• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Семь заповедей для бухгалтера ("Расчет", N 11, ноябрь 2008 г.)

Семь заповедей для бухгалтера


Спецпроект: антикризис


Во время экономического кризиса положение любого предприятия теряет свою предсказуемость и становится подвержено различным угрозам. Среди них можно выделить следующие:

- падение спроса и сокращение продаж;

- просрочка задолженности клиентов и потенциальные их дефолты,

- неплатежи банков, рост требований коммерческих кредиторов касательно своевременной уплаты долгов;

- сложности с банковским кредитованием и ужесточение условий банков по возврату ранее выданных кредитов, ухудшение условий кредитования в целом;

- банковские неплатежи;

- кризис доверия в деловой среде;

- существенные изменения финансовых условий деятельности;

- претензии контрагентов;

- судебные и внесудебные разбирательства и т.п.

В условиях кризиса роль бухгалтерии как поставщика актуальной финансовой и управленческой информации может и должна значительно увеличиться. Бухгалтерия - это сердце бизнеса. От того, насколько исправно оно бьется, зависит жизнь компании. В связи с этим журнал "Расчет" совместно с журналом "Консультант" провели круглый стол, чтобы выяснить, какие именно действия специалистов по учету позволят уберечь фирму от гибели. Итак,


7 советов бухгалтеру,
которые помогут компании выстоять в кризис


1. Не паникуйте

Прежде всего, нельзя терять контроль над ситуацией. Стремитесь сохранить системность регулярных процедур и продолжайте осуществлять рутинные бухгалтерские операции: ведение учета, платежи, подготовка и сдача отчетности и т.д.

2. Мобилизуйтесь

Сосредоточьте человеческие ресурсы на решении срочных и важных задач, вызванных кризисом. Не исключено, что потребуется работать сверхурочно - не противьтесь этому, и Ваши усилия, скорее всего, не пропадут втуне. Необходимо максимально повысить оперативность обработки бухгалтерских документов, чтобы обеспечить оценку финансовых результатов (доходов, расходов, прибыли, эффективности) и финансовой ситуации (дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, запасов, денежных средств, кредитов, ликвидности и пр.).

Бухгалтерия должна как можно эффективнее координировать свою работу с другими службами предприятия для обеспечения быстрого и успешного принятия управленческих решений, которые позволят фирме выжить. Кроме того в условиях кризиса бухгалтерская служба должна быть готова быстро удовлетворить требования банков-кредиторов по предоставлению финансовой информации - это необходимо при обеспечении оперативного финансирования бизнеса.

3. Скорректируйте стратегию

Сегодня казавшиеся прежде надежными планы и решения под влиянием кризиса оказываются бесполезными. Поэтому главному бухгалтеру вместе с руководителем нужно сесть за стол переговоров и скорректировать прежнюю стратегию. В первую очередь оцените:

- внутренние параметры предприятия (оборот, объем производства, прибыль, совокупный объем налоговых отчислений, трудовые ресурсы, рентабельность каждого направления деятельности и т.д.);

- положение на рынке (конкурентоспособность, долю рынка, стоимость бизнеса, взаимоотношение с контрагентами, наличие лояльных партнеров, отношения с банком и т.д.);

- в целом внешнюю среду (ситуацию в целом по отрасли, в конкретном регионе, наличие преференций от государства и т.д.).

Оцените вероятность банкротства и, соответственно, разработайте возможный комплекс мер по его предотвращению.

Предположим, что компания обладает значительными внутренними ресурсами, но рынок и внешняя среда нестабильны и таят в себе множество угроз. В данном случае более действенным решением будет расширять ассортимент, осваивать новые рынки, вести экспансию в новых регионах, оптимизировать налогообложения, осуществлять интеграцию бизнеса.

