Проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции миграционной политики Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 28.06.2017 г.)
В целях актуализации целей, задач и основных направлений деятельности Российской Федерации в сфере миграции постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Российской Федерации в 2018 - 2020 годах;
б) обеспечить мониторинг хода реализации миграционной политики Российской Федерации и о его результатах представлять ежегодный доклад Президенту Российской Федерации;
в) обеспечить внесение необходимых изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Концепцией.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии с Концепцией.
4. Признать утратившей силу Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. Пр-1490.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
В.Путин |
Проект
Утверждена
Указом Президента Российской Федерации
от ____________ г. N ____
Концепция миграционной политики Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на цели, принципы, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования.
II. Основные понятия и термины
3. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия и термины:
миграция - перемещение граждан, сопровождающееся пересечением государственной границы Российской Федерации или границ объектов административно-территориального деления Российской Федерации либо выездом за пределы другой привычной для граждан территории проживания (пребывания) в связи со сменой места жительства или места пребывания; лица, осуществляющие такое перемещение именуются мигрантами;
миграционная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции, направленная на реализацию конституционных прав граждан и защиты их законных интересов, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содействия демографическому и социально-экономическому развитию Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка на ее территории;
миграционный процесс - совокупность последовательных взаимосвязанных этапов, требующих от граждан выполнения определенных действий в связи со сменой места жительства или места пребывания;
миграционный поток - особое социальное явление, характеризующее отдельную общность граждан, имеющих схожие цели либо направление миграции;
внутренняя миграция - миграция в пределах Российской Федерации; лица, осуществляющие такой вид миграции, именуются внутренними мигрантами;
внешняя миграция - миграция, связанная с пересечением государственной границы Российской Федерации; при въезде в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства процесс именуется иммиграцией, при выезде из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на родину - репатриацией, при выезде из Российской Федерации граждан Российской Федерации - эмиграцией, при возвращении на Родину граждан Российской Федерации - реэмиграцией; лица, осуществляющие такой вид миграции именуются соответственно иммигрантами, репатриантами, эмигрантами, реэмигрантами;
трудовая миграция - миграция в целях трудоустройства и (или) выполнения работ (оказания услуг); лица, осуществляющие такой вид миграции, именуются трудовыми мигрантами;
временная миграция - миграция на определенный период времени без перемены постоянного места жительства; лица, осуществляющие такой вид миграции, именуются временными мигрантами;
вынужденная иммиграция - миграция, связанная с въездом в Российскую Федерацию в целях поиска убежища на ее территории; лица, осуществляющие такой вид миграции, именуются вынужденными иммигрантами;
экстренное массовое прибытие иностранных граждан - въезд в Российскую Федерацию в ограниченный период времени большого количества иностранных граждан, характеризующийся прямой причинно-следственной связью с определенным событием или серией событий, создающих угрозу их жизни и (или) здоровью;
академическая миграция - миграция граждан, ведущих научную и (или) педагогическую деятельность, в целях осуществления такой деятельности и (или) удовлетворения профессиональных потребностей;
образовательная (учебная) миграция - миграция в целях получения образовательных услуг;
организованное привлечение иностранных работников - деятельность государства и (или) уполномоченных негосударственных структур, включающая организованный подбор иностранных работников в стране происхождения, их довыездную подготовку;
адаптация иммигрантов - процесс приспособления иммигрантов к правовым нормам и культурным традициям социальной среды проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, выражающийся в уважении и соблюдении этих норм и традиций, владении русским языком на базовом уровне;
интеграция иммигрантов - процесс принятия иммигрантами правовых норм и культурных традиций социальной среды проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, выражающийся в уважении и соблюдении этих норм и традиций, владении русским языком на уровне носителя языка, а также самоидентификации себя неотъемлемой частью этой социальной среды и следовании интересам народов Российской Федерации;
незаконная миграция - миграция с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания, проживания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации - осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации в сфере миграции и (или) трудовой деятельности;
реадмиссия - передача запрашивающим государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств и лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными, осуществляемая на основе международных соглашений.
III. Цели, принципы и задачи миграционной политики
4. Целями миграционной политики Российской Федерации являются обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, общественной безопасности в Российской Федерации, комфортности и благополучия населения Российской Федерации, содействие демографическому и социально-экономическому развитию страны, а также обеспечение миграционного притока населения на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона.
