Отчитываемся за 9 месяцев (И. Богатый, "Практический бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2008 г.)

Отчитываемся за 9 месяцев


Октябрь для бухгалтеров - напряженный месяц, начинается очередная отчетная кампания. В этом месяце все организации (кроме бюджетных и общественных) обязаны сформировать бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев текущего года и представить ее в налоговые органы до 30-го числа (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Предыдущий же подпункт этого пункта, а также пункт 1 статьи 80 НК РФ обязывают налогоплательщиков представить в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, в том числе и по тем из них, по которым перечислять в бюджет за отчетный (налоговый) период ничего не требуется (подробнее см. статью в этом номере - "Декларируем нулевой налог"). Сентябрь сам по себе является календарным месяцем. В то же время он является последним месяцем как третьего квартала, так и 9 месяцев. В свою очередь, календарный месяц и квартал по отдельным налогам признаются налоговым периодом, а 9 месяцев по нескольким налога - отчетным периодом. Поэтому в октябре необходимо будет отчитываться практически по всем установленным НК РФ налогам.

Не следует забывать и об отчете по страховым взносам. Обязанность по представлению соответствующих отчетных документов по страховым взносам:

на обязательное пенсионное страхование установлена пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Причем по обоим видам этих страховых взносов должны отчитываться и налогоплательщики, использующие специальные налоговые режимы.

В октябре возрастает и количество лиц, обязанных представлять отчетность в территориальные отделения Росстата. Правительство РФ постановлением от 18.08.08 N 620 утвердило Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (положение начало действовать со 2 сентября).

Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно респондентами, в том числе юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ, субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом индивидуальные предприниматели обязаны представлять первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а субъектами малого и среднего предпринимательства - первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом 24.07.08 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Первичные статистические данные представляются респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Требуемая статистическая информация может быть представлена на бумажных носителях или в электронном виде. В территориальные отделения Росстата их можно:

представить лично или через представителя;

направить в виде почтового отправления с описью вложения;

передать по телекоммуникационным каналам связи.

Датой представления первичных статистических данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи в территориальное отделение.

Руководителям юридических лиц рекомендовано назначить специального работника, уполномоченного представлять статистическую информацию (первичные статистические данные).

Напомним, что за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, а также представление недостоверной статистической информации на должностное лицо, ответственное за ее представление, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).


Бухгалтерский учет


Продолжая совершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Минфин России в третьем квартале выпустил приказ от 04.08.08 N 73н, которым были внесены изменения в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации (утв. приказом Минфина России от 20.05.03 N 44н).

Методические указания дополнены положениями, устанавливающими правила формирования вступительной и заключительной бухгалтерской отчетности организаций, реорганизуемых в форме разделения или выделения одновременно со слиянием и присоединением.

Приказ был опубликован в "Российской газете" 3 сентября, вступил же он в силу 13 сентября. Поэтому организации, которые осуществляли упомянутые виды реорганизации, должны учитывать новые положения при формировании отчетности за 9 месяцев.

Помимо этого внесены и технические правки. За время действия этих указаний ряд приведенных в них нормативных документов были отменены, взамен которых были выпущены новые. Именно к новым теперь и отсылает обновленная редакция указаний.

Отчетность за 9 месяцев, как известно, - промежуточная (п. 3 ст. 14 закона N 129-ФЗ). Поскольку в третьем квартале Минфин России каких-либо дополнительных документов по методологии бухгалтерского учета, за исключением вышеприведенного, не выпускал, то требования, предъявляемые к формированию промежуточной отчетности, для большинства организаций остаются прежними.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14 закона N 129-ФЗ, п. 48 ПБУ 4/99). В ее состав входят бухгалтерский баланс (форма N 1) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2), если учредителями (участниками) организации не принято решение об ином составе промежуточной отчетности (п. 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н).

Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации вправе разработать самостоятельно с учетом специфики своей деятельности или же осуществить соответствующую доработку рекомендуемых Минфином России форм приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.03 N 67н. При такой разработке или доработке должны быть учтены общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в разделе III ПБУ 4/99. Они должны давать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, включать в себя все существенные показатели, быть достоверными и нейтральными.

Можно воспользоваться и рекомендуемыми формами, если их применение позволяет выполнить упомянутые общие требования. В случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям показатели (строки, графы) рекомендуемых форм, по которым предусмотрены их отражения, в отчетные формы можно не включать (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. упомянутым приказом N 67н).

Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода (п. 4, 12 ПБУ 4/99). Для промежуточной отчетности за 9 месяцев 2008 года таковым является 30 сентября текущего года.

При составлении бухгалтерской отчетности организацией должны быть соблюдены следующие правила.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ (в рублях) (п. 15 и 16 ПБУ 4/99). Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение, указывается в круглых скобках. В отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок (п. 7, 9 и 12 указаний).

Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Данные отчетности должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчетные периоды.

Бухгалтерская отчетность организаций, имеющих в своем составе филиалы, представительства и иные подразделения (в том числе выделенные на отдельные балансы), должна включать показатели деятельности всех этих обособленных подразделений. Следовательно, данные по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (субсчета 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" и 79-2 "Расчеты по текущим операциям") при составлении бухгалтерской отчетности организации не отражаются.

Числовые показатели бухгалтерского баланса приводятся в нетто оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 8, 10, 33, 34 и 35 ПБУ 4/99).

Промежуточная отчетность за 9 месяцев является как бы последней репетицией перед составлением годовой отчетности. Поэтому неверные подходы в ее формировании, оставленные нерешенными учетные проблемы, ошибки скорее всего на прямую (если не приумножатся) найдут свое отражение и в итоговой от четности. Следовательно, от того, насколько правильно и точно будет подготовлена промежуточная отчетность, зависит правильность формирования и годовой отчетности.


Налогообложение


Похоже, в текущем году Минфин России закончил работу по унификации форм налоговых деклараций, вызванную приведением их в соответствие с едиными требованиями, которые были утверждены приказом ФНС России от 24.01.08 N ММ-3-13/20 "О порядке разработки проектов новых форм налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов".

Последним таким приказом был приказ Минфина России от 05.05.08 N 54н, которым утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль. К ней плательщики этого налога уже обращались, когда готовили отчетность за первое полугодие 2008 года. В свое время нами были кратко озвучены наиболее важные из внесенных изменений (см. статью "Отчет за первое полугодие" в "ПБУ" N 7, 2008), с подробным же комментарием по заполнению этой декларации можно ознакомиться в "720 часов" N 8, 2008.


Электронные возможности


Организациям, которые представляют бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации (налоговые расчеты) в электронном виде, будет небезынтересен приказ ФНС России от 07.07.08 N ММ-3-6/301. Данным приказом налоговое ведомство внесло изменения в раздел 1.2 "Структура наименования файла" документа "Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00). Общие требования к составу и структуре показателей (версия 3.00)". Этот приказ вступает в силу для налоговой отчетности, представляемой в электронном виде, начиная с 1 октября 2008 года.

Кстати, Минфин России в письме от 24.07.08 N 03-02-07/1-314 высказал свое суждение о возможности хранения первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета в электронном виде.

Как заметили чиновники, первичные и сводные учетные документы бухгалтерского учета могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст. 9 и 17 упомянутого закона N 129-ФЗ).

В налоговом учете также предусмотрена возможность ведения регистров налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При хранении указанных регистров должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений (ст. 314 НК РФ).

Данные нормы, на взгляд минфиновцев, позволяют осуществлять хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета в электронном виде. При этом организации должны выполнить еще одно требование: их хранение на машинных носителях информации должно осуществляться с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации.

Напомним, что электронной цифровой подписью, согласно Федеральному закону от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", является реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Владельцем же сертификата ключа подписи признается физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи (п. 1 ст. 4 закона N 1-ФЗ).

Подтверждена Минфином России и возможность использования в качестве первичного учетного документа в целях бухгалтерского и налогового учета акта приема-передачи, надлежащим образом оформленного и подписанного с помощью электронной цифровой подписи (письмо Минфина России от 21.08.08 N 03-03-06/1/478).

А вот к счету-фактуре, подписанному таким же образом, финансисты относятся отрицательно. И аргументируют данную позицию они в приведенном выше письме следующим.

Счета-фактуры не являются первичными документами в целях закона N 129-ФЗ, а служат основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. При этом статьей 169 НК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты счета-фактуры, среди которых упомянуты и подписи руководителя организации и главного бухгалтера, возможность использования электронной цифровой подписи этих лиц не предусмотрена.