Если же кризис накрыл с головой фирму, у которой в ресурсах не было избытка, то выбор у нее невелик - по возможности сокращать издержки и привлекать больше средств не за счет займов, а путем концентрации на очень узком сегменте рынка или же сокращать продуктовый ассортимент с параллельным увеличением объема продаж. Если ни то, ни другое не удается осуществить, то фирме остается только присоединиться к более сильному партнеру или уйти с рынка.

Все дальнейшие действия производите в соответствии с выбранной стратегией.

Андрей Дедков, советник по безопасности инвестиций и управлению рисками ИФД КапиталЪ, Управляющая компания "Менеджмент-центр": "Если бюджеты компании уже "сверстаны", то бухгалтеру следует поднять вопрос об их пересмотре. Это позволит вовремя оценить, какова вероятность сбоев при формировании финансового потока в компании, а следовательно - и обрушения всего бюджета".

4. Сверяйтесь с контрагентами

Проведите инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Обязательно продумайте способы защиты от взыскания "кредиторки". Так, бухгалтерия совместно с финансовой службой должна следить за тем, чтобы кредиторская задолженность погашалась не ранее установленных сроков оплаты. Принимайте участие в переговорах с контрагентами на предмет того, чтобы отодвинуть сроки оплаты по согласованию с ними, реструктурировать задолженность, пересмотреть финансовые условия работы.

Активизируйте работу с "дебиторкой", пересмотрите и скорректируйте порядок взыскания и списания задолженности. На основе имеющихся данных проведите анализ финансового состояния контрагентов (период сотрудничества, сроки исполнения обязательств и т.д.).

Алексей Молотков, заместитель финансового директора ОАО "Синергия", член экспертного совета журнала "Консультант": "Отслеживать уровень и возраст дебиторской задолженности клиентов в целом и в разрезе отдельных контрагентов следует ежедневно. Необходимо требовать своевременной оплаты задолженности, срок которой наступил. Кроме того, вполне допустимо блокировать работу с клиентами, задолженность которых, в том числе просроченная, достигает критического уровня".

Андрей Дедков, советник по безопасности инвестиций и управлению рисками ИФД КапиталЪ, Управляющая компания "Менеджмент-центр": "Не нужно сразу вводить кардинальные меры. Если есть какие-то подозрения по поводу состояния бизнеса партнеров, лучше предварительно пообщаться с ними, узнать, как они сами видят свою устойчивость в ближайшие месяцы и оценивают перспективы закрытия задолженности. И только по итогам этих переговоров принимайте решение. Установите очередность платежей. При необходимости обеспечьте учет факторинговых операций. Бухгалтеру также следует участвовать в ревизии кредитной политики фирмы в отношении клиентов".

5. Сокращайте расходы

К сожалению, если Вы уже вынуждены сокращать расходы - значит, самый удобный момент Вы уже упустили и нужно было об этом позаботиться чуть раньше. Однако не падайте духом: в данном случае лучше поздно, чем никогда. Г-н Молотков считает, что "...бухгалтерия обязательно должна выступать с предложениями по оптимизации накладных расходов на период кризиса, включая затраты на персонал, но не ограничиваясь ими. Также при необходимости нужно сдвигать финансирование данных расходов на будущее, насколько это возможно".

Итак, в первую очередь составьте перечень затрат, от которых организация может безболезненно отказаться.

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер ЗАО "КУН", рекомендует "...освобождаться от дорогостоящих вещей, без которых компания сможет обойтись. Например, заменить роскошные автомобили руководителя компании и высших менеджеров на более скромные или вообще отказаться от этой статьи бюджета. А вот на одноразовой посуде, кулерах с водой и на других мелочах экономить не стоит. Не бейте из пушки по воробьям, - средств это сбережет не много, а психологический климат в коллективе подорвет точно".

Ольга Лапушкина, старший партнер департамента "Финанс" кадрового центра "ЮНИТИ": "Вследствие дефицита ресурсов старт проектов, требующих больших денежных вложений, зачастую переносится на более позднее время либо вообще замораживается. Компании также сокращают переменные издержки за счет экономии на проведении корпоративных мероприятий, поощрениях сотрудников, канцтоварах и других хозяйственных потребностях".

