Проект Федерального закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.12.2018 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов
1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования выбросов парниковых газов в Российской Федерации.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание условий для сокращения выбросов парниковых газов с учетом необходимости обеспечения экономического развития Российской Федерации на устойчивой основе и в соответствии с международными обязательствами.
3. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением государственного регулирования выбросов парниковых газов в Российской Федерации, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) изменение климата - изменение климата, которое прямо или косвенно обусловлено деятельностью человека, вызывающей изменения в составе атмосферы, и влияет на естественные колебания климата, наблюдаемые на протяжении сопоставимых периодов времени;
2) парниковые газы - газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;
3) выбросы парниковых газов - поступление парниковых газов в атмосферу от антропогенного источника;
4) накопитель парникового газа - компонент или компоненты климатической системы, в которых происходит накопление парникового газа;
5) поглощение парниковых газов - любой процесс, вид деятельности, в результате осуществления которых происходит абсорбция парникового газа из атмосферы";
6) государственное регулирование выбросов парниковых газов - деятельность государства, направленная на регулирование выбросов парниковых газов путем учета и систематизации сведений об объемах выбросов парниковых газов, планирования, установления целевых показателей выбросов парниковых газов, стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по осуществлению мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение поглощения парниковых газов их поглотителями;
7) источник выбросов парниковых газов - любой объект, из которого в атмосферу поступает парниковый газ;
8) инвентаризация выбросов парниковых газов - поэтапный процесс, включающий выбор метода оценки, сбор данных о деятельности хозяйствующих субъектов, коэффициентов выбросов парниковых газов и других параметров, необходимых для расчета выбросов парниковых газов, оценку их выбросов, контроль и обеспечение качества расчета выбросов парниковых газов;
9) мониторинг выбросов парниковых газов - мероприятия по осуществлению систематического определения, учета объема выбросов парниковых газов;
10) верификация отчета о выбросах парниковых газов - проверка и подтверждение аккредитованной в установленном порядке организацией правильности сведений об объемах выбросов парниковых газов, содержащихся в отчете о выбросах парниковых;
11) требования к проектам (проектные требования) - требования к подготовке и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов;
12) единица сокращения выбросов парниковых газов - единица измерения, применяемая для расчета сокращения выбросов парниковых газов, равная 1 тонне СО2-эквивалента;
13) единица поглощения парниковых газов - единица измерения, применяемая для расчета поглощения парниковых газов, равная 1 тонне СО2-эквивалента;
14) операции с единицами сокращения выбросов парниковых газов - выполняемые в соответствии с международными требованиями и требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, действия, связанные с введением в обращение, хранением, передачей, приобретением единиц сокращения выбросов парниковых газов;
15) разрешение на выбросы парниковых газов - документ, определяющий объем выбросов парниковых газов, установленный для юридического лица или индивидуального предпринимателя;
16) инициатор проекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, инициирующие и (или) реализующие проект, направленный на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение поглощения парниковых газов в соответствии с настоящим Федеральным законом;
17) государственный учет выбросов парниковых газов - федеральная система учета, содержащая данные об объемах выбросов парниковых газов, установленных разрешений на выбросы парниковых газов, проектах, направленных на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов;
18) адаптация к изменениям климата - комплекс мер, направленных на повышение защищенности экологических систем, экономики, населения, государственных институтов и инфраструктуры государства от неблагоприятного фактического или ожидаемого воздействия климата или его последствий либо позволяющих использовать благоприятные возможности таких воздействия и последствий;
19) целевой показатель выбросов парниковых газов - предельно допустимый уровень выбросов парниковых газов, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на определенный период времени.
Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВЫБРОСОВ И ПОГЛОЩЕНИЙ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Статья 3. Методы государственного регулирования выбросов парниковых газов
Государственное регулирование выбросов парниковых газов включает в себя:
1) установление целевых показателей выбросов парниковых газов для Российской Федерации и по секторам экономики;
2) установление общих требований к хозяйственной и (или) иной деятельности в целях сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения;
3) установление разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, на которых распространяется государственное регулирование выбросов парниковых газов (далее - хозяйствующие субъекты);
4) установление экономических механизмов регулирования в области выбросов парниковых газов, в том числе механизма передачи единиц сокращения выбросов парниковых газов.
