"Особенности бухгалтерии "третьего тайма" (интервью с Е. Андреевой, главным бухгалтером футбольного клуба "Спартак") (В. Таймазов, "Расчет", N 11, ноябрь 2008 г.)

"Особенности бухгалтерии "третьего тайма"
(интервью с Е. Андреевой, главным бухгалтером
футбольного клуба "Спартак")


Футбольный клуб "Спартак" с самого своего основания считался всенародной командой, так как не был привязан ни к одной конкретной организации. Сегодня армия преданных поклонников этого клуба является одной из самых многочисленных в России. Елена Андреева, главный бухгалтер народной команды, себя тоже относит к активным болельщикам "Спартака", но сетует, что немало проблем бухгалтерии доставляет в том числе и необузданная любовь фанатов к своему клубу.


- Елена Викторовна, почему Вы решили стать бухгалтером?

- Вообще-то изначально у меня экономическое образование, однако в перестройку бухгалтерская профессия стала одной из наиболее востребованных. В стране началось развитие частного предпринимательства, появилось много фирм, в которых необходимы были в первую очередь квалифицированные специалисты по учету. Вот и я устроилась тогда в одно из крупных предприятий, действующих в сфере транспортного обслуживания. На сегодняшний день мой стаж в качестве главного бухгалтера составляет 16 лет.


- Первый день работы был полон впечатлений...

- Самое интересное, что сейчас ничего такого не помню. Я тогда параллельно училась на бухгалтерских курсах, так что времени катастрофически не хватало - видимо, и на подобные эмоции. Правда, помню одно поразившее меня обстоятельство. На тот момент налоговых инспекций по Москве было еще не так много. Поэтому когда я отправилась в одно из подразделений налоговой службы, то была просто поражена огромной очередью, которая там выстроилась.

А вот впечатлений от первого посещения ФК "Спартак" мне хватило на всю жизнь. И уже в течение пяти лет практически каждый день я чему-то удивляюсь. Во-первых, когда я только пришла в эту организацию, мне пришлось столкнуться с тем, что здесь бухгалтерию считали некоей обслуживающей структурой. Сложился определенный стереотип - бухгалтер возится с какими-то там бумажками, и пусть никого не трогает. Пришлось оперативно объяснять людям, что все не так однозначно, а работник учета - это не просто "назойливый" сотрудник, но полезный для всех человек.

Кроме того, ФК "Спартак" имеет дело сразу с тремя налоговыми инспекциями, так как у нас имеется, помимо всего прочего, стадион и учебно-тренировочный центр. Поэтому у нас причин для общения с представителями ФНС в три раза больше, чем у некоторых других организаций.


- А какие трудности при этом возникают?

- Не то, чтобы трудности, но много работы бывает, когда наступает пора открытых трансфертных окон для переходов игроков из одного клуба в другой. Купля-продажа спортсменов тоже полностью проходит через бухгалтерию, и налоговики полагают, что в этот период у нас тут деньги потоками текут. Немедленно начинаются проверки, звонки, вопросы... Вот, например, вполне обычная проблема - нужно ли платить НДС, если клуб сдает в аренду или "продает" футболиста? Особенно это актуально, если переход игрока сопряжен с большой суммой. Кроме того, наш клуб устраивает многочисленные акции. В конце прошлого года болельщики выбирали лучшего игрока сезона. Приз - автомобиль. Естественно, у инспекции опять возникли вопросы к бухгалтерии. Пришлось сильно постараться, чтобы оформить это мероприятие "кучей" документов, устраивающих налоговиков.


- А часто ли возникают споры с налоговиками?

- Да, иногда отстаивать свою позицию приходится. Это не всегда бывает просто, но обычно нам сопутствует успех. К примеру, был случай, когда в один из таких периодов к нам нагрянула инспекция с комплексной проверкой, то есть по всем налогам. Стандартная ситуация, ничего из ряда вон выходящего. Однако налоговики немало меня удивили: по их словам, они были поражены тем фактом, что у "Спартака", оказывается, действительно имеется реальная бухгалтерия, со всеми надлежащими документами и налоговым учетом. По их версии футбольный клуб - это не совсем серьезная организация, где непонятно что происходит.


