К вопросу о создании саморегулируемых организаций (В.Н. Лисица, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2008 г.)

К вопросу о создании саморегулируемых организаций


С 14 декабря 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"*(1). Он позволяет определенным некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, приобрести статус саморегулируемых организаций, а также регулирует иные отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, осуществлением их взаимодействия со своими членами, потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Что нового он дает субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, которые уже являются членами разного рода объединений (союзов, ассоциаций и т.д.)? К сожалению, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не дает прямого ответа на данный вопрос. Однако он в ст. 6 указывает на ряд функций, которыми обладает саморегулируемая организация. В частности, она:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Кроме того, саморегулируемая организация имеет право:

1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Поскольку многие из указанных положений (например, о создании третейских судов, принятии стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и соответственно о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов и введении добровольной в рамках созданной некоммерческой организации сертификации) могли быть реализованы в добровольном порядке разного рода некоммерческими организациями еще до вступления в силу Федерального закона "О саморегулируемых организациях", актуальность и востребованность его принятия остаются непонятными для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Видимо, законодатель преследовал какие-то иные цели.

С нашей точки зрения, главными лейтмотивами принятия рассматриваемого закона являются уменьшение влияния государства на экономику, устранение административных барьеров и одновременное возложение многих функций государства на саморегулируемые организации. В частности, государство в п. 5-7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(2) провозгласило свое намерение сократить перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. К примеру, с 1 июля 2006 г. уже прекращено лицензирование оценочной деятельности, с 1 января 2007 г. - туроператорской и турагентской деятельности, а с 1 января 2010 г. прекращается лицензирование таких видов деятельности, как:

1) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

2) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

3) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

При этом согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ*(3), дополненной Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(4), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Таким образом, деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должна заменить процедуру лицензирования в рассматриваемой сфере уже с 1 января 2010 г.

Кроме того, со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, будет прекращено лицензирование целого ряда иных видов деятельности, предусмотренных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Другой важной функцией, которую призваны выполнять саморегулируемые организации, является создание ими систем добровольной сертификации в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(5).

Помимо возложения многих функций по государственному регулированию экономики на саморегулируемые организации, государство, в целях проведения эффективной и согласованной с частным бизнесом социально-экономической политики и развития так называемого государственно-частного партнерства, сильно нуждается в организациях, которые могли бы представлять интересы субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, выражать их согласованную позицию и участвовать в реализации различного рода бизнес-проектах. Для этого Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" уполномочивает саморегулируемые организации на такие функции, как представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами власти, участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, направление в органы власти Российской Федерации заключения о результатах проводимых независимых экспертиз данных проектов нормативных правовых актов и т.д. При этом не стоит забывать, что для их осуществления необходимо прописать в нормативных правовых актах, прежде всего регламентного (процедурного) характера, регулирующих деятельность органов власти, соответствующие формы и механизм реализации провозглашенных прав саморегулируемых организаций.

Итак, что представляют собой саморегулируемые организации? Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" это некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ*(6) предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О саморегулируемых организациях").

Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" в ст. 3 устанавливает ряд требований для признания некоммерческой организации, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(7), саморегулируемой организацией. Она должна:

1) быть создана в целях саморегулирования;

2) быть основана на членстве;

3) объединять не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности в качестве ее членов исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное);

4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством создания системы личного и (или) коллективного страхования и (или) формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации;

6) создать специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций. Однако порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, который должен быть установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", до сих пор не принят. В настоящее время действует лишь Положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих*(8), утвержденное приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2004 N 202.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности). В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, является Федеральная регистрационная служба*(9). Кроме того, в пп. 16.1 и 17 п. 6 положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", прямо предусмотрено, что в ее компетенцию входит ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих. Действуют также постановление Правительства РФ от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих"*(10) и постановление Правительства РФ от 03.07.2007 N 423 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков"*(11).

Однако в случае, если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). К примеру, в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 г. N 109 "О федеральном органе, уполномоченном на осуществление государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов"*(12) определен иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства РФ.

