Доработанный текст проекта Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России от 23.11.2018)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов и правовой защиты капиталовложений и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении инвестиций на территории Российской Федерации на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в целях реализации проектов в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых (за исключением добычи сырой нефти и природного газа (не включая проекты по сжижению природного газа)), обрабатывающего производства (за исключением производства табачных изделий, алкогольной продукции и производства жидкого топлива, кроме производства жидкого топлива из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений, строительства, транспортировки и хранения, деятельности в области информации и связи, деятельности гостиниц, деятельности по предоставлению услуг в сфере туризма, деятельности в области здравоохранения, в том числе проектов, предполагающих производство продукции двойного назначения (в соответствии с утвержденными в установленном порядке классификационными группировками видов экономической деятельности).
3. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовое положение сторон в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Статья 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений
1. Законодательные акты и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений основываются на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоят из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Федеральные законы, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, применяются к соглашениям о защите и поощрении капиталовложений в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
3. К имущественным правам и обязанностям сторон соглашений о защите и поощрении капиталовложений в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) инвестор - физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, или юридическое лицо, осуществляющее финансирование проекта (включая вложение собственных инвестиций) и организующее управление проектом либо реализующее проект;
2) проект - инвестиционный проект или экологический проект, реализуемый на территории Российской Федерации в сферах экономической деятельности, определенных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
3) инвестиционный проект - комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий по созданию, модернизации и (или) освоению производства и реализации товаров (включая не предназначенные для реализации третьим лицам промежуточную продукцию, продукцию частичной готовности, полуфабрикаты) и (или) выполнению работ и (или) оказанию услуг, и (или) созданию, модернизации и (или) реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры и (или) созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности;
4) экологический проект - комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий по созданию, модернизации и (или) реконструкции и эксплуатации объектов с целью предотвращения или минимизации негативного влияния хозяйственной деятельности инвестора (организации, реализующей проект) на окружающую среду или восстановление экосистемы;
5) продукция проекта товары, работы, услуги и (или) объекты интеллектуальной собственности, производимые в результате реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений;
6) организация, реализующая проект, - инвестор или контролируемое инвестором юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе организация, специально созданная инвестором для реализации проекта), выпускающее (планирующая выпуск) продукцию проекта (понятие "контролирующее лицо" здесь и далее используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства");
7) соглашение о защите и поощрении капиталовложений - соглашение между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и инвестором о реализации проекта и гарантировании стабильности условий реализации проекта, заключенное в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом;
8) собственные инвестиции - денежные средства инвестора, передаваемые в собственность организации, реализующей проект (за исключением предоставления займов), и (или) денежные средства из чистой прибыли инвестора, предназначенные для реализации проекта (если инвестор является организацией, реализующей проект), кроме средств, предоставляемых инвестору и (или) организации, реализующей проект, непосредственно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или через институты развития, и выручки от реализации продукции проекта;
9) реинвестирование - инвестирование денежных средств и иного имущества инвестора (организации, реализующей проект), полученных (приобретенных) за счет прибыли от реализации проекта, в отношении которого было заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, в иной проект, реализуемый на территории Российской Федерации, в том числе инвестиционные проекты, не подпадающие под регулирование настоящего Федерального закона;
10) общий бюджет проекта - имущество, которое используется инвестором для реализации проекта на территории Российской Федерации, в частности, движимое и недвижимое имущество, а также любые имущественные права, включая акции, облигации, другие ценные бумаги, а также вклады и иные формы участия, права требования по денежным средствам или любым услугам, имеющим экономическую ценность, права на интеллектуальную собственность, права на разведку, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов;
11) механизм возвратного налогового финансирования - возмещение затрат инвестора (организации, реализующей проект), понесенных в связи с реализацией проекта, в форме предоставления субсидии за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме, не превышающем суммы налогов, уплаченных в рамках реализации проекта;
12) организация с государственным участием - государственная корпорация (а также организации корпорации), государственная компания, иное юридическое лицо с долей участия Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале более пятидесяти процентов, и (или) дочерние общества указанных юридических лиц, институт развития;
13) соинвестор - привлеченное инвестором к софинансированию физическое или юридическое лицо, в том числе кредитная организация, лизинговая компания, хозяйственное партнерство, фонд, включая специализированный иностранный суверенный фонд, российский или иностранный инвестиционный фонд, негосударственный пенсионный фонд, а также инвестиционное товарищество, паевой инвестиционный фонд.