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования выбросов парниковых газов
Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования выбросов парниковых газов:
1) утверждает перечень парниковых газов, в отношении которых применяются меры государственного регулирования;
2) устанавливает предельные показатели объема выбросов парниковых газов на определенный промежуток времени для отдельных отраслей экономики;
3) утверждает критерии определения хозяйствующих субъектов, на которых распространяется государственное регулирование выбросов парниковых газов;
4) утверждает порядок установления и распределения разрешений на выбросы парниковых газов, а также критерии, в соответствии с которыми устанавливаются указанные разрешения на выбросы парниковых газов для хозяйствующих субъектов;
5) утверждает порядок и сроки предоставления хозяйствующими субъектами отчетов о выбросах парниковых газов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также порядок проверки указанных отчетов уполномоченным федеральным органом государственной власти;
6) определяет случаи и порядок проведения верификации отчетов хозяйствующими субъектами о выбросах парниковых газов и отчетов о реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и (или) на увеличение поглощения парниковых газов;
7) устанавливает требования к организации и проведению операций с единицами сокращения и поглощения выбросов парниковых газов;
8) утверждает ставки сбора за выбросы парниковых газов, а также порядок взимания сбора за выбросы парниковых газов (включая порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора);
9) устанавливает порядок организации и функционирования государственного учета выбросов и поглощений парниковых газов;
10) утверждает правила применения механизмов зачета сокращения выбросов парниковых газов за счет выполнения проектов, направленных на сокращение и увеличение поглощения парниковых газов;
11) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования выбросов парниковых газов.
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования выбросов парниковых газов
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с установленной компетенцией осуществляют следующие полномочия в сфере государственного регулирования парниковых газов:
1) установление и распределение разрешений на выбросы парниковых газов хозяйствующим субъектам;
2) утверждение методик количественного определения выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами;
3) утверждение требований к составу документов и формам отчетности о выбросах парниковых газов;
4) утверждение требований к проектам, направленным на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощения парниковых газов;
5) установление требований к аккредитации деятельности по верификации отчетов о выбросах парниковых газов и реализации проектов по сокращению выбросов и проектов по абсорбции на соответствие проектным требованиям;
6) проведение государственного учета выбросов и поглощений парниковых газов;
7) организация индикативного целеполагания и планирования уровня выбросов парниковых газов, а также мониторинг достижения и корректировки указанных целей, выполнение оценок и прогнозов выбросов парниковых газов на долгосрочный период и подготовка предложений по установлению целей по объему выбросов парниковых газов на основе полученных оценок и прогнозов;
8) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования выбросов парниковых газов
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с регулированием выбросов парниковых газов относятся разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области регулирования выбросов парниковых газов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Государственный учет выбросов парниковых газов
1. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в рамках Государственной системы учета выбросов парниковых газов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти посредством создания и обеспечения функционирования подсистем:
мониторинга и отчетности о выбросах парниковых газов;
государственного реестра проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения;
государственного учета установленных разрешений на выбросы парниковых газов;
государственного реестра единиц сокращения выбросов парниковых газов.
2. Задачами Государственной системы учета выбросов парниковых газов являются:
обеспечение мониторинга выбросов парниковых газов;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) отчетов хозяйствующих субъектов о выбросах парниковых газов;
анализ полученной информации в целях мониторинга достижения установленных целевых показателей парниковых газов и прогноз выбросов парниковых газов;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, граждан информацией о выбросах парниковых газов.
3. Информация, включаемая в Государственную систему учета выбросов парниковых газов, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе мер по адаптации к изменению климата.
4. Информация, включенная в Государственную систему учета выбросов парниковых газов, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Порядок ведения подсистем Государственной системы учета выбросов парниковых газов устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Требования к хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которой образуются выбросы парниковых газов
Хозяйствующие субъекты, на которые распространяется государственное регулирование выбросов парниковых газов, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:
проводят количественное определение выбросов парниковых газов в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
представляют отчет о выбросах парниковых газов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации;
уплачивают сбор за выбросы парниковых газов в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов;
планируют и осуществляют мероприятия по сокращению, поглощению выбросов парниковых газов.