- Получается, что в "Спартаке" Вы прошли и огонь, и воду...

- Не то слово. Более того - именно начав работать здесь, я многое узнала. Пришлось разбираться в требованиях ФИФА, УЕФА, Российского футбольного союза. "Футбольные" законы совмещать с российским законодательством, требованиями Налогового кодекса. Потребовалось огромное количество времени, прежде чем я усвоила всю необходимую информацию. Зато позже я могла оперировать своими знаниями в споре с нашими налоговиками по тем или иным вопросам.


- Работа в бухгалтерии ФК наложила отпечаток на Ваше отношение к футболу?

- Еще бы. Раньше меня этот вид спорта, прямо скажем, не очень интересовал. Теперь же я - практически фанат "Спартака". Если есть свободное время - обязательно иду на игру. Да и как не пойти, когда футболисты для меня как родные стали. После матча обязательно или поздравляю их с победой, или пытаюсь приободрить при поражении.


- А они ценят такую заботу?

- Конечно. Правда, со мной у них только одни и те же ассоциации - денежные. Только меня увидят, сразу сыплются одни и те же вопросы: за какие игры премиальные перечислили, кому-то кажется, что мало заплатили. У них четкий стереотип: увидел бухгалтера - к деньгам.


- А есть ли любимцы среди футболистов?

- Каждого люблю по-своему. Это для публики футболисты боги и кумиры, а когда они приходят ко мне - ну как маленькие дети. Робкие, застенчивые. И бланки сами заполнить не могут, и теряются при первом же непонятном вопросе. Просто сегодня во многих организациях главный бухгалтер ассоциируется с некоей Бабой-Ягой, которая всех терроризирует какими-то бумажками, анкетами, свидетельствами. Вот и приходится мириться с этим уже сложившимся стереотипом. Другое дело - иностранные легионеры. Они более образованны, спокойны, более открытые.


- Обратимся к Вашей бухгалтерской команде. По каким критериям подбираете людей?

- Это прозвучит банально, но я, прежде всего, обращаю внимание на уровень профессионализма. Соискателей приходит много, однако далеко не все соответствуют нашим требованиям. У нас довольно напряженная работа, поэтому необходимо быть и устойчивым к стрессовым ситуациям. Кроме того, объемов работы много, и ей свойственна своя специфика. Недавно к нам пришла на работу девушка из другой футбольной команды, так она была, мягко говоря, поражена. Она сказала, что давно знакома с работой бухгалтерии в ФК, но в первый раз сталкивается с такими объемами. Проблема в том, что к нам приходят работники учета из сферы торговли или даже чистые экономисты. А там совершенно иные подходы к работе. Для меня как главного бухгалтера важно в первую очередь то, чтобы каждый подчиненный выполнял свои обязанности на автоматизме. Четко и без лишних вопросов. Надо понимать, что одна ошибка может дорого обойтись всей организации. И еще один важный момент. Многие уверены, что специалист учета только и делает, что возится с документацией. Это миф. Я считаю, что бухгалтер, прежде всего, работает с людьми. Часто приходится кому-то что-то объяснять, уговаривать. А если нет умения просто и доходчиво это делать, то можно не добиться поставленных целей.


- ...Особенно при общении с представителями ФНСЕ?

- В том числе. Хотя в последнее время мы все реже встречаемся. В частности, потому, что недавно наша организация внедрила систему электронной отчетности. Не скажу, что данная программа вызывает у меня только положительные эмоции - система не раз давала сбои. К примеру, нам как-то налоговики заявили, что они не получили необходимы отчеты. Пришлось оперативно разбираться. Уж лучше отстоять в очереди, но быть уверенным в том, что все в порядке, и претензий не будет. А придраться всегда можно, особенно если у предприятия большие объемы документации. Так что наш переход на электронку скорее был неизбежным, нежели желанным моментом - новые требования гласят, что организации, штат которых превышает 100 человек, обязаны переходить на эту систему.

