗ), то они также претерпели изменения:

- в первоначальной редакции был установлен уровень инфляции 6,5% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года);

- Федеральным законом N 19-ФЗ уровень инфляции предполагался 7 и 6%;

- Федеральным законом N 122-ФЗ - 7,5 и 7%.

Хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон N 81-ФЗ, предполагалось, что индексация будет производится с 1 января текущего года один раз в год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период:

Однако Федеральным законом от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" абз. 1 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ был изложен в новой редакции, согласно которой индексация производится в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции:

Другими словами, индексировать пособия возможно придется не один раз. Следовательно, бухгалтеру аптечной организации необходимо отслеживать изменение показателя уровня инфляции в обязательном порядке.

Так, на момент опубликования статьи организации должны были произвести индексацию детских пособий уже дважды:

- в марте 2008 года после принятия соответствующего закона, причем с учетом пособий, которые были назначены с 1 января 2008 года;

- с 1 июля 2008 года.

Федеральным законом N 122-ФЗ ст. 11 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения" Федерального закона N 198-ФЗ была дополнена ч. 2.1: Установить размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 1 января 2008 года - 1,085, с 1 июля 2008 года - 1,0185.

Для удобства представим информацию о размере пособий с учетом индексации в таблице.


Вид пособия Размер пособия, руб.
Значения,
установленные в
Федеральном за-
коне N 81-ФЗ

С 1 января 2008 года

С 1 июля 2008 года
Единовременное пособие женщи-
нам, вставшим на учет в меди-
цинских учреждениях в ранние
сроки беременности
300 325,5 (300 х 1,085) 331,52 (325,5 х 1,0185)
Единовременное пособие при
рождении ребенка
8 000 8 680 (8 000 х 1,085) 8 840,58 (8 680 х 1,0185)
Минимальный размер ежемесяч-
ного пособия по уходу за пер-
вым ребенком
1 500 1 627,5 (1 500 х 1,085) 1 657,61 (1 627,5 х 1,0185)
Минимальный размер ежемесяч-
ного пособия по уходу за вто-
рым и последующими детьми
3 000 3 255 (3 000 х 1,085) 3 315,22 (3 255 х 1,0185)
Максимальный размер ежемесяч-
ного пособия по уходу за ре-
бенком
6 000 6 510 (6 000 х 1,085) 6 630,44 (6 510 х 1,0185)

Разъяснения специалистов ФСС по вопросам индексации пособий представлены в письмах от 05.03.2008 N 02-18/07-1931 и от 25.07.2008 N 02-10/07-7293.


Пересчитаем пособия


Единовременные пособия, связанные с рождением ребенка и постановкой на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности. Для перерасчета названных пособий достаточно проиндексировать уже выплаченные суммы. При этом следует обратить внимание на применение коэффициента 1,0185: пособие при рождении ребенка будет корректироваться с его учетом в том случае, если ребенок родился непосредственно 1 июля 2008 года или позднее.


Пример 1.

У фармацевта аптеки ООО "Будем здоровы" Прониной Е.С. 5 июля 2008 г. родился ребенок, в связи с чем ей было выплачено пособие в размере 8 680 руб.

С учетом индексации с 1 июля размер пособия составил 8 840,58 руб. Следовательно, Прониной Е.С. необходимо доплатить 160,58 руб. (8 840,58 - 8 680).

Пособие по уходу за ребенком. Как было отмечено выше, применение коэффициента индексации к самой сумме ежемесячных выплат, определяемой из расчета 40% от среднего заработка, законом не предусмотрено. На это указывают и чиновники Фонда социального страхования (письма от 05.03.2008 N 02-18/07-1931, от 25.07.2008 N 02-10/07-7293).


Пример 2.

Средний заработок сотрудницы аптечной организации Моториной О.А. - 15 000 руб. За июль ей выплачено пособие по уходу за вторым ребенком в размере 6 000 руб. (15 000 руб. х 40%).

Данная сумма больше проиндексированного минимального размера пособия (3 315,22 руб.) и не превышает максимальный предел (6 630,44 руб.), следовательно, производить перерасчет пособия по уходу за ребенком не следует.

С учетом инфляции корректируются лишь минимальный и максимальный пределы такого пособия. Таким образом, пособия по уходу за ребенком, перечисленные в июле, могут подлежать перерасчету в следующих случаях:

- если его сумма не достигает проиндексированного с 1 июля минимального размера;

- если выплата производилась по максимуму (пособие подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка, но не выше максимального размера с учетом индексации).


Пример 3.

Средний заработок сотрудницы аптечной организации Егоровой Т.М. составляет 4 100 руб. За июль ей выплачено пособие по уходу за первым ребенком в размере 1 640 руб. (4 100 руб. х 40%).

Произведенная выплата меньше, чем размер проиндексированного с 1 июля минимального размера пособия, следовательно, она подлежит перерасчету.

С учетом индексации ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше, чем 1 657,61 руб. Следовательно, Егоровой Т.М. нужно доплатить за июль 17,61 руб. (1 657,61 - 1 640).


Пример 4.

Средний заработок сотрудницы аптечной организации Котовой С.В. - 16800 руб., при этом 40% от ее среднего заработка составляют 6 720 руб. (16 800 руб. х 40%). Так как эта сумма больше, чем максимальное пособие, установленное законодательством на 1 июля, пособие выплачено в размере 6 510 руб.

С учетом индексации с 1 июля 2008 года максимальный размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми составил 6 630,44 руб., то есть теперь необходимо доплатить Котовой С.В. за июль 120,44 руб. (6 630,44 - 6 510).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Вопросам индексации данного пособия было посвящено совместное Письмо Минобрнауки и Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 30.04.2008 N 06-780. В письме чиновники рассмотрели механизм индексации данного пособия, который аналогичен порядку перерасчета единовременного пособия, связанного с рождением ребенка. Также было обращено внимание на то, что применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей законом не предусмотрено.


Отразим индексацию пособий в учете


Сумма пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 1 "Расчеты по социальному страхованию" в корреспонденции с кредитом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"*(6).

После индексации пособий бухгалтеру аптечной организации необходимо сделать следующие записи:

- Дебет 69/1 Кредит 70 - доначислено пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС;

- Дебет 70 Кредит 50 - выплачена доначисленная сумма пособия.

Отметим, что конкретные сроки для перерасчета ранее выплаченных пособий законодательством не установлены. Однако, учитывая социальный характер данных выплат, желательно произвести все необходимые расчеты как можно скорее.

Если аптека применяет общий режим налогообложения, то на общую сумму доплат следует уменьшить авансовые платежи по ЕСН, перечисляемые в ФСС, за тот период, в котором фактически был произведен перерасчет.

В случае если аптечная организация применяет "упрощенку" или переведена на уплату ЕНВД, то суммы доплат можно предъявить к возмещению из ФСС.

Что касается отчетности, если перерасчет пособий был произведен до конца сентября 2008 года, то никаких изменений в нее вносить не следует, так как согласно ст. 240 НК РФ отчетный период по ЕСН равен кварталу. Расчетная ведомость по средствам ФСС представляется также ежеквартально. Следовательно, и расчет авансовых платежей, и форма N 4-ФСС будут подаваться работодателями по итогам III квартала 2008 года с учетом проиндексированных сумм пособий.


С.Е. Нестеров,

эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский

учет и налогообложение"


"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

*(2) Часть 1 ст. 11 Федерального закона N 18-ФЗ.

*(3) Федеральный закон от 23.11.2007 N 266-ФЗ.

*(4) Федеральный закон от 03.03.2008 N 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

*(5) Федеральный закон от 22.07.2008 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)