Вопрос: Товарищество собственников жилья составляет смету доходов и расходов на следующий год. Нужно ли включать в нее данные по поступлениям и оплате коммунальных услуг, потребленных в многоквартирном доме? ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.)

Товарищество собственников жилья составляет смету доходов и расходов на следующий год. Нужно ли включать в нее данные по поступлениям и оплате коммунальных услуг, потребленных в многоквартирном доме?


Смета доходов и расходов ТСЖ (финансовый план товарищества) - документ, необходимый для планирования деятельности ТСЖ и контроля расходования средств, внесенных собственниками. При утверждении сметы общим собранием члены ТСЖ выражают свое согласие или несогласие с предлагаемыми правлением мероприятиями по содержанию и ремонту. Они вправе "заблокировать" расходы, которые посчитают нецелесообразными. Кроме того, одна из важнейших целей составления сметы - определение размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников, не вступивших в товарищество (пп. 2, 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, п. 33 Правил содержания общего имущества). Расходование средств с расчетного счета допускается только в соответствии со сметой (п. 4 ст. 151 ЖК РФ).

О том, как именно должна выглядеть смета доходов и расходов ТСЖ, нормативные документы умалчивают. Однако в пп. 2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ содержится указание на то, что ТСЖ вправе определять смету на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные законом и уставом товарищества цели. Иными словами, круг расходов, включаемых в смету, ограничен лишь законом и уставом ТСЖ.

Перечислим доводы за включение расходов и доходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг, в смету. В первую очередь, обязательства по договорам с ресурсоснабжающими организациями возникают у ТСЖ, именно к ТСЖ контрагенты будут предъявлять претензии в случае неоплаты, и ссылаться на платежную дисциплину собственников помещений товарищество не вправе*(1). Смета - это один из способов проконтролировать и затем наглядно продемонстрировать членам ТСЖ (при рассмотрении отчета о выполнении сметы) движение денежных потоков, связанных с оплатой коммунальных услуг, а также возникновение задолженности. То есть для собственников будет очевидно, почему, например, при большой задолженности по коммунальным услугам ТСЖ находится в плачевном финансовом состоянии. Кроме того, в пределах средств, заложенных в смету на оплату коммунальных услуг, правление ТСЖ вправе перечислять деньги ресурсоснабжающим организациям.

Также следует заметить, что арбитражные суды, рассматривая налоговые споры с участием ТСЖ, не делают разграничения обязательных взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг, и взносов на содержание и ремонт общего имущества в доме. Обязательные платежи и взносы в полной сумме признают целевыми поступлениями в целях налогообложения прибыли и не учитывают в налоговой базе на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Если коммунальные платежи не заложены в смету, напрашивается вывод, что целевое назначение поступлений от собственников помещений не определено.

Распоряжением Департамента экономической политики и развития Правительства Москвы от 23.05.2007 N 21-Р утверждена Методика по составлению сметы расходов на управление многоквартирным домом, рекомендованная управляющим организациям. Согласно данному документу смета включает в себя плату по договорам с ресурсоснабжающими организациями за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энерго-, газо- и теплоснабжение.

С другой стороны, оплата коммунальных услуг - принципиально иной вид поступлений по сравнению с оплатой расходов по содержанию и ремонту общего имущества. Ни собственники помещений, ни товарищество не могут влиять на стоимость коммунальных услуг (размеры тарифов, нормативов потребления утверждаются правовыми актами). Они не вправе при утверждении сметы голосовать за или против расходов по коммунальным услугам - оплачивать потребленные услуги они обязаны по закону. Порядок расчета - также за пределами полномочий ТСЖ: плата за коммунальные услуги определяется в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг.

Еще один немаловажный момент - запланировать расходы по коммунальным услугам можно только приблизительно. Известны лишь тарифы и нормативы потребления. Другие показатели, необходимые для расчета стоимости коммунальных услуг (например, количество граждан, проживающих в помещениях, и тем более объем потребленных услуг по показаниям приборов учета), неизвестны и точно запланировать их невозможно. Конечно, можно допустить, что расход ресурсов в следующем году останется на уровне предыдущего, а количество проживающих в доме граждан не изменится. При рассмотрении отчета о выполнении сметы собственники должны быть уведомлены о причинах отклонений "план-факт" (а отклонения возникнут неизбежно).

Есть ли смысл контролировать расходы, точно спланировать которые невозможно? Безусловно, отслеживать объем полученных коммунальных ресурсов необходимо, хотя бы для выявления несанкционированных подключений, а также необоснованных потерь, но смета здесь, пожалуй, не поможет.

Таким образом, на наш взгляд, включать расходы по оплате коммунальных услуг как особую статью в смету доходов и расходов ТСЖ, выступающую в качестве внутреннего финансового документа, нецелесообразно. В то же время наличие коммунальных платежей в смете может служить дополнительной защитой интересов товарищества от претензий налоговиков. Поэтому ТСЖ должно самостоятельно решить, входят ли коммунальные платежи в планируемые сметой показатели.


С.Н. Козырева


1 октября 2008 г.


"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См. статью Г.Ю. Шариковой "Неплатежи жильцов: проблемы и пути решения" (N 7, 2008).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)