Порядок, позволяющий использовать электронную цифровую подпись руководителя и главного бухгалтера организации, не предусмотрен также и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

Исходя из этого счет-фактура с электронной цифровой подписью, на взгляд минфиновцев, недействителен. Поэтому принимать вычет по такому документу налогоплательщик не вправе.

Для внедрения же системы электронного документооборота счетов-фактур, по мнению чиновников, требуется внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Отметим, что не все судьи солидарны с финансистами в части использования электронной цифровой подписи на счетах-фактурах. На практике встречаются решения, которые принимаются в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Уральского округа от 19.04.07 N Ф09-2754/07-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.07 N Ф08-6527/2007-2409А).

Но если плательщик НДС не желает возникновения трений с налоговиками по принятым к вычету суммам НДС, то ему необходимо все же иметь счет-фактуру, подписанный традиционным способом.


Изменение ставки рефинансирования


Банк России с 14 июля 2008 года повысил ставку рефинансирования до 11% годовых (указание от 11.07.08 N 2037-У). Это уже четвертое повышение ставки рефинансирования в текущем году. И каждый раз она повышалась на 0,25%.

Ставка рефинансирования, как известно, довольно часто используется в налогообложении. Без нее не обходится расчет пеней. Необходима она и при определении величины материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Ну а плательщикам налога на прибыль она позволяет рассчитать величину процентов, начисленных по долговому обязательству, принимаемую в качестве расходов при определении налоговой базы.

При оформлении долгового обязательства в рублях предельная величина процентов, признаваемых расходом, при соответствующем выборе налогоплательщика принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза. В целях налогообложения прибыли под ставкой рефинансирования понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов (п. 1 ст. 269 НК РФ). Нередко случается, что кредитным договором установлена возможность изменения банком процентной ставки в связи с изменением ставки рефинансирования. Но кредиторы не всегда используют предоставленное им право в части такого изменения. Поэтому возникает вопрос - какую же величину ставки рефинансирования может использовать налогоплательщик при определении предельного размера процентов по кредиту в целях исчисления налога на прибыль: действующую на дату выдачи кредита или же на дату признания расходов в виде процентов?

Условие о возможном изменении процентной ставки в течение срока кредитования, на взгляд Минфина России, в данном случае является "градообразующим", поскольку оно вытекает из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 1 статьи 269 НК РФ. Поэтому чиновники предлагают при исчислении расходов в виде процентов применять ставку рефинансирования Банка России, действующую на дату признания расходов в виде процентов. При этом не имеет значения, воспользовался ли кредитор своим правом на увеличение или снижение суммы получаемых процентов (письмо Минфина России от 11.08.08 N 03-03-06/1/453).


Пример

Организацией 23 января 2008 года по кредитному договору с банком получен 1 000 000 руб. Кредит предоставлен на 9 месяцев. Его погашение производится частями через три месяца: 22 апреля и 22 июля возвращается по 300 000 руб., 22 октября - оставшиеся 400 000 руб. (1 000 000 - 300 000 - 300 000). По условиям договора установлена процентная ставка в размере 12% годовых, которая может быть пересмотрена в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России. О принятии такого решения кредитор обязан письменно сообщить.

Во время действия кредитного договора ставка рефинансирования Банка России изменялась следующим образом: на дату выдачи кредита - 23 января - ее размер составлял 10%, с 4 февраля - 10,25%, с 29 апреля - 10,5%, с 10 июня - 10,75%, с 14 июля - 11%. Несмотря на эти изменения, кредитор процентную ставку до конца действия договора не менял. Но наличие такого условия в договоре позволяет налогоплательщику при расчете предельной суммы процентов использовать ставку рефинансирования, действующую на дату признания расходов.

По кредитным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае же прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) (п. 8 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, величину расходов по долговому обязательству организация должна определять на последние даты отчетных периодов по налогу на прибыль и 22 октября. На 31 марта размер ставки рефинансирования Банка России составлял 10,25%, на 30 июня - 10,75%, 30 сентября и 22 октября - 11%. Предельная величина процентов, признаваемых расходом в налоговом учете на указанные даты, составляла соответственно 11,28% (10,25% х 1,1), 11,83% (10,75% х 1,1) и 12,1% (11% х 1,1). Поскольку в первых двух случаях предельная величина процентов меньше процентной ставки, установленной договором, - ((11,25% и 11,83%) < 12%), то при расчете величины расходов за первый квартал и первое полугодие используются именно эти предельные величины. При расчете же, производимом на 30 сентября и 22 октября, используется установленная договором процентная ставка - 12%, так как ее значение меньше, чем предельная величина процентов (12% < 12,1%).

