Учет расчетов по предоставлению государственного имущества в аренду (К.В. Сергеева, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2008 г.)

Учет расчетов по предоставлению государственного
имущества в аренду


Договор аренды


В соответствии со ст. 606, 607 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.


Арендодатели


В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ: учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии с п. 5.3, 5.19 постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственниками федерального имущества, сдаваемого в аренду федеральными учреждениями, являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а также иные органы государственной власти, имеющие полномочия собственника отдельных видов федерального имущества в соответствии с законодательством РФ.

Договор аренды может быть заключен между арендатором и арендодателем, органом государственной власти - собственником имущества, например по имуществу Казны (двусторонний договор).

Договор аренды может быть трехсторонним, если он подписывается уполномоченными лицами территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, арендодателя - балансодержателя имущества, предоставляемого в аренду, и арендатора.

Договор аренды может быть также заключен между арендатором и арендодателем - балансодержателем имущества. Учитывая положения ГК РФ и иных законодательных актов РФ, договор аренды федерального имущества заключается с обязательного согласия территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.


Заключение договора аренды объектов недвижимого имущества


В соответствии со ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения или помещений, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 23.03.2006 N 156) заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, должно осуществляться на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. До настоящего времени указанный порядок Минэкономразвития России не разработан.

Минэкономразвития России письмом от 23.10.2006 N 15605-КА/Д08 разъяснило, что до утверждения Минэкономразвития России порядка заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, следует руководствоваться распоряжением Мингосимущества России от 28.07.98 N 774-р "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности" в части, не противоречащей действующим федеральным законам и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ (письмо Рособразования от 21.11.2007 N 16-55-438ин/02-12).

Следует отметить, что согласно ГК РФ договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения - к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг, поэтому отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон); государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества (письмо Минэкономразвития России от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04).

Для реализации образовательными учреждениями права выступать в качестве арендодателей Федеральным агентством по образованию разработаны рекомендации по проведению конкурсов на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности (письмо Рособразования от 01.12.2006 N 16-55-391ин/02-12).

В письме Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2007 N ИА/13955 отмечается, что передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур и (или) предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о конкуренции от 26.07.2006 N 135-ФЗ предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленном гл. 5 вышеупомянутого Закона. Контроль за предоставлением и использованием государственной или муниципальной помощи является одним из видов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляемым антимонопольными органами.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о конкуренции предоставление преимущества отдельному хозяйствующему субъекту возможно только по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 договор аренды может быть заключен без проведения конкурса исключительно при:

- передаче в аренду в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;

- предоставлении помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений по инициативе собственника в период действия договора аренды;

- заключении договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда;

- установлении федеральными законами или изданными до принятия постановления N 685 иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества;

- передаче имущества в аренду лицу, являющемуся собственником недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению.


Арендная плата


Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.


Доходы за пользование имуществом (арендная плата) в свете БК РФ


Согласно ГК РФ по договору аренды имущество предоставляется в аренду за плату. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно положениям ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно ст. 42 БК РФ доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 13.04.2007) в 2008 г. и до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета. Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Аналогичная норма была установлена в законах о федеральном бюджете на 2004-2007 гг. В силу федеральных законов о федеральном бюджете (ст. 28 Закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ, ст. 29 Закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ, ст. 30 Закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ, ст. 33 Закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ) соответственно на 2004, 2005, 2006 и 2007 гг. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме учитывались в доходах федерального бюджета и отражались в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражались на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, и направлялись на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, предусмотренных сводной росписью, с отражением операций на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н.

На основании указанных федеральных законов и приказа Минфина России от 30.06.2004 N 57н доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, зачисляются арендатором в полном объеме до уплаты налогов на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".


Отражение арендной платы на лицевых счетах по дополнительному
бюджетному финансированию за счет арендных платежей


Первоначально порядок учета арендной платы в доходах федерального бюджета был определен постановлением Правительства РФ от 24.06.1999 N 689. Хотя срок действия этого документа истек, порядок учета, изложенный в нем, не изменился. Согласно п. 4 Постановления N 689 арендная плата перечисляется арендатором посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходный счет федерального бюджета и затем установленным порядком полученные средства используются на дополнительное финансирование основной деятельности бюджетного учреждения.

Действующий в настоящее время порядок учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предоставлено право на дополнительный источник бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы в пределах сумм доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества (в том числе движимого), находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление указанным учреждениям (далее - федеральное имущество), сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета (далее - арендодатели), утвержден приказом Министерства финансов РФ от 30.06.2004 N 57н, далее - Положение N 57н.

Поступившие средства арендной платы отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

Территориальные органы Федерального казначейства (далее - органы федерального казначейства) осуществляют учет операций, связанных с образованием и использованием дополнительного источника бюджетного финансирования, на лицевых счетах по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, открытых арендодателям в органах федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателя средств федерального бюджета.

Нумерация вышеуказанных лицевых счетов осуществляется в порядке, установленном для лицевых счетов получателей средств федерального бюджета. При этом в первом и втором разрядах номера лицевого счета используется код 11.

Основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее - лицевой счет по коду 11) являются представленные в органы федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арендодатели представляют в органы федерального казначейства одновременно с копиями договоров на передачу в аренду федерального имущества оригиналы этих договоров.

Уполномоченный работник органа федерального казначейства осуществляет проверку реквизитов, срока действия договора, наименование арендодателя и арендатора и на представленной копии договора ставит отметку "принято", подпись и дату приема после сличения копии с представленным оригиналом договора, который возвращается арендодателю. При этом копия договора хранится в деле по оформлению лицевого счета, сформированного при открытии лицевого счета получателя средств федерального бюджета.

Орган федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в доход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным имуществом, закрепленным за соответствующим арендодателем (далее - арендная плата), отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной поступившей арендной плате, на лицевом счете по коду 11 источник дополнительного бюджетного финансирования, и представляет арендодателю Выписку согласно приложению N 2 к настоящему Положению, а также копии платежных поручений по суммам арендной платы, оформленных арендаторами в порядке, установленном положением Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов РФ от 13.12.2006 N 298-П/173н "Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства" (далее - Положение), в которых указываются:

- в полях "ИНН" и "КПП" получателя - значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) арендодателя;

- в поле "Получатель" - полное или сокращенное наименование Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), которому открыт счет на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101), и в скобках полное или сокращенное наименование арендодателя, и номер его лицевого счета по коду 11;

- в поле 104 - соответствующий перечисляемой арендной плате код классификации доходов бюджетов;

- в поле "Назначение платежа" - номер и дата заключенного договора на передачу в аренду федерального имущества.

Главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят до арендодателей Уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее - Уведомление) согласно приложению N 1 к Положению N 57н для принятия арендодателями в установленном порядке денежных обязательств, подлежащих оплате за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.

Уведомление оформляется и доводится главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета до арендодателя в двух экземплярах, один из которых для контроля за использованием источника дополнительного бюджетного финансирования представляется арендодателем в орган федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета по коду 11.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе в течение финансового года изменить в установленном порядке доведенные лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию.

Орган федерального казначейства на основании представленного арендодателем Уведомления отражает на лицевом счете по коду 11 лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации и выдает арендодателю не позднее следующего рабочего дня после получения Уведомления Выписку из лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее - Выписка) согласно приложению N 2 к Положению N 57н.

Источник дополнительного бюджетного финансирования текущего финансового года подлежит увеличению на сумму дебиторской задолженности по арендной плате прошлых лет, поступившей в доход федерального бюджета в установленном порядке в текущем финансовом году, и направляется на использование арендодателем в соответствии с настоящим Положением.

Остаток неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете по коду 11, учитывается органом федерального казначейства согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При возврате арендатору в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации излишне уплаченной (взысканной) арендной платы, на сумму, подлежащую возврату, органом федерального казначейства уменьшается источник дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете по коду 11. При этом сумма, подлежащая возврату, должна быть санкционирована органом федерального казначейства на непревышение неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования, отраженного на лицевом счете по коду 11.

Примечание. Порядок оформления и представления администратором поступлений в бюджет платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат поступлений плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, приведен в разделе VI приказа Минфина России от 16.12.2004 N 116н.

Арендодатель может произвести зачет суммы арендной платы, подлежащей возврату арендатору, в счет предстоящих платежей по заключенному между ними договору аренды.


Кассовые операции за счет источника
дополнительного бюджетного финансирования


Согласно п. 8 положения N 57н кассовые операции за счет источника дополнительного бюджетного финансирования осуществляются в порядке, установленном для получателя средств федерального бюджета, в пределах учтенных на лицевом счете по коду 11 неиспользованных источников дополнительного бюджетного финансирования и лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию на основании платежных поручений, оформленных и представленных арендодателем в орган федерального казначейства.

При этом орган федерального казначейства отражает на лицевом счете по коду 11 нарастающим итогом с начала года объемы финансирования расходов в сумме, соответствующей кассовым расходам, указанным в вышеуказанных платежных поручениях арендодателя.

Согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ доходы от сдачи в аренду имущества должны направляться на содержание и развитие материально-технической базы арендодателя, то есть расходы должны осуществляться по следующим статьям КОСГУ

221 - услуги связи;

223 - коммунальные услуги;

225 - услуги по содержанию имущества;

226 - прочие услуги;

310 - увеличение стоимости основных средств;

340 - увеличение стоимости материальных запасов.

Орган федерального казначейства и арендатор вправе в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым кассовые расходы отражены на лицевом счете по коду 11 в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета (п. 9 положения N 57н).


(Продолжение следует)


К.В. Сергеева,

руководитель отдела разработки

программ бюджетного учета фирмы "1С"


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"


Учредитель: АООТ "Фининнова"

Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"

Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199


Редакция журнала:

111401, Москва, а/я 10,

ООО "ИД "Финансы и Кредит"

Телефон/факс: (495) 721-85-75

E-mail: post@fin-izdat.ru

Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru


Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).