Представление статистической отчетности аптечными организациями (А.К. Попов, "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.)

Представление статистической отчетности аптечными организациями


Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620), которое вступило в силу с 02.09.2008. Какую статотчетность и в каком порядке обязаны представлять аптечные организации? Какая ответственность предусмотрена за непредставление, несвоевременное представление или представление статистической отчетности в неполном объеме?


Ответственность за непредставление статотчетности


Начать разговор о статотчетности, составляемой и представляемой аптечными организациями, наиболее логично и целесообразно с вопросов о нормативном регулировании порядка представления статотчетности, а также ответственности, которая грозит организации, не представившей статотчетность.

Нормативное регулирование представления статистической отчетности. Основным нормативным документом, создающим правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, является Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" (далее - Закон N 282-ФЗ). Целью статистического учета является обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно представляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.

Обязанность организаций представлять отчетность в органы статистики предусмотрена и в ряде других документов. Так, в п. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) сказано, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

А в пункте 9 Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений*(1) (далее - Положение) сказано, что юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат РФ, его территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

В пункте 3 Положения N 620 сказано, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории РФ юридическими лицами: филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории РФ иностранных организаций.

Ответственность за непредставление статотчетности. О мерах ответственности за непредставление статотчетности можно найти упоминание сразу в нескольких "статистических" документах - в Положении, Правилах проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства*(2) (далее - Правила) и Законе РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности"*(3).

Так, в Правилах, а также в п. 14 Положения N 620 сказано, что законодательством РФ предусмотрена ответственность за:

- непредставление статистической информации;

- несвоевременное представление статистической информации;

- представление недостоверной статистической информации.

В Положении ответственность оговорена уже более конкретно. Так, в п. 27 Положения сказано, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ. Согласно указанной статье за данное нарушение предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.

Обратите внимание: Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (п. 12 Положения).

Производство дел об административных правонарушениях порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ (п. 28 Положения). Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности"*(4) (п. 29 Положения).


Малое или не малое?


Ответ на данный вопрос является важным для определения состава представляемой статотчетности, так как состав статотчетности будет зависеть от того, какой статус имеет организация. Так, для организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, разработаны особые формы статотчетности (упрощенные).

Согласно ст. 8 Закона N 282-ФЗ респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства представляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Аналогичные положения содержит и абз. 3 п. 3 Положения N 620.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства? Ответ на данный вопрос можно найти в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Данная статья гласит, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

- до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства*(5). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без НДС) для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

- средние предприятия - 1000 млн. руб.

Данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.

Таким образом, если аптека удовлетворяет определению "субъект малого и среднего предпринимательства", то в органы статистики она представляет упрощенный комплект статотчетности.


Сплошные и выборочные статистические наблюдения


Согласно ст. 5 Закона N 209-ФЗ федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

- сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

- выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

Сплошные статистические наблюдения. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Однако данная норма вступает в силу с 01.01.2010.

Выборочные статистические наблюдения. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами.

Правила определяют порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности, по РФ и субъектам РФ. Субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения.

Обратите внимание: Формы статотчетнотсти, разработанные для субъектов малого предпринимательства, представляются по перечню, установленному территориальным органом Росстата. То есть данные формы не предусмотрены для сдачи всеми аптечными предприятиями, а только теми, кто попал в выборку.

Формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством РФ.

В унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности.

В специализированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью средних и малых предприятий включаются с месячной (квартальной) периодичностью сведения о производстве и (или) продаже конкретных видов товаров (работ, услуг), а также другие сведения, характеризующие отраслевую специфику производственной деятельности.

Приведем в таблице перечень специальных форм для аптечных организаций (см. стр. 55).

В унифицированную форму федерального статистического наблюдения за деятельностью микропредприятий (за исключением микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность) включаются сведения об основных показателях их экономической деятельности по итогам за год.

Источниками сведений, представляемых субъектами малого предпринимательства, являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 10 Правил).

Перечень форм статотчетности, которые необходимо представлять именно вашему предприятию, можно узнать в территориальном отделении Росстата.

Обратите внимание: Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет (абз. 3 п. 4 Положения N 620). Полный перечень форм статотчетности, необходимых к представлению в 2008 году, а также статкалендарь на 2008 год можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата): www.gks.ru.


Порядок представления статотчетности


Порядок представления отчетности регламентируется Положением.

Способы представления статотчетности. Для статотчетности, как и для налоговой отчетности, предусмотрено несколько способов сдачи отчетов.

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами следующими способами:

- непосредственно или передана через представителей;

- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;

- передана по телекоммуникационным каналам связи.

Статистическая информация составляется, хранится и представляется организациями и индивидуальными предпринимателями по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных носителях. В электронном виде статистическая информация может представляться организациями при наличии у них соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом (организацией) Госкомстата РФ (п. 15 Положения).

Статистическая информация, представленная в Госкомстат РФ, его территориальные органы и находящиеся в его ведении организации в электронном виде, в обязательном порядке подтверждается копией на бланке формы в течение месяца с момента передачи статистической информации. При этом должны быть обеспечены следующие требования:

- идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, с бумажным носителем;

- соблюдение структуры файлов, установленной отчитывающимся субъектам территориальным органом или находящейся в ведении Госкомстата России организацией.