Не стоит также забывать, что действие Федерального закона "О саморегулируемых организациях" не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй (ч. 3 ст. 1). Подобные отношения в данном случае определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности, в частности: Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(13) (гл. 13), Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"*(14) (ст. 36.26), Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"*(15) (ст. 57-59), Федеральным законом от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"*(16) (ст. 56) и др. Вместе с тем их положения являются крайне недостаточными по сравнению с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и требуют дальнейшего урегулирования.

К примеру, гл. 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" содержит только три статьи, в которых дается понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48), определяются права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг (ст. 49), а также устанавливаются требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям, перечень подаваемых документов для приобретения статуса саморегулируемой организации, и основания отказа в выдаче данного разрешения (ст. 50).

В Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" закрепляется понятие саморегулируемой организации управляющих компаний (ст. 57) и раскрываются ее основные права (ст. 57) и требования, к ней предъявляемые (ст. 59). Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" содержат только по одной статье под названием "Саморегулируемые организации", где дается определение и приводится перечень прав и обязанностей саморегулируемых организаций. При этом Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" в ч. 3 ст. 56 прямо предусматривает, что деятельность саморегулируемых организаций жилищных накопительных кооперативов регулируется федеральным законом. Отсюда можно заключить, что должен быть отдельный федеральный закон по этом вопросу. Одну статью под названием "Саморегулирование деятельности кредитной кооперации" (ст. 28) содержит и Федеральный закон от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан"*(17). В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ)*(18) и Федеральном законе от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях"*(19) вообще отсутствуют какие-либо положения о саморегулируемых организациях.

Не менее интересным является вопрос о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций в указанных сферах деятельности. С одной стороны, общее правило ч. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти здесь неприменимо (поскольку действие данного Федерального закона не распространяется на подобные саморегулируемые организации). С другой стороны, действующее законодательство Российской Федерации дает ответ на поставленный вопрос лишь в отношении саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В силу п. 3 ст. 44.1 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", п. 5.3.1.4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам"*(20), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, таковым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по финансовым рынкам.

На основании вышеизложенного следует заключить, что для признания ранее созданных межрегиональных союзов (ассоциаций) и иных некоммерческих организаций в качестве саморегулируемых организаций, помимо выполнения этими некоммерческими организациями требований действующего законодательства (о принятии стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обеспечении дополнительной имущественной ответственности каждого члена перед потребителями, создании специализированных органов и т.д.), необходимо принятие ряда нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, прежде всего порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.

Кроме того, целесообразно распространить в полной мере положения Федерального закона "О саморегулируемых организациях" на любые саморегулируемые организации с оговоркой "в случае, если специальными федеральными законами, регулирующими деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, не предусмотрено иное".