Натела Черкащенко, финансовый директор Ralf Ringer: "Мы частично закрываем производство - например, в Зарайске. Содержание этой фабрики и прежде дорого нам обходилось. А в текущей ситуации, на наш взгляд, вовсе нецелесообразно тратиться на данный проект.

Компания за последние пять шесть лет достигла высоких результатов в отслеживании качества на всех этапах производства. И первое что нам придется сократить - эти контрольные функции.

Затраты на маркетинг нельзя назвать существенными. В текущем году мы потратили 3% от выручки на рекламу. В следующем году хотели вложить больше, но в связи с текущей ситуацией приходится сворачивать многие программы.

Конечно, в стоимости затрат самое большое место занимает зарплата. Мы оценивали статьи бюджета, и первое, что приходило в голову - это урезать вознаграждения работникам. Но мы понимаем, что это крайние меры, и нам очень не хотелось бы к ним прибегать".

В условиях повышения рисков ликвидности крайне важно соблюдать сроки уплаты налогов и заработной платы. Ведь в случае просрочек по налогам предприятие может навлечь на себя санкции, а невыплата зарплаты в срок будет деморализовывать персонал и может привести к потере наиболее ценных сотрудников, востребованных даже на "низком" кадровом рынке.

Следует также изучить все существующие законные схемы налоговой оптимизации и оперативно внедрить самые подходящие. Кроме того, не забывайте о правомерных методах, с помощью которых можно отсрочить момент уплаты налогов.

Светлана Тищенко, генеральный директор ООО "Градиент-Альфа-АУДИТ" советует бухгалтерам и руководителям обратить внимание на то, что в их арсенале есть глава 9 Налогового кодекса. Данная норма определяет порядок изменения срока уплаты налогов и сборов. Очевидно, что в период кризиса возможны затруднения с деньгами, с платежами, проблемы с банками, и компании должны быть готовы к тому, что денег у них может просто не хватить, в том числе и на уплату налогов, а кредит получить не удастся. На этот случай у предприятий есть право обращаться в налоговые органы за получением отсрочки, рассрочки либо инвестиционного налогового кредита. Здесь следует учитывать, что существует четкий перечень документов, которые инспекция может запросить для рассмотрения подобного запроса, поскольку контролеры нередко превышают свои компетенции. Например, при осуществлении процедуры рассмотрения налоговых кредитов они зачастую требуют дополнительные сведения и бумаги, тем самым затягивая процесс. Существуют Постановление ФАС Уральского округа от 21 января 2008 г. N Ф09-11304/07-С3, поддерживающее налогоплательщика. Арбитры четко указали права и полномочия налоговых органов в данном вопросе, отметив, что инспекторы не могут отказать в рассмотрении запроса о переносе сроков уплаты налогов.

В условиях кризиса как никогда необходимо следить за изменениями налогового законодательства. Обратите внимание - уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют подлежащие уплате суммы НДС разбить на три этапа. Правда, по мнению Марины Косульниковой, главного бухгалтера ООО "Галан", "Данная рассрочка - слабое утешение для малых фирм". Но вполне вероятно, что в скором времени появятся дополнительные поблажки, которыми компании смогут воспользоваться при исполнении своих обязательств, в том числе и по налогу на прибыль.

6. Не топчитесь на месте

Подумайте о том, как не только удержать компанию на плаву, но и развивать бизнес, потому что прямолинейное и близорукое сокращение издержек - это путь в никуда!

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер ЗАО "КУН": "Лучше получать меньший дополнительный прирост прибыли от новых продаж, чем не получать ее вовсе. Вся новая прибыль должна вкладываться в новые продажи. Подумайте о небольших "вливаниях" в маркетинговые исследования - они непременно окупятся. Дело в том, что рынок потребления по мере развития кризиса, возможно, сильно изменится, и будет лучше, если Вы заранее узнаете, куда дует ветер.