При невыполнении указанных требований статистическая информация считается непредставленной (п. 16 Положения).

Датой представления статистической информации считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

В случае если последний день срока представления статистической информации отчитывающимися субъектами по формам государственного статистического наблюдения приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления отчетности отчитывающимися субъектами считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата РФ организации обязаны по просьбе отчитывающегося субъекта проставить отметку на копии полученной ими формы государственного статистического наблюдения о принятии и дату ее представления или, при получении статистической информации по телекоммуникационным каналам связи, передать отчитывающемуся субъекту квитанцию о приемке в электронном виде.

Исправление допущенных ошибок. В соответствии с п. 20 Положения представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок.

Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недостоверной статистической информации, не позднее трехдневного срока после обнаружения этих фактов представляют исправленную статистическую информацию территориальным органам и находящимся в ведении Госкомстата России организациям и другим органам и организациям, указанным в адресной части форм, с копиями документов, содержащих обоснования для внесения исправлений (п. 21 Положения, п. 6 Положения N 620).

При выявлении федеральными органами исполнительной власти, ответственными за выполнение федеральной программы статистических работ, и их территориальными органами фактов нарушения порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, представления недостоверной статистической информации они могут при необходимости вносить в Госкомстат России и его территориальные органы предложения о привлечении нарушителей к административной ответственности (п. 22 Положения).

Ликвидация и реорганизация в течение года. При реорганизации или ликвидации юридического лица, его филиалов или представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата РФ организации представляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения:

- годовым - за период деятельности в отчетном году до момента ликвидации (прекращения деятельности);

- текущим (месячным, квартальным, полугодовым и пр.) - за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации (прекращения деятельности) (п. 23 Положения).

Представление бухгалтерской отчетности в органы статистики. Данный вопрос прямо не касается темы представления статотчетности, но тем не менее он неотделим от нее и является актуальным, так как нередко на практике территориальные органы статистики вопреки нормам Закона N 129-ФЗ требуют представления не только годовой, но и промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности. В Приказе от 12.08.2008 N 185 Федеральная служба статистики приказала территориальным органам строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Что ж, такое дословное следование нормам законодательства не может не порадовать бухгалтеров аптечных организаций.

В заключение хотелось бы сказать о том, что статистическая отчетность существует как бы параллельно всем остальным видам отчетности (бухгалтерской, налоговой). Порядок ее составления и представления регулируется отдельными нормативными актами. Статотчетность имеет свои цели и задачи, не связанные ни с бухгалтерским, ни с налоговым учетом. Однако нередко при проведении проверок налоговые органы в качестве документов, связанных с проведением проверки, настаивают на представлении статистической отчетности. В данном случае судьи встают на сторону налогоплательщиков. Так, судьи ФАС СЗО в Постановлении от 05.04.2005 N А42-8666/04-22 указали, что формы статистического наблюдения не используются при исчислении налогов и не относятся ни к первичным документам, ни к документам бухгалтерского и налогового учета. Следовательно, истребовав у общества названные документы, инспекция превысила предоставленные ей полномочия. Кассационная инстанция отклонила доводы налогового органа о том, что анализ данных статистической отчетности направлен на достижение максимальной степени исследования в ходе камеральной проверки всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налога на прибыль, поскольку все данные, необходимые для исчисления этого налога, содержатся в регистрах налогового учета, бухгалтерских и иных документах, содержащих информацию об объектах налогообложения.


Наименование
формы, код по ОКУД
Утверждена
Постановлением
Федеральной
службы госу-
дарственной
статистики
Кто представляет Куда
представляют
Периодич-
ность
Срок
представле-
ния
1 - ЛЕК (торг)
срочная
Сведения о рознич-
ной продаже и за-
пасах важнейших
видов лекарствен-
ных средств (ОКУД
0614007)
от 16.07.2004
N 30 (с из-
менениями от
08.08.2007 N
62)
Юридические лица, осуще-
ствляющие розничную тор-
говлю и имеющие лицензию
на распространение лекар-
ственных средств и изделий
медицинского назначения
(по перечню, установленно-
му территориальными орга-
нами Федеральной службы
государственной статисти-
ки)
Территориа-
льному орга-
ну Федераль-
ной службы
государстве-
нной статис-
тики в субъ-
екте Россий-
ской Федера-
ции по уста-
новленному
им адресу
Месячная На 8-й день
после от-
четного пе-
риода
1 - ЛЕК (опт)
срочная
Сведения об опто-
вой продаже и за-
пасах важнейших
видов лекарствен-
ных средств (ОКУД
0607024)
от 16.07.2004
N 30 (с из-
менениями от
08.08.2007 N
62)
Юридические лица, осущест-
вляющие оптовую торговлю и
имеющие лицензию на расп-
ространение лекарственных
средств и изделий медицин-
ского назначения (по пе-
речню, установленному тер-
риториальными органами Фе-
деральной службы государ-
ственной статистики)
Месячная На 8-й день
после от-
четного пе-
риода

А.К. Попов,

эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский

учет и налогообложение"


"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Утверждено Постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 N 154.

*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".

*(3) Действует в редакции от 30.12.2001.

*(4) Действует в редакции от 30.12.2001.

*(5) Предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)