N
п/п
Вид саморегулируемой
организации
Наименование
федерального
органа
исполнительной
власти,
уполномоченного
на ведение
реестра
саморегулируемых
организаций
Правовое основание Порядок ведения
государственного
реестра
1 Саморегулируемые организации
профессиональных участников
рынка ценных бумаг
Федеральная слу-
жба по финан-
совым рынкам
(ФСФР)
Подпункт "в" пункта 4 поста-
новления Правительства РФ
от 9 апреля 2004 г. "Вопросы
Федеральной службы по финан-
совым рынкам"
Пункт 2 статьи 50
Федерального закона
от 22 апреля 1996
г. N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг"
2 Саморегулируемые организации
акционерных инвестиционных
фондов, управляющих компаний
и специализированных депози-
тариев инвестиционных фон-
дов, паевых инвестиционных
фондов
Не определен Отсутствует Отсутствует
3 Саморегулируемые организации
негосударственных пенсионных
фондов, негосударственных
пенсионных фондов
Не определен Отсутствует Отсутствует
4 Саморегулируемые организации
жилищных накопительных ко-
оперативов
Не определен Отсутствует Отсутствует
5 Саморегулируемые организации
кредитных организаций, бюро
кредитных историй
Не определен Отсутствует Отсутствует
6 Саморегулируемые организации
арбитражных управляющих
Федеральная
регистрационная
служба (ФРС)
Статья 2, пункт 5 статьи 21
Федерального закона от 26
октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкрот-
стве)"
Пункт 1 Положения о Федера-
льной регистрационной слу-
жбе, утвержденного Указом
Президента РФ от 13 октября
2004 N 1315 "Вопросы Федера-
льной регистрационной служ-
бы"
Пункт 1 постановления Прави-
тельства РФ от 3 февраля
2005 г. 52 "О регулирующем
органе, осуществляющем кон-
троль за деятельностью са-
морегулируемых организаций
арбитражных управляющих"
"Положения о поряд-
ке ведения единого
государственного
реестра саморегули-
руемых организаций
арбитражных управ-
ляющих", утвержден-
ного приказом Мини-
стерства юстиции РФ
от 30 декабря 2004
г. N 202
7 Саморегулируемые организации
оценщиков
Федеральная
регистрационная
служба (ФРС)
Статья 23 Федерального зако-
на от 29 июля 1998 г. N
135-ФЗ "Об оценочной деяте-
льности в РФ"
Пункт 1 Положения о Федера-
льной регистрационной служ-
бе, утвержденного Указом
Президента РФ от 13 октября
2004 N 1315 "Вопросы Федера-
льной регистрационной служ-
бы"
постановление Правительства
РФ от 3 июля 2007 г. N
423 "О федеральном органе
исполнительной власти, упол-
номоченном вести единый го-
сударственный реестр саморе-
гулируемых организаций оцен-
щиков, осуществлять надзор
за выполнением саморегулиру-
емыми организациями оценщи-
ков требований Федерального
закона "Об оценочной деяте-
льности в РФ" и обращаться в
суд с заявлением об исключе-
нии саморегулируемой органи-
зации оценщиков из единого
государственного реестра са-
морегулируемых организаций
оценщиков
Статья 23 Федераль-
ного закона от 29
июля 1998 г. N
135-ФЗ "Об оценоч-
ной деятельности в
РФ"
8 Саморегулируемые организации
ревизионных союзов сельско-
хозяйственных кооперативов
Министерство се-
льского хозяйст-
ва РФ
Пункт 3 статьи 33.1 Федера-
льного закона от 8 декабря
1995 г. N 193-ФЗ "О сельско-
хозяйственной кооперации"
постановление Правительства
РФ от 20 февраля 2007. N 109
"О федеральном органе, упол-
номоченном на осуществление
государственного регулирова-
ния деятельности саморегули-
руемых организаций ревизион-
ных союзов сельскохозяйст-
венных кооперативов и веде-
ние государственного реест-
ра саморегулируемых органи-
заций ревизионных союзов
сельскохозяйственных коопе-
ративов
Статья 33.1 Федера-
льного закона от 8
декабря 1995 г. N
193-ФЗ "О сельско-
хозяйственной ко-
операции
9 Иные саморегулируемые орга-
низации
Федеральная
регистрационная
служба (ФРС),
если не опреде-
лен уполномочен-
ный федеральный
орган исполните-
льной власти,
осуществляющий
фукции по конт-
ролю (надзору)
за деятельностью
саморегулируемых
организаций в
установленной
сфере деятель-
ности
Часть 1 статьи 20 Федераль-
ного закона "О саморегулиру-
емых организациях"
Статья 20 Федераль-
ного закона "О са-
морегулируемых ор-
ганизациях"

В.Н. Лисица,

кандидат юридических наук, доцент,

старший научный сотрудник

сектора гражданского права и процесса

Института философии и права СО РАН,

заведующий кафедрой правоведения

экономического факультета

Новосибирского госуниверситета


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2008 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076; 2008. N 30. Ст. 3604, 3616.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3430.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 30. Ст. 3604.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52. Ст. 5140.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.

*(8) Российская газета. 2005. 4 февраля.

*(9) См.: подпункт 4 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4110.

*(10) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Ст. 464.

*(11) Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 28. Ст. 343.

*(12) Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 9. Ст. 1095.

*(13) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1918.

*(14) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 19. Ст. 2071.

*(15) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4562.

*(16) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 41.

*(17) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3420.

*(18) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.

*(19) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 44.

*(20) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2780.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"


Учредитель: АООТ "Фининнова"

Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"

Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199


Редакция журнала:

111401, Москва, а/я 10,

ООО "ИД "Финансы и Кредит"

Телефон/факс: (495) 721-85-75

E-mail: post@fin-izdat.ru

Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru


Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).