5. Основополагающими принципами миграционной политики Российской Федерации являются:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
г) защита интересов граждан Российской Федерации;
д) соблюдение норм национального и международного права;
е) гармонизация интересов личности, народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, общества и государства;
ж) поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также исторически сложившегося в Российском государстве национально-религиозного баланса;
з) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
и) защита национального рынка труда;
й) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
к) учет особенностей регионального развития;
л) открытость и доступность информации о миграционной политике Российской Федерации и о решениях, принимаемых в этой области;
м) научная обоснованность принимаемых решений;
н) недопустимость фрагментации единого визового пространства Российской Федерации;
6. Миграционная политика Российской Федерации направлена на решение следующих задач:
а) содействие развитию внутренней миграции;
б) создание условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иностранных граждан;
в) совершенствование механизмов регулирования трудовой миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической миграции;
д) содействие адаптации и интеграции иммигрантов;
е) противодействие незаконной миграции;
ж) обеспечение выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных иммигрантов и вынужденных переселенцев;
з) разработка механизмов реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан;
и) противодействие криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.
IV. Современная миграционная ситуация. Условия формирования и реализации миграционной политики
7. Современные тенденции внутренней и внешней миграции в Российской Федерации определяют, в основном, экономические и социальные факторы. Вместе с тем политическая нестабильность в различных регионах мира значительно усиливает миграционную подвижность населения стран, вовлеченных в эти процессы, что непосредственно затрагивает национальные интересы Российской Федерации и требует принятия соответствующих мер для их защиты.
8. Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2012 - 2016 годах по сравнению с периодом 2007 - 2011 годов количество мигрантов на территории Российской Федерации увеличилось вдвое, при этом доля внутренних мигрантов в среднем составила 88%, доля иммигрантов (реэмигрантов) - 12%. В результате притока населения из зарубежных стран ежегодный миграционный прирост в Российской Федерации увеличился на 15% и составил в среднем 280 тыс. человек в год. Создание условий для привлечения граждан Российской Федерации в приграничные и стратегически важные регионы, а также трудонедостаточные регионы способствуют социально-экономическому развитию данных субъектов Российской Федерации.
9. Иммиграция в Российскую Федерацию продолжает оказывать положительное влияние на демографическое и социально-экономическое развитие как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов. В 2007 - 2011 годах естественная убыль населения Российской Федерации была полностью замещена миграционным приростом, а в 2011-2015 годах миграционный прирост многократно превысил естественную убыль и обеспечил устойчивое увеличение численности населения Российской Федерации. В 2010 году численность внешних трудовых мигрантов составляла 1,6 млн человек и к 2016 году увеличилась до 1,8 млн, при этом численность рабочей силы в Российской Федерации за это время увеличилась на 1,5%, а уровень безработицы сократился с 7,3% в 2010 году до 5,5% в 2016 году.
10. Факторы устойчивого социально-экономического положения Российской Федерации, сохранения исторических и культурных связей народов стран Содружества Независимых Государств, взаимных безвизовых поездок граждан, учреждения Евразийского экономического союза позволяют Российской Федерации оставаться основным центром миграционного притяжения на постсоветском пространстве.
11. Принятые в 2012-2016 годах меры, направленные на повышение доступности российской системы высшего образования для иностранных студентов, позволили увеличить количество привлекаемых в образовательные организации иностранных студентов в 1,5 раза. На начало 2010/2011 учебного года численность иностранных студентов, обучавшихся в образовательных организациях высшего образования России, составляла 153,8 тыс. человек, а на начало 2015/2016 учебного года - 242,4 тыс. человек. Учитывая, что внутренняя и внешняя академическая миграция способствует стимулированию развития сферы высоких технологий, помогает распространять передовые методы управления и организации производства, а также способствует обмену опытом и приобретению необходимых компетенций, необходимо принятие дополнительных мер, направленных на создание условий для более активного привлечения в Российскую Федерацию иностранных педагогических и научных работников.
12. Привлечение иностранных работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. В этой связи необходимо совершенствование механизмов для эффективного использования национальных кадров и привлечения востребованных экономикой квалифицированных иностранных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
13. Система квотирования выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание, являющаяся в настоящее время единственным правовым инструментом сдерживания и регулирования численности привлекаемых иностранных граждан, имеющих в перспективе возможность получения гражданства Российской Федерации, нуждается в совершенствовании наряду с расширением перечня правовых инструментов сдерживания и регулирования миграционных потоков.