Глава II. Гарантии инвестиционной деятельности в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Статья 4. Принципы инвестиционной деятельности в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений
1. В Российской Федерации гарантируются равные права лиц на осуществление инвестиционной деятельности в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением соглашения о защите и поощрении капиталовложений, основываются на признании свободы волеизъявления сторон, соблюдении баланса прав и законных интересов сторон, добросовестном исполнении сторонами обязательств по соглашению о защите и поощрении капиталовложений.
3. Стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе соглашения о защите и поощрении капиталовложений и в определении любых не противоречащих законодательству Российской Федерации условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Каждая сторона соглашения о защите и поощрении капиталовложений вправе участвовать в выработке соответствующих ее интересам условий соглашения и самостоятельно принимать решение о вступлении в правоотношения в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Российская Федерация и субъект Российской Федерации руководствуются принципом инвестиционного приоритета, в соответствии с которым государственная поддержка инвестиционным проектам, реализуемым в рамках государственных программ с максимальным привлечением частных инвестиций, оказывается в приоритетном порядке.
4. Стороны соглашения о защите и поощрении капиталовложений устанавливают взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по указанному соглашению каждой из сторон на основании справедливого взаимного распределения между ними рисков и обязательств в рамках соглашения.
Статья 5. Стабильность условий реализации проекта
1. С момента вступления в силу соглашения о защите и поощрении капиталовложений и в течение срока его действия в отношении организации, реализующей проект, не применяются принятые после даты вступления в силу соглашения о защите и поощрении капиталовложений акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и изменения в указанные акты, в том числе акты, принятые на основании международных договоров Российской Федерации, которые регулируют производственную и иную хозяйственную деятельность в сфере реализации проекта, включая акты, регулирующие обязательные платежи и сборы, лицензирование и сертификацию, использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, акты в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, и ухудшают условия реализации проекта, вследствие установления для организации, реализующей проект, и (или) инвестора дополнительных обязанностей, введения ограничения и (или) запрета реализации прав, приобретаемых и (или) осуществляемых в рамках реализации проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с правами и обязанностями, установленными на момент заключения соглашения.
Положения актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, изменяющие налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога, вводящие новые и (или) обязательные сборы, взамен указанных налогов, а также положения актов, изменяющие сроки уплаты налога на добавленную стоимость, для организации, реализующей проект, в части правоотношений, связанных с выполнением соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не применяются до окончания налогового периода по соответствующему налогу, в котором по любому основанию прекратилось действие соглашения о защите и поощрении капиталовложений, при условии, что такие положения приняты после даты заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2. Гарантии стабильности условий реализации проекта, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации или на федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. В рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений Российская Федерация и субъект Российской Федерации не предоставляет инвестору гарантий и компенсацию убытков, понесенных им вследствие факторов коммерческого характера, обычных для инвестиционных проектов, таких как изменение спроса на продукцию проекта, изменение валютного курса, процентных ставок, изменение ликвидности, инфляция, а также катастроф природного или техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность инвесторов и Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации по реализации проекта.
4. Гарантии стабильности условий реализации проекта, отвечающего требованиям настоящего Федерального закона, предоставляются инвестору на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, включая проекты, реализация которых осуществляется при содействии Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) в предусмотренных законодательством формах, в том числе на основании:
1) специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной политике;
2) соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве;
3) концессионного соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
4) соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации;
5) договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в свободной экономической зоне;
6) соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в особой экономической зоне.