Таким образом, при исчислении налога на прибыль за первый квартал в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, налогоплательщик вправе учесть 20 948,09 руб. (1 000 000 руб. х 10,25% х 1,1 х 68 дн. : 366 дн.), где 68 - количество календарных дней в период с 23 января по 31 марта.

По итогам первого полугодия к этой сумме добавится еще 22 713,05 руб. (1 000 000 руб. х 10,75% х 1,1 х 22 дн. / 366 дн. + 700 000 руб. х 10,75% х 1,1 х 69 дн. : 366 дн.), где 22 и 69 - количество календарных дней в периоды с 1 апреля по 22 апреля и с 23 апреля по 30 июня.

По окончании 9 месяцев к общей их сумме - 43 661,14 руб. (20 948,09 + 22 713,05) - присовокупится еще 14 229,51 руб. (700 000 руб. х 12% х 22 дн. : 366 дн. + 400 000 руб. х 12% х 70 дн. : 366 дн.), где 22 и 70 - количество календарных дней в периоды с 1 июля по 22 июля и с 23 июля по 30 сентября.

В момент же завершения действия кредитного договора к ранее начисленным процентам - 57 890,65 руб. (43 661,14 + 14 229,51) - прибавится еще 2885,47 руб. (400 000 руб. х 12% х 22 дн. : 366 дн.), где 22 - количество календарных дней в период с 1 октября по 22 октября.

Общая сумма процентов по данному долговому обязательству, которая будет учтена в расходах при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль за 2008 год, составит 60 776,12 руб. (57 890,65 + 2885,47).

В бухгалтерском учете проценты, причитающиеся к оплате кредиторам по полученным от них кредитам признаются затратами, связанными с их получением. Такие затраты признаются расходами того периода, в котором они произведены. Включение в текущие расходы затрат по кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенному кредитному договору независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Данные затраты являются прочими расходами (п. 11, 12 и 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утв. приказом Минфина России от 02.08.01 N 60н).

Исходя из этого, организация в последний день каждого календарного месяца в период действия кредитного договора должна осуществлять начисление по нему процентов. За январь будет начислено 2622,95 руб. (1 000 000 руб. х 12% х 8 дн. / 366 дн.), где 8 - количество календарных дней в период с 23 по 31 января, за февраль - 9508,20 руб. (1 000 000 руб. х 12% х 29 дн. : 366 дн.), за март - 10 163,93 руб. (1 000 000 руб. х 12% х 31 дн. : 366 дн.). Всего же в первом квартале в прочие расходы в виде процентов по кредитному договору будет включено 22 295,08 руб. (2622,95 + 9508,20 + 10 163,93).

Как видим, между значениями процентов, включаемых в расходы при определении бухгалтерской прибыли и облагаемой базы по налогу на прибыль за I квартал 2008 года, существует разница - 1346,99 руб. (22 295,08 - 20 948,09). В бухгалтерском учете она признается постоянной, поскольку она исключается из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Наличие постоянной разницы обязывает организацию начислить постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н). Его значение - 323,28 руб. (1346,99 руб. х 24%).

Разница в величинах процентов, учитываемых в расходах в бухгалтерском и налоговом учете, возникнет и при их исчислении во втором квартале, поскольку при определении налога на прибыль используется предельная их величина - 11,83%. На этот раз ее сумма - 336,13 руб. ((1 000 000 руб. х 12% х 22 дн. : 366 дн. + 700 000 руб. х 12% х (8 дн. + 31 дн. + 30 дн.) : 366 дн.) - 22 713,05 руб.). Исходя из этого не столь значительна и величина постоянного налогового обязательства - 80,67 руб. (336,13 руб. х 24%).

В третьем же квартале и в октябре разницы в начисленных процентах, включаемых в расходы, в бухгалтерском и налоговом учете не возникает, поскольку в обоих случаях при их расчете используется процентная ставка, установленная договором.

Получение кредита, начисление процентов и постоянного налогового обязательства, частичное его погашение и перечисление процентов в бухгалтерском учете отражаются следующим образом.