14. В современных условиях требуется создание нового механизма регулирования численности временно и постоянно проживающих иммигрантов, предусматривающих расширение полномочий субъектов Российской Федерации направленных на стимулирование проживания иммигрантов в трудонедостаточных регионах, регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, регионах Дальнего Востока и Байкальского региона.
15. Новая система регулирования численности временно проживающих иммигрантов должна обеспечивать получение разрешения на временное проживание в зависимости от наличия инфраструктуры для проживания, востребованности профессии на рынке труда, демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, легализацию трудовой и предпринимательской деятельности.
16. Миграционное законодательство Российской Федерации предопределяет дифференцированный подход к различным категориям мигрантов. Используется широкий диапазон мер профилактики правонарушений среди иммигрантов, способствующий их законному пребыванию (проживанию) в Российской Федерации и осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по регулированию внешней трудовой миграции.
17. Необходимо продолжать совершенствование порядка выдачи разрешений на временное проживание и видов на жительство, а также развивать действующие механизмы, направленные на привлечение в Российскую Федерацию внешних трудовых мигрантов, с учетом возможности выбора иностранными работниками подходящей работы до их выезда с территории постоянного проживания, а работодателями - подбора иностранных работников до их въезда на территорию Российской Федерации.
18. За последние годы существенно возросла угроза нежелательных внешних миграций. Так, неконтролируемый миграционный поток из стран Ближнего Востока в Европу, возникший в 2014 - 2015 годах, не только провоцирует масштабные негативные социально-экономические последствия в государствах назначения, но также обеспечивает прибытие в страны Западной и Северной Европы участников террористических организаций под видом вынужденных иммигрантов. При этом данный миграционный поток в перспективе способен затронуть Российскую Федерацию и близлежащие государства.
19. Вооруженные конфликты и смена политического руководства, в том числе в сопредельных с Российской Федерацией регионах, обусловили значительный миграционный поток на территорию Российской Федерации вынужденных иммигрантов. В этой связи необходимо совершенствование механизмов предоставления убежища на территории Российской Федерации в части недопущения злоупотребления иммигрантами правом на получение убежища, а также своевременного и эффективного реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан.
20. Миграционная ситуация, сложившаяся в европейских странах, в совокупности с принимаемыми европейскими государствами мерами по ужесточению миграционной политики свидетельствует о необходимости взвешенного подхода к пересмотру действующего в Российской Федерации порядка въезда иностранных граждан. В современных условиях требуется расширение перечня правовых инструментов сдерживания и регулирования миграционных потоков из стран с нестабильной общественно-политической и экономической обстановкой.
21. Вопросы одностороннего облегчения Российской Федерацией визового режима иностранным гражданам, в том числе при совершении краткосрочных поездок и (или) в пределах ограниченной территории, необходимо решать, исходя из приоритета национальной безопасности.
22. Сохраняются неблагоприятные тенденции внутренней миграции - низкая внутренняя мобильность и стабильный миграционный отток населения из восточных и северо-восточных регионов. В этой связи необходимо совершенствование действующих механизмов, направленных на стимулирование внутренней миграции в данные регионы.
23. Многообразие видов миграционных потоков обуславливает необходимость множественных вариантов политики адаптации и интеграции иммигрантов. Разработка различных моделей адаптации и интеграции является одним из наиболее актуальных направлений миграционной политики. К организации программ адаптации и интеграции необходимо привлечь все заинтересованные стороны (иммигрантов, бизнес-структуры, некоммерческие и неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.
24. Опыт стран, проводящих активную иммиграционную политику, показывает, что отсутствие действенных механизмов контроля и регулирования миграционных потоков способствует возникновению межнациональных конфликтов, формированию этнических анклавов, ухудшению социальной обстановки. Система управления миграционными потоками в Российской Федерации в интересах национальной безопасности должна включать в себя комплекс механизмов, позволяющих государству оперативно регулировать направление миграционных потоков, их интенсивность и структуру.
V. Основные направления миграционной политики
25. В области содействия развитию внутренней миграции:
а) обеспечение доступа внутренних мигрантов, незарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, к социальным, медицинским и иным видам услуг;
б) информирование населения Российской Федерации о возможностях трудоустройства в другой местности;
в) создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых мигрантов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, переселяющихся для трудоустройства на территории Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с низкой плотностью населения;
г) повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Байкальского региона, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;
д) предоставление государственной поддержки не только безработным гражданам, но и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, трудоустраивающимся за пределами места постоянного проживания по направлению органов службы занятости и членам их семей;
е) повышение размера государственной поддержки, предоставляемой на одного работника, привлеченного в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, до 1 миллиона рублей.