Натела Черкащенко, финансовый директор Ralf Ringer: "Мы планировали выходить на рынок с новым продуктом - одним из итальянских брендов. Но теперь это направление пришлось заморозить на год. На текущий момент нельзя, конечно, сказать, что мы испытываем финансовые проблемы, но некоторые трудности ощущаются. Так, сейчас самая большая проблема для нас - предсказать потребительский спрос на следующий год: увеличится ли он, если возрастет инфляция? Возможно, люди перестанут покупать товары народного потребления и все свои деньги начнут тратить на продукты? В таком случае, конечно, возникнут серьезные сложности. Поэтому необходимо внимательно изучать рынок заранее".

Старайтесь использовать максимум возможностей всех имеющихся ресурсов. Привлекайте финансирование из внутренних источников организации, таких как нераспределенная прибыль, перераспределение основного и оборотного капитала и т.д.

Стоит также ознакомиться со всеми аспектами сделок по слиянию и поглощению. Не исключено, что в какой-то момент M&A станет для компании единственным выходом из сложившийся ситуации.

7. Берегите деньги

Очень важно не поддаваться панике и деньги из валюты в валюту не перебрасывать.

В условиях кризиса бухгалтерия должна быть готова быстро удовлетворить требования банков-кредиторов по предоставлению финансовой информации, так как это может быть необходимо для оперативного финансирования бизнеса. Не следует конфликтовать с банком, который вдруг поднял Вам ставки - он тоже вынужден соблюдать правила "игры на выживание". Поэтому пересмотрите свой кредитный портфель с учетом новых обстоятельств.

Натела Черкащенко, финансовый директор Ralf Ringer: "Многие активно развивающиеся производственно торговые организации сегодня сталкиваются с трудностями в связи с финансовым кризисом. Наша компания не стала исключением. Так, в собственности у предприятия имеется целевая недвижимость (фабрики), которая была приобретена для того, чтобы обеспечить в полной мере потребности производства. Данная покупка была совершена не за счет "длинных" инвестиционных денег, а за счет текущих "коротких". Кредитный портфель компании достаточно существенен относительно выручки и потребностей организации. В то же время в течение определенного периода он покрывал наши инвестиционные затраты. Сегодня же в условиях кризиса у нас возникли некоторые сложности с текущими кредитами. Дело в том, что займы были привлечены сроком до конца года, а теперь нам предстоит идти на новые кредитные условия. Положение будет сильно зависеть от того, сможет ли компания перекредитоваться - без этого ей придется туго. А часть банков сегодня тактично отказывает в займе, а те, которые готовы кредитовать, поднимают процентные ставки. И так-то было тяжело выполнять все условия для каждого из наших четырех имеющихся кредиторов, а сейчас они еще больше их ужесточают. Однако сокращать пул банков-партнеров тоже рискованно. Ведь если какой-либо из них скажет завтра, что не выдаст больше денег, то можно будет обратиться к остальным. Таким образом, мы распределяем свои риски".

Бухгалтерия должна оценить надежность обслуживающих банков, осуществляя их постоянный мониторинг, и в случае обоснованных сомнений срочно перейти на расчетное обслуживание в крупные и надежные кредитные учреждения. Деньги на первоочередные расходы можно перевести в банк с государственным участием, который наверняка будут спасать в случае углубления кризиса. Особенно это касается зарплаты. Тем самым вы поддержите нормальную обстановку в коллективе.

Если платежи уже зависли, необходимо, как можно быстрее принять меры по выводу остальных средств из проблемного банка. В условиях кризиса целесообразно увеличивать остатки наличности на банковских счетах, т.к. риски просрочек и неплатежей со стороны покупателей существенно возрастают.


"Расчет", N 11, ноябрь 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Расчет"


Учредитель - ООО "РедСо"

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195


Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1

тел. 8 (495) 737-76-24

e-mail: info@raschet.ru