23 января:

Дебет 51 Кредит 66

- 1 000 000 руб. - получен кредит.

31 января:

Дебет 91-2 Кредит 66 субсчет "Проценты по кредиту"

- 2622,95 руб. - начислены проценты по кредиту;

Дебет 66 субсчет "Проценты по кредиту" Кредит 51

- 2622,95 руб. - погашена задолженность по начисленным к уплате процентам по кредиту (данные две проводки повторяются ежемесячно в последний его день, в том числе 31 марта, а также 22 октября при погашении кредита только с иными цифровыми показателями).

31 марта:

Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства (активы)" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 323,28 руб. - начислено постоянное налоговое обязательство (эта проводка будет использована еще 30 июня с цифровым показателем 80,67 руб.).

22 июля:

Дебет 66 Кредит 51

- 300 000 руб. - частично погашена задолженность по кредиту

(данная проводка повторится еще дважды: 22 июля с тем же 300 000 руб. и 22 октября - с 400 000 руб.).

Бухгалтерам, которые удерживают алименты на содержание несовершеннолетних детей, будет небезынтересно постановление Правительства РФ от 15.08.08 N 613. Данным постановлением уточнен перечень выплат, с которых удерживаются такие алименты.

Минсельхоз России приказом от 26.06.08 N 273 утвердил нормы естественной убыли при закупке, хранении и поставке этилового спирта. Предыдущие нормы естественной убыли (утв. приказом этого министерства от 14.06.07 N 323) действовали до 1 июля 2008 года. В обоих случаях нормы были приняты в соответствии в пунктом 3 постановления Правительства РФ от 19.06.06 N 380. Следовательно, предназначены они для учета объемов производства и оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи). Минфин России в свое время разъяснил (применительно к ранее действовавшим нормам), что такие нормы можно также применять и для целей налога на прибыль (письмо от 21.09.07 N 03-03-06/1/687).

В заключение обратим внимание работников счетной службы на возможное увеличение их обязательных действий.

1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 30.04.08 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Одновременно с ним начинает действовать и Федеральный закон от 30.04.08 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Само название второго закона говорит о его предназначении: им вносятся изменения в семь федеральных законов с целью приведения отдельных норм этих законов в соответствие с положениями закона N 56-ФЗ. В частности, с 1 октября 2008 года отдельные новшества вводятся в федеральные законы:

от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В дополнение к взносам на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в настоящее время в соответствии с законом N 167-ФЗ, законом N 56-ФЗ вводятся новые добровольные виды взносов в Пенсионный фонд РФ: дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя (п. 3 и 5 ст. 2 закона N 56-ФЗ).

Дополнительные страховые взносы могут уплачивать за себя застрахованные лица самостоятельно или через работодателя. Взносы работодателя уплачиваются им за счет собственных средств в пользу своих работников.

В связи с этим у работодателей могут возникнуть новые обязанности. В частности, уже с 1 октября текущего года работники вправе подать через работодателя заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Форма такого заявления (ДСВ-1) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28.07.08 N 225п. В заявлении потенциальный плательщик дополнительных взносов указывает Ф.И.О., номер, приведенный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования, и адрес места жительства (п. 2 ст. 4 закона N 56-ФЗ).

Работодатель, приняв такое заявление, должен в течение трех рабочих дней направить его в территориальный орган ПФР по месту регистрации (п. 1, 4 ст. 4 закона N 56-ФЗ). Территориальный орган ПФР, в свою очередь, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого заявления направить застрахованному лицу уведомление о его получении, результатах рассмотрения заявления и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 5 ст. 4 закона N 56-ФЗ).

При наличии таких сотрудников на 1 января 2009 года работодателям необходимо будет ежемесячно удерживать у них обговоренные суммы добровольных взносов и перечислять их в Пенсионный фонд РФ. Начиная же с отчетности за I квартал 2009 года, к их обязанностям добавится формирование реестра застрахованных лиц и представление его в территориальные органы ПФР (ст. 7, п. 4-7 ст. 9, п. 2 ст. 17 закона N 56-ФЗ).


И. Богатый,

аудитор


"Практический бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Практический бухгалтерский учет"


ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"


Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140


Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3

Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820

Факс: (495) 631-13-22

E-mail: post@pbu.ru

Адрес в Internet: www.pbu.ru


Подписные индексы:

"Роспечать" - 80500

"Почта России" - 99455