Новые системы оплаты труда в здравоохранении (Ф.Н. Кадыров, "Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2008 г.)

Новые системы оплаты труда в здравоохранении


От редакции:

Перспективы внедрения новых систем оплаты труда в здравоохранении вызывают у всех живой интерес. Еще в 11 номере нашего журнала за 2007 год мы уже обращались к этой теме. Сегодня, спустя почти год, мы вновь возвращаемся к ней, чтобы узнать, что нового появилось в этом направлении.

Актуальность данной темы связана с тем, что, во-первых, с 1 декабря 2008 года федеральные учреждения здравоохранения должны перейти на новую систему оплаты труда и времени до этого осталось совсем мало. А, во-вторых, 5 августа 2008 г. принято новое Постановление Правительства РФ N 583, касающееся этого вопроса. К тому же это постановление отменило известное постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605, которое было основой подготовки внедрения новой системы оплаты труда.

Наряду с консультацией Кадырова Ф.Н. мы публикуем постановление N 583.


Н.Г. Куракова,

шеф-редактор журнала


Прежде всего, следует отметить, что работникам муниципальных учреждений здравоохранения, а также учреждений подведомственных субъектам РФ (областным, краевым и т.д.) по не стоит ожидать для себя чего-то нового в сфере оплаты труда. Разрабатываемая Правительством РФ, Минздравсоцразвития России система оплаты труда касается только федеральных учреждений здравоохранения. Это отражено в Федеральном законе N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Именно в соответствии со статьей 4.1 указанного закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление). Статья 4.1 закона гласит: "По решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки".

И хотя данное постановление будет отменено с 01.12.2008 г., сейчас оно является действующим, и именно оно заложило основы новой системы оплаты труда.

Основные мероприятия, которые должны были быть реализованы Минздравсоцразвития России во исполнение Постановления, заключались в следующем:

- утвердить перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- утвердить перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;

- разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

Рассмотрим, как эти поручения правительства были реализованы в приказах Минздравсоцразвития России.


Перечень выплат стимулирующего характера


Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях включает:

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует предполагается, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.


Перечень видов выплат компенсационного характера


Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях включает:

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

При этом работодатели должны принять меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.


Профессиональные квалификационные группы


Приказом Минздравсоцразвития России 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам."

В соответствии с указанным приказом профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;

- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, которые приведены ниже.


Квалификационные уровни Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням
1. Профессиональная квалификационная группа
"Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"
1 квалификационный уровень санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу
за больными; сестра-хозяйка; фасовщица
2. Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"
1 квалификационный уровень гигиенист стоматологический; инструктор-дезинфектор; инструктор по
гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре;
медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская
сестра стерилизационной; продавец оптики; младший фармацевт;
медицинский дезинфектор; медицинский регистратор
2 квалификационный уровень помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене
питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию,
врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене,
врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиоло-
га); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая;
рентгенолаборант
3 квалификационный уровень медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая);
медицинская сестра патронажная; медицинская сестра приемного
отделения (приемного покоя); медицинская сестра по физиотерапии;
медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приему вызовов
и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приему
вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра
участковая; медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский
оптик-оптометрист
4 квалификационный уровень акушерка; фельдшер; операционная медицинская сестра; медицинская
сестра - анестезист; зубной врач; медицинский технолог; медицинская
сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская
сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант
5 квалификационный уровень старший фармацевт; старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер,
операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной
кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений,
лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профила-
ктического учреждения; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом -
фельдшер (акушерка, медицинская сестра); заведующий здравпунктом -
фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом - фельдшер
(медицинская сестра)
3. Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры"
1 квалификационный уровень врач-интерн; врач-стажер; провизор-интерн; провизор-стажер
2 квалификационный уровень врачи-специалисты*(1); провизор-технолог; провизор-аналитик
3 квалификационный уровень врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактичес-
ких учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и
учреждений социально-медицинской экспертизы; врачи-терапевты участ-
ковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные
врачи)*(2)
4 квалификационный уровень врачи-специалисты хирургического профиля, оперирующие в стационарах
лечебнопрофилактических учреждений; старший врач; старший провизор
4. Профессиональная квалификационная группа
"Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и
фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)"
1 квалификационный уровень заведующий структурным подразделением*(3) (отделом, отделением,
лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного
подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и
др.)
2 квалификационный уровень заведующий отделением хирургического профиля стационаров
*(1) Кроме врачей-специалистов, отнесенных к 3 и 4 квалификационным уровням.
*(2) Кроме врачей-специалистов, отнесенных к 4 квалификационному уровню.
*(3) Кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров.

Приказом Минздравсоцразвития России 31 марта 2008 г. N 149н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг" утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. Речь идет о таких должностях, как, например, медицинский психолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре и т.д.


Оплата труда руководителей федеральных учреждений здравоохранения


В соответствии с пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение.

Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. N 167н утвержден Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения.

Что касается перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", то, например, для расчета средней заработной платы руководителя федерального государственного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2008 г. N 180н "Об утверждении перечня должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "здравоохранение и предоставление социальных услуг", для расчета средней заработной платы руководителя федерального государственного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы"


Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных
учреждениях новых систем оплаты труда


Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. N 663 "О методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда".

Дадим небольшие выдержки из методических рекомендаций.

Заработную плату (оплату труда) работника рекомендуется определять исходя из:

- окладов (должностных окладов) тарифных ставок, ставок заработной платы;

- выплат компенсационного характера;

- выплат стимулирующего характера.

Рекомендуется осуществлять определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:

- набору исполняемых трудовых функций;

- сложности труда;

- интенсивности труда;

- результативности труда,

Также рекомендуется учитывать:

- требования к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности);

- уставные цели учреждения;

- требования к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рекомендуется определять учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами.

Для целей стимулирования труда работников к качественным результатам труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты рекомендуется предусматривать в размере не менее 30 процентов от общих поступлений в фонд оплаты труда.

При формировании федеральным бюджетным учреждением штатного расписания учреждения и направлении его на согласование с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, рекомендуется исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими функций, задач и объемов работ.

Принятое 5 августа 2008 г. постановление Правительства РФ N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" внесло коррективы в разрабатываемые системы оплаты труда. Прежде всего, с 1 декабря 2008 г. будет отменено постановление N 605.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

поручено до 15 августа 2008 г. утвердить ряд документов, в том числе рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления); рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме.

Уточнено, что системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Отметим, что постановлением N 605 было установлено только 3-х кратное отношение к оплате основного персонала.

Как видим, принят целый ряд нормативных актов, направленных на введение новой системы оплаты труда работников федеральных учреждений здравоохранения. Тем не менее, они на данном этапе еще не позволяют создать четкой картины того, как на практике будет выглядеть эта система оплаты труда. Тем более, не ясны перспективы внедрения этой системы в субъектах РФ.

Мы и далее будем информировать наших читателей о принимаемых в этой сфере новых нормативных документах.


Ф.Н. Кадыров,

д.э.н.


"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Журнал "Менеджер здравоохранения"


Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"

Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.

Издается с 2004 г.

Периодичность: ежемесячный

Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов


Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.

Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях


Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":

20102 - годовая подписка;

82614 - подписка на полгода.


Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234

Телефоны редакции: (495) 618-07-92

факс (495) 618-07-92

Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45

Адрес электронной почты idmz@mednet.ru

Сайт: www.idmz.ru