ж) совершенствование существующих механизмов государственной поддержки граждан Российской Федерации, желающих осуществлять трудовую деятельность за пределами места постоянного проживания в регионах, испытывающих дефицит рабочей силы, в субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
26. В области создания условий и стимулов для иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и отдельных категорий иммигрантов:
а) совершенствование механизмов иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
б) разработка критериев долгосрочной иммиграции (реэмиграции) в зависимости от цели въезда и пребывания в Российской Федерации;
в) создание привлекательных условий для осуществления иммигрантами (реэмигрантами) инвестиционной и предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
г) содействие иммиграции (реэмиграции) в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;
д) модернизация правовых институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство;
е) совершенствование законодательства в области гражданства в части возможности отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданных лицами, которые ранее как иностранные граждане или лица без гражданства были выданы Российской Федерацией по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора, а также в части отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации за совершение преступлений террористического и (или) экстремистского характера;
ж) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом.
27. В области совершенствования механизмов регулирования трудовой миграции:
а) развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
б) создание механизма организованного привлечения внешних временных трудовых мигрантов на рабочие места, которые невозможно укомплектовать местными работниками или внутренними трудовыми мигрантами;
в) совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации высококвалифицированных иностранных специалистов;
г) создание центров содействия внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования внешних трудовых мигрантов, в том числе за рубежом;
д) совершенствование механизма контроля репатриации или выезда в третьи страны внешних временных трудовых мигрантов по окончании трудовой деятельности в Российской Федерации.
28. В области содействия образовательной (учебной) миграции и поддержки академической миграции:
а) совершенствование правовых норм, определяющих условия для обучения в российских образовательных организациях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов;
б) создание и совершенствование благоприятных условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их адаптации, возможности их добровольного медицинского страхования, обеспечения безопасности;
в) содействие внутренней миграции, а также иммиграции (реэмиграции) специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;
г) организационное, информационное и финансовое содействие образовательным и научным организациям в реализации программ международной академической миграции и в привлечении зарубежных научных и педагогических работников на основе долгосрочных трудовых (гражданско-правовых) договоров;
д) создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных организациях начального профессионального образования в странах, обладающих наиболее интенсивными миграционными потоками, направленными в Российскую Федерацию;
е) разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их реэмиграции;
ж) содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации.
29. В области содействия адаптации и интеграции иммигрантов:
а) содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у иммигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
б) создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки иммигрантов, курсы изучения русского языка, истории и культуры, основ законодательства Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на адаптацию иммигрантов;
в) содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;
г) обеспечение доступа иммигрантов и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам путем совершенствования системы начисления страховых взносов или уплаты налогов и сборов иммигрантами или налоговыми агентами за них;
д) противодействие социальной исключенности иммигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
е) разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции иммигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-структур, общественных объединений;
ж) содействие развитию в государствах постоянного проживания иммигрантов механизмов добровольного медицинского страхования и приобретения полиса добровольного медицинского страхования, действующих на территории Российской Федерации.
30. В области противодействия незаконной миграции:
а) совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;
б) совершенствование системы государственного контроля (надзора) за въездом, пребыванием (проживанием) и осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе осуществляющими такую деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) развитие инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, в том числе оснащение ее техническими средствами, позволяющими своевременно выявлять и пресекать въезд незаконных мигрантов;
г) расширение перечня правовых инструментов сдерживания и регулирования миграционных потоков из стран с нестабильной общественно-политической и экономической обстановкой;
д) совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;
е) расширение перечня категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
ж) обеспечение эффективного механизма исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии;
з) разработка и реализация, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств, программ противодействия незаконной миграции, выявление каналов незаконной миграции;
и) усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
31. В области обеспечения выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных иммигрантов и вынужденных переселенцев:
а) создание комфортных условий для адаптации вынужденных иммигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
б) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству вынужденных переселенцев, обладающих соответствующим правовым статусом;
в) совершенствование системы предоставления убежища и временной защиты вынужденным иммигрантам на территории Российской Федерации;
г) создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными иммигрантами;
д) оказание содействия в репатриации вынужденных иммигрантов или возвращения в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;
е) предоставление вынужденным иммигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
ж) поддержание инфраструктуры объектов для временного размещения вынужденных иммигрантов;
з) разработка программ социальной поддержки вынужденных иммигрантов.