7) на основании включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов, в отношении проекта, признаваемого региональным инвестиционным проектом в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации.
5. К отношениям сторон соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенным в соответствии положениями части 4 настоящей статьи, положения о стабильности условий реализации проекта поименованных законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, применяются в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Правовая защита капиталовложений
1. Споры, возникающие между сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, связанные с исполнением, прекращением, а также определения недействительности соглашения о защите и поощрении капиталовложений должны разрешаться путем проведения переговоров.
2. Если спор между сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений не будет разрешен в течение шести месяцев с даты, когда одна из сторон обратится с просьбой провести переговоры, и (или) в рамках процедуры досудебного урегулирования, то такой спор может быть передан по инициативе любой из сторон на рассмотрение суда, арбитражного суда, если в соответствии с условиями соглашения о защите и поощрении капиталовложений сторонами не предусмотрена передача спора в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением.
Глава III. Заключение и исполнение соглашений о защите и поощрении капиталовложений Российской Федерацией
Статья 7. Условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Соглашением о защите и поощрении капиталовложений устанавливаются взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2. Сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений являются инвестор, Российская Федерация и субъект Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта.
От имени Российской Федерации соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключает Правительство Российской Федерации в лице уполномоченного должностного лица. От имени субъекта Российской Федерации соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключает высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного должностного лица.
Вместе с указанными лицами стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений также может быть организация, реализующая проект, соинвестор.
Допускается множественность лиц на стороне инвестора в случае объединения несколькими инвесторами средств для осуществления совместного инвестирования в проект, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
В случае, если проект реализуется на территории нескольких субъектов Российской Федерации, стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений вправе стать все субъекты Российской Федерации, причем отказ какого-либо из субъектов Российской Федерации не может служить основанием для незаключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
3. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений должно содержать следующие существенные положения:
1) объект (объекты) инвестиционной деятельности;
2) обязательство инвестора вложить собственные инвестиции в проект в объеме и сроки, установленные соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
3) обязательство инвестора профинансировать и реализовать проект в сроки и на условиях, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
4) общий бюджет проекта;
5) обязательства Российской Федерации в случае необеспечения стабильности условий реализации проекта компенсировать инвестору убытки, причиненные вследствие исполнения организацией, реализующей проект, актов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
6) порядок представления инвестором информации об исполнении обязательств по соглашению;
7) срок действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
8) положения об ответственности сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
9) иные условия, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом или которые стороны соглашения о защите и поощрении капиталовложений определят в качестве существенных.
4. Поскольку иное не установлено соглашением о защите и поощрении капиталовложений инвестор имеет право привлекать для реализации проекта третьих лиц, в том числе лиц, входящих с ним в одну группу лиц, консолидированную группу налогоплательщиков, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5. Поскольку иное не установлено соглашением о защите и поощрении капиталовложений инвестор имеет право привлекать для финансирования проекта третьих лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом установленных ограничений.
Привлеченные инвестором соинвесторы осуществляют финансирование проекта любым не противоречащим законодательству Российской Федерации способом с учетом требований федеральных законов, регулирующих деятельность таких лиц.
Отношения по исполнению обязательств инвестора и соинвесторов, связанных с финансированием и (или) реализацией проекта, регулируются отдельными договорами (контрактами), заключенными с инвестором.
6. С согласия Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, являющимися сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, инвестор имеет право использовать имущественные права, предоставленные в соответствии с указанным соглашением, в целях обеспечения исполнения своих обязательств по сделкам, совершаемым в связи с реализацией проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
7. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть заключено в отношении проекта, цены на продукцию которого регулируются на основании регуляторного контракта в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) либо в отношении которого в соответствии с регуляторным контрактом устанавливаются особенности технологического присоединения к сетям электро-, тепло- и газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в части сроков реализации, параметров расчета платы за присоединение инфраструктуры проекта.