Однако не буду отрицать и положительные стороны сдачи отчетности по Интернету. Во-первых, она экономит время. Во-вторых, это очень удобно. Я со своего компьютера могу зайти на сервис и просмотреть всю необходимую информацию по лицевому счету клуба.


- А остается ли у Вас время на себя?

- На самом деле "Спартак", конечно же, съедает все мое время. Особенно летом и зимой, когда открываются трансфертные окна. Но жаловаться не приходится, ведь в этот период у нас работают в авральном режиме все отделы - например, юридический и кадровый. В этот период наша организация напоминает своего рода завод, работающий в три смены. А если еще команда участвует или в кубке

УЕФА, или в Лиге Чемпионов, то о сне и отдыхе на это время можно забыть.


- При работе с этими организациями тоже трудности возникают?

- Случается, но проблемы здесь возникают из-за болельщиков, которых мы, конечно, очень любим, но порой и страдаем из-за их слишком активной любви к команде. Наши фанаты - люди эмоциональные и даже вспыльчивые. На трибунах они себя ведут не всегда мирно. Излюбленная забава - поджигать факелы, вырывать стулья (до сих пор поражаюсь, как это у них получается!) и устраивать потасовку. А расплачиваться за все это потом приходится "Спартаку". Кроме того, всегда штрафуют за оскорбительные выкрики в адрес судей и соперника. Естественно, не болельщиков, а опять же футбольный клуб.

По этому поводу хочу вспомнить примечательный случай в Праге, когда наша команда играла в Кубке УЕФА. Между болельщиками нашей и местной команд завязалась потасовка. Причем до сих пор не известно точно, какая сторона была зачинщиком драки. Последствия не заставили себя ждать. Не знаю, как там поступили с чешской командой, однако нам через некоторое время от дисциплинарного комитета при УЕФА пришел кругленький счет. Пришлось платить!


- Неужели от болельщиков одни неприятности?

- Ни в коем случае. Болельщики "Спартака" - это главные хранители традиций клуба. И даже сегодня, когда команда переживает нелегкие времена, я уверена, что благодаря их поддержке она справится со всеми трудностями. Как-то мне один мой знакомый сказал, что спартаковские болельщики настолько любят футбол и свой клуб, что на стадионе заражают своими эмоциями соперников.


- Значит, покой Вам только снится... Елена Викторовна, Вы никогда не жалели, что выбрали профессию бухгалтера?

- Если идти в бухгалтерию с мыслями работать поменьше, а получать невиданные деньги, то Вы пришли не по адресу. Чтобы много получать, наверное, лучше стать аудитором или финансистом. Бухгалтер же - это специалист, который, прежде всего, должен болеть своим делом. Кроме того, работник учета подчас буквально живет в своей организации. То есть для меня сегодня "Спартак" даже не второй, а главный дом. Но я не жалуюсь. У каждого человека есть право выбора. Я свой сделала в пользу "Спартака".


В. Таймазов


Азбука болельщика


Болельщики "Спартака" - одни из самых ревностных хранителей традиций клуба. За свою многолетнюю историю у них даже появился свой "фанатский" словарь. К примеру, слово "аргументы" у болельщиков имеет несколько синонимичных значений и в зависимости от ситуации может обозначать камни или бутылки. Сленг спартаковских болельщиков многогранен и ярок. "Нулевой тайм" - распитие спиртных напитков до матча ("разогрев перед боем"), "старик" - фанат с большим стажем, "третий тайм" - время после матча на выяснение отношений между фанатами.


"Расчет", N 11, ноябрь 2008 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Расчет"


Учредитель - ООО "РедСо"

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195


Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1

тел. 8 (495) 737-76-24

e-mail: info@raschet.ru