32. В области разработки механизмов реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан:
а) разработка межведомственного плана действий на случай экстренного массового прибытия иностранных граждан;
б) разработка механизмов пресечения злоупотребления иммигрантами, прибывающими в смешанных миграционных потоках, правом поиска убежища на территории Российской Федерации;
в) совершенствование системы выявления в миграционных потоках членов криминальных, террористических и экстремистских структур.
33. В области противодействия криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции:
а) совершенствование административных процедур в сфере миграции и порядка их выполнения, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение коррупционных факторов и рисков;
б) повышение качества предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе в электронном виде и на базе многофункциональных центров получения государственных и муниципальных услуг, а также миграционных центров;
в) обеспечение при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и исполнении административного законодательства в сфере миграции участия институтов гражданского общества.
VI. Международное сотрудничество
34. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции осуществляется по следующим направлениям:
а) расширение взаимодействия с международными организациями в сфере миграции и использование их потенциала;
б) реализация ратифицированных международных соглашений в части перемещения и трудоустройства граждан;
в) гармонизация и унификация миграционного законодательства Российской Федерации и применение информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;
г) формирование правовой базы сотрудничества с иностранными государствами с целью обмена информацией о миграционных потоках, представляющей взаимный интерес;
д) выработка единых подходов по вопросу реадмиссии граждан третьих государств, включая расходные обязательства сторон, в рамках международных организаций;
е) развитие многостороннего и двустороннего взаимодействия в сфере миграции в рамках международных организаций;
ж) заключение международных соглашений в сфере миграции, способствующих притоку иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
з) заключение международных соглашений с компетентными органами иностранных государств о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией;
и) заключение международных соглашений о приеме, возврате и транзитном проезде лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств (о реадмиссии);
й) заключение международных соглашений, предусматривающих довыездную подготовку иностранных работников, планирующих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации;
к) заключение международных соглашений о взаимном признании медицинских документов, в том числе об отсутствии инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
л) заключение международных соглашений о сдаче иностранными гражданами экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации на территории государства постоянного проживания.
VII. Формирование и реализация миграционной политики
35. Основные направления миграционной политики Российской Федерации, а также ее цели, принципы и задачи определяет Президент Российской Федерации.
36. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики Российской Федерации.
37. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции и обеспечивает проведение единой миграционной политики Российской Федерации.
38. Федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают меры по реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации.
39. Основные механизмы реализации миграционной политики Российской Федерации включают в себя:
а) совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизацию миграционного законодательства Российской Федерации и унификацию статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) реализацию задач миграционной политики Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ;
г) учет задач миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации;
д) реализацию субъектами Российской Федерации основных направлений миграционной политики Российской Федерации с учетом особенностей демографической ситуации на их территории и социально-экономического положения;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг миграционной ситуации в Российской Федерации и анализ влияния миграционных потоков на ее территории на демографические, социально-экономические и иные аспекты развития страны с целью корректировки мер, принимаемых для реализации миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции;
и) применение современных информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и внешней миграции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан проект новой Концепции миграционной политики России. Она является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на цели, принципы, задачи и основные направления деятельности России в сфере миграции.
Уточняются цели, принципы и задачи миграционной политики. Так, целями миграционной политики будут являться обеспечение национальной и общественной безопасности в России, комфортности и благополучия ее населения, содействие демографическому и социально-экономическому развитию страны, а также обеспечение миграционного притока населения на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона.
В перечень основополагающих принципов политики включаются в т. ч. защита национальных интересов и обеспечение безопасности России; защита интересов граждан России; поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также исторически сложившегося в Российском государстве национально-религиозного баланса.
Миграционная политика направлена на решение следующих задач. Это, в частности, обеспечение выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных иммигрантов и вынужденных переселенцев; разработка механизмов реагирования на ситуации, связанные с экстренным массовым прибытием иностранных граждан; противодействие криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.
Определяются условия формирования и реализации миграционной политики, ее основные направления. Уделено внимание международному сотрудничеству в сфере миграции. Рассмотрены вопросы формирования и реализации миграционной политики.