В случае если сторона соглашения о защите и поощрении капиталовложений является стороной регуляторного контракта, то последний будет являться неотъемлемой частью соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
8. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, устанавливающее обязательства инвестора (организации, реализующей проект) по осуществлению капиталовложений в объекты транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, инфраструктуры информации и связи, объекты электроэнергетики, необходимые для реализации проекта и предназначенные для общего пользования, в экологический проект, по привлечению средств третьих лиц для финансирования проекта, может устанавливать встречные обязательства Российской Федерации по возмещению указанных затрат в рамках механизма возвратного налогового финансирования, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
9. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные существенные положения соглашения о защите и поощрении капиталовложений с учетом особенностей реализации проектов в сферах, определенных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного в отношении проекта, реализующегося при содействии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, организации с государственным участием
1. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проекта, реализуемого с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, организации с государственным участием, заключается с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Решение об участии в реализации проекта путем предоставления и (или) использования государственного имущества, совместного инвестирования в основной капитал, объединения ресурсов и (или) распределении рисков принимается Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством, регулирующим соответствующие отношения.
Положения настоящего Федерального закона о порядке заключения, изменения, расторжения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, рассмотрения споров между сторонами к соглашениям, заключенным в соответствии положениями пунктов 1-3 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, применяются с учетом особенностей, установленных актами законодательства Российской Федерации, поименованными в пунктах 1-3 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
3. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений оформляет единым соглашением предоставление инвестору (организации, реализующей проект) мер финансовой поддержки в случае, если Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации принято решение о предоставлении мер государственной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерацией или субъекта Российской Федерации.
Решение о предоставлении мер государственной поддержки проекта принимается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации в соответствии с принципом инвестиционного приоритета, при этом в доле финансирования проекта за счет средств инвесторов не учитывается финансирование организациями с государственным участием.
Единое соглашение в части предоставления мер государственной поддержки подписывается должностными лицами, уполномоченными на подписание соглашений о предоставлении субсидий нормативными правовыми актами.
4. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, предусматривающее предоставление мер государственной поддержки в соответствии с единым соглашением, должно соответствовать требованиям бюджетного законодательства и предусматривать следующие условия:
1) перечень и сроки осуществления мероприятий, направленных на реализацию проекта;
2) характеристики продукции проекта;
3) обязательства по достижению определенных показателей при реализации проекта, включая обязательства по объемам и номенклатуре производства и реализации продукции проекта, технологическим, экологическим и иным требованиям к продукции проекта, соответствующих предоставляемым мерам государственной поддержки;
4) порядок, основания и последствия досрочного прекращения соглашения о защите и поощрении капиталовложений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по реализации проекта.
4. Организации с государственным участием, выступая на стороне Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, вправе принять на себя в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений обязательства по предоставлению организации, реализующей проект, имущества, финансированию и иных форм участия в реализации проекта, включая обязательства по технологическому присоединению к объектам инфраструктуры, приобретению и (или) обеспечению приобретения третьими лицами продукции проекта.
5. Организации с государственным участием и их дочерние общества участвуют в соглашении о защите и поощрении капиталовложений в качестве инвестора при условии, что проект реализуется совместно с инвестором (соинвестором), не являющимся организацией с государственным участием, и принявшим на себя солидарно обязательства по финансированию и реализации проекта в соответствии с условиями соглашения о защите и поощрении капиталовложений, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
Собственные инвестиции организации с государственным участием вносятся в проект за счет чистой прибыли по итогам отчетного года и (или) сформированных целевых фондов, привлеченных на цели финансирования инвестиционных программ заемных средств, дополнительной эмиссии акций.