Статья 9. Права хозяйствующих субъектов в области регулирования парниковых газов
Хозяйствующие субъекты, на которые распространяется государственное регулирование выбросов парниковых газов, вправе:
осуществлять проекты по сокращению выбросов парниковых газов или увеличению поглощения парниковых газов;
передавать или приобретать единицы сокращения выбросов парниковых газов, в том числе полученные в результате осуществления проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Статья 10. Основные принципы реализации экономических механизмов в области регулирования парниковых газов
Основными принципами применения экономических механизмов в области регулирования парниковых газов являются:
стимулирование деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения с учетом необходимости обеспечения экономического развития Российской Федерации;
развитие рыночных механизмов обращения единиц сокращения выбросов парниковых газов, в том числе полученных в результате осуществления проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов;
платность выбросов парниковых газов сверх установленных разрешений на выбросы парниковых газов.
Статья 11. Экономическое стимулирование деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения
1. Экономическое стимулирование деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения осуществляется посредством:
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения;
предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Меры экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Проектная деятельность по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения
1. Проект по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения осуществляется на территории Российской Федерации.
2. Проект по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения реализуется в сферах хозяйственной деятельности, определенных Правительством Российской Федерации.
3. Проектом по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения не может считаться обычная хозяйственная деятельность инициатора проекта, не влекущая дополнительного сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения.
4. Инициатор проекта осуществляет мониторинг за ходом реализации проекта. Инициатор проекта уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале реализации проекта, приостановлении реализации проекта.
5. Отчеты о реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения подлежат верификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Верификация отчетов о реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере аккредитации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Единицы сокращения и (или) поглощения выбросов парниковых газов, достигнутые в результате реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения, отражаются в отчетности, представляемой инициатором проекта в соответствии с настоящим Федеральным законом, и отражаются в Государственном реестре единиц сокращения выбросов парниковых газов.
8. Порядок подготовки и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения (включая порядок уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти о начале реализации проекта, требования к составу проектной документации, порядок и форма отчетов о реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов (или) увеличению их поглощения) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 13. Организация и проведение операций с единицами сокращения выбросов парниковых газов
1. Передача и приобретение единиц сокращения выбросов парниковых газов, полученных в том числе в результате реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения, осуществляется хозяйствующими субъектами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Операции по реализации единиц сокращения выбросов и (или) единиц поглощения выбросов парниковых газов являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и подлежат отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Определение налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с единицами сокращения выбросов парниковых газов и (или) единицами поглощения парниковых газов осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 14. Разрешения на выбросы парниковых газов
1. На основании целевых показателей по выбросам парниковых газов в Российской Федерации и в соответствии с критериями, определенными Правительством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются разрешения на выбросы парниковых газов для хозяйствующих субъектов.
2. В случае превышения разрешений на выбросы парниковых газов в результате хозяйственной и (или) иной деятельности с хозяйствующих субъектов взимается сбор за выбросы парниковых газов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Информация о передаче и приобретении единиц сокращения (поглощения), а также о выданных разрешениях на выбросы парниковых газов вносится в Государственную систему учета выбросов парниковых газов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Сбор за выбросы парниковых газов
1. Сбор за выбросы парниковых газов является неналоговым доходом федерального бюджета.
2. Сбор за выбросы парниковых газов не уплачивается за выбросы парниковых газов в пределах разрешений, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сбора за выбросы парниковых газов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Глава IV. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ВЫБРОСОВ И ПОГЛОЩЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Статья 16. Информационное обеспечение в области регулирования выбросов парниковых газов
В целях информирования населения об изменении климата и его неблагоприятных последствиях, о роли и важности наземных и морских экосистемах поглотителей и накопителей парниковых газов осуществляется распространение знаний о климатической системе, ее безопасности и способах ее стабилизации. Информирование населения об изменении климата осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, иными юридическими лицами.
Статья 17. Подготовка руководителей организаций и специалистов
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая приводит к выбросам парниковых газов, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды, климата, экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, климата и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая приводит к выбросам парниковых газов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 18. Международное сотрудничество в области сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения
1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в решении вопросов регулировании выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"
Дополнить статью 2 Федерального закона от 4 мая 1997 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.2222; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, 6732) пунктом 5 следующего содержания:
"5. Отношения, возникающие в области государственного регулирования выбросов парниковых газов, регулируются законодательством о государственном регулировании выбросов парниковых газов".
Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Дополнить статью 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359) пунктом 8 следующего содержания:
"8. Отношения, возникающие в области государственного регулирования выбросов парниковых газов, регулируются законодательством о государственном регулировании выбросов парниковых газов".
Статья 21. Вступление в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу.
2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.
3. Абзац четвертый статьи 8, статья 14 и статья 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.