Статья 9. Порядок заключения, изменения и прекращения соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Инвестор, инициирующий заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, вправе подать декларацию о реализации проекта (заявление) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности. Декларация о реализации проекта (заявление), общий бюджет которого составляет не более 10 миллиардов рублей и реализация которого планируется на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть подано инвестором в уполномоченный высшим исполнительным орган субъекта Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть заключено в отношении проектов, на момент подачи декларации о реализации проекта соответствующих следующим условиям:
1) сфера реализации проекта соответствует сферам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) общий бюджет проекта составляет не менее 10 миллиардов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлены иные требования к общему бюджету проекта с учетом особенностей реализации проектов в сферах, определенных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
3) финансовое обеспечение реализации проекта осуществляется полностью или частично за счет средств инвестора, при этом объем собственных инвестиций составляет не менее 3 миллиардов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлены иные требования к объему собственных инвестиций с учетом особенностей реализации проектов в сферах, определенных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) инвестором в соответствии с установленным законодательством и его внутренними документами порядке не принято решение о начале реализации проекта в форме инвестиций в основной капитал (за исключением финансирования стадии изысканий и проектирования, а также вложений в создание (приобретение) результатов интеллектуальной деятельности).
3. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений не может быть заключено с инвестором, являющимся иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в государствах и территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и (или) контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или инвестором - российским юридическим лицом, в котором такие юридические лица имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном (складочном) капитале.
4. Сопровождение инвестиционной деятельности в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений организуется по принципу "одного окна", в соответствии с которым инвестор при реализации прав и исполнении обязательств, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений, обращается в единый уполномоченный орган государственной власти в связи с отношениями по заключению соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предоставлению отчетности и обмену информацией.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, разрабатывает проект соглашения о защите и поощрении капиталовложений на основании примерных форм, утвержденных Правительством Российской Федерации, и организует заключение соглашения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Проекты, в отношении которых заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений, подлежат включению в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сведения о заключенных соглашениях о защите и поощрении капиталовложений размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению о защите и поощрении капиталовложений третьему лицу с согласия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения, при условии, что такое лицо отвечает требованиям, предъявляемым к инвестору в соответствии с настоящим Федеральным законом и оно располагает достаточными финансовыми и техническими ресурсами, а также опытом предпринимательской деятельности, необходимыми для исполнения соответствующих обязательств инвестора по соглашению о защите и поощрении капиталовложений.
8. Условия заключенного соглашения о защите и поощрении капиталовложений сохраняют силу в течение всего срока его действия и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть изменено или прекращено в любое время по соглашению сторон.
10. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть изменено по требованию инвестора в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения. Перечень указанных обстоятельств устанавливается соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
11. Подготовка, заключение и изменение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в результате реализации которых иностранным инвестором или группой лиц устанавливается контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, и (или) приобретаются иные права в отношении такого общества, требующие предварительного согласования в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57 - ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства", осуществляются в порядке, предусмотренном данным законом.
Статья 10. Срок соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов заключается сроком на 6 лет, если объем собственных инвестиций не превышает 30 миллиардов рублей, и 12 лет в отношении проектов, объем собственных инвестиций в который составляет 30 и более миллиардов рублей. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов, период инвестирования в основной капитал по которым превышает 6 лет, вне зависимости от объема собственных инвестиций заключается сроком на 18 лет.
При этом в указанный срок не входит год, в котором было заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
2. Срок действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений может быть продлен на 6 лет при условии, что инвестор принял обязательства по реинвестированию доходов по проекту в объеме не менее 1 миллиарда рублей в течение указанного периода.
Статья 11. Компенсация ущерба сторонам соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по соглашению о защите и поощрении капиталовложений стороны несут ответственность в виде возмещения реального ущерба в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2. В случае одностороннего отказа стороны соглашения о защите и поощрении капиталовложений от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений по причинам, не связанным с нарушением соглашения о защите и поощрении капиталовложений другими сторонами, сторона, отказавшаяся от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, обязана возместить другим сторонам реальный ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в порядке и размере, установленном соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
3. В случае совместного причинения убытков Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации обязаны компенсировать реальный ущерб инвестора соразмерно доле каждого в неисполненном или ненадлежаще исполненном обязательстве, поскольку иное не установлено соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
4. В случае причинения убытков инвестору в результате необеспечения Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона стабильности условий реализации проекта, применимых к реализации проекта в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений, Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации компенсирует инвестору и (или) соинвестору - стороне соглашения о защите и поощрении капиталовложений причиненный реальный ущерб за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с условиями соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
5. В случае получения от стороны соглашения о защите и поощрении капиталовложений уведомления о причинении ущерба, Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации вправе предложить сторонам соглашения такие изменения в условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений, что в результате организация, реализующая проект, будет поставлена в положение, в котором она находилась бы, если бы обязательства были исполнены Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации надлежащим образом, включая изменение срока соглашения, обязательств инвестора и (или) организации, реализующей проект, по финансированию и реализации проекта (за исключением обязательств по внесению собственных средств), по производству и реализации продукции проекта, по технологическим и иным требованиям к продукции проекта, а также собственным обязательствам Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации. В случае отказа инвестора от изменения соглашения о защите и поощрении капиталовложений ущерб возмещается в соответствии с положениями статьи 6 настоящего Федерального закона.
6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения инвестором обязательств, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений, либо его отказа от исполнения обязательств по соглашению о защите и поощрении капиталовложений по причинам, не связанным с неисполнением Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации обязательств в рамках соглашения, Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации вправе в судебном порядке отказаться от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений и потребовать возмещения инвестором реального ущерба в порядке и пределах, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений. В расчет размера реального ущерба включается сумма денежных средств, не уплаченных организацией, реализующей проект, и (или) инвестором в связи предоставления стабильности условий реализации проекта.
В случае множественности лиц на стороне инвестора указанные лица несут ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по финансированию и (или) реализации проекта соразмерно доле каждого лица в обязательстве по вложению в проект инвестиций, если иное не установлено соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
Наличие требований налогового и (или) таможенного органа об уплате организацией, реализующей проект, налогов, сборов, пеней, процентов и штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, не признается само по себе нарушением условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений. В случае предъявления Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации к организации, реализующей проект, требований о возмещении ущерба в связи с нарушением ею обязательств по соглашению о защите и поощрении капиталовложений, из общей суммы ущерба исключается сумма налогов, сборов, уплаченная организацией, реализующей проект по требованию налогового органа и (или) таможенного органа в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле на момент предъявления требования о возмещении реального ущерба.
Статья 11. Расторжение соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Российская Федерация вправе в судебном порядке отказаться от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений без возмещения ущерба сторонам соглашения в следующих случаях:
1) принятие судом решения о признании инвестора и (или) организации, реализующей проекты, несостоятельным (банкротом);
2) если продолжение реализации проекта может привести к нарушению основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть расторгнуто досрочно по требованию инвестора в судебном порядке без применения мер ответственности, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений и (или) настоящим Федеральным законом, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения. Перечень указанных обстоятельств устанавливается соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
3. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть расторгнуто досрочно по требованию одной из сторон в судебном порядке без применения мер ответственности, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений и (или) настоящим Федеральным законом, в случае невозможности его исполнения по причинам, не зависящим от воли сторон.
Поскольку иное не установлено условиями соглашения о защите и поощрении капиталовложений, к таким обстоятельствам относятся, в том числе, введение влияющих на реализацию проекта торговых ограничений, ограничительных мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, таможенного контроля при ввозе товаров для реализации проекта в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, санкций в отношении Российской Федерации, в отношении резидентов Российской Федерации, санкций, введенных Российской Федерацией в отношении других стран.
5. Поскольку иное не установлено соглашением о защите и поощрении капиталовложений, исполнение обязательств Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации по гарантированию стабильности условий реализации проекта, обусловлено исполнением обязательств инвестором.
В случае неисполнения инвестором обязательства по внесению собственных инвестиций в установленный соглашением о защите и поощрении капиталовложений срок, Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации вправе в судебном порядке отказаться от исполнения обязательства, предусмотренного статьей 5 настоящего Федерального закона, и потребовать возмещения реального ущерба.
6. В случае передачи инвестором прав и обязанностей по соглашению о защите и поощрении капиталовложений третьему лицу или использования имущества в качестве залога без согласия Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предусмотренного, соответственно, частью 6 статьи 7 или частью 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации вправе приостановить исполнение своих обязательств по соглашению и (или) в судебном порядке отказаться от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений и потребовать возмещения ущерба.
Статья 12. Мониторинг исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, организует проведение мониторинга исполнения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с утверждённой им методикой.
2. В рамках осуществления мониторинга исполнения соглашений о защите и поощрении капиталовложений федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, или привлеченное им юридическое лицо:
1) осуществляет сбор и анализ информации, предоставляемой инвестором об исполнении соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
2) по итогам мониторинга осуществляет формирование сводного отчета о реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений, требования к структуре, содержанию, порядку и срокам подготовки которого устанавливаются Правительством Российской Федерации;
3) выполняет иные функции, предусмотренные порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) утверждает порядок заключения, изменения и прекращения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе порядок оценки соответствия третьего лица требованиям при принятии решения о согласии на передачу прав и обязанностей по соглашению о защите и поощрении капиталовложений третьим лицам;
2) устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений условий реализации проекта на территории Российской Федерации;
3) утверждает порядок ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений и включения проектов в реестр, опубликования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, а также ограничить состав и (или) объем такой информации;
4) утверждает примерные формы соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
5) осуществляет контроль за исполнением инвестором и9или) организации, реализующей проект, принятых обязательств по реализации проекта;
6) устанавливает порядок проведения мониторинга исполнения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также требования к структуре, содержанию, порядку и срокам подготовки сводного отчета о реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений по итогам мониторинга.
Статья 14. О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
Внести в статью 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2010, N 30, ст. 4015; 2011, N 30, ст. 4596; 2013, N 52, ст. 6961; 2016, N 27, ст. 4302; 2017, N 31, ст. 4754) следующие изменения:
1) изложить часть 2 в следующей редакции:
"2. Инвестору гарантируется стабильность правовых условий реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.".
2) части 3-6 исключить.
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
Внести в статью 9 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7351; 2018, N 23, ст. 3229) следующие изменения:
1) изложить часть 1 в следующей редакции:
"1. Иностранному инвестору гарантируется стабильность правовых условий реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.".
2) части 2-5 исключить.
Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Статью 38 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; 2007, N 45, ст. 5417; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 30, ст. 4563; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; 2013, N 30, ст. 4064; 2015, N 29, ст. 4339; 2017, N 30, ст. 4457) изложить в редакции:
"Статья 38. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
Резидентам особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне, гарантируется стабильность правовых условий деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.".
Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"
Внести в статью 6 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 280; 2007, N 22, ст. 2564; N 45, ст. 5417; 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7351; 2012, N 18, ст. 2125; 2013, N 30, ст. 4063; N 52, ст. 6975; 2015, N 27, ст. 3998; 2016, N 11, ст. 1497) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 6 изложить в редакции:
"1. В течение срока реализации инвестиционного проекта резидентам гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.";
2) части 2, 5, 6 статьи 6 исключить;
3) в часть 4 статьи 6 внести изменения: слова "в том числе в связи заменить словом "вследствие", исключить слова ", налогов".".
Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Внести в статью 16 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6658; 2016, N 52, ст. 7487; 2018, N 1, ст. 39) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 6 изложить в редакции:
"1. В течение срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне участнику свободной экономической гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.";
2) части 2 и 5 статьи 6 исключить;
3) в части 3 исключить слова "( в том числе", ")", "налогов,";
4) в части 4 статьи 6 исключить слова "налогов,".".
Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Внести в статью 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 41; 2016, N 27, ст. 4298; 2018, N 27, ст. 3943) следующие изменения:
1) часть 5 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"5. Инвестору, являющемуся стороной специального инвестиционного контракта, гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений.";
2) части 6 и 7 исключить."
Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внести в часть 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4350; 2016, N 1, ст. 11; N 27, ст. 4293; 2018, N 31, ст. 4850; Российская газета, 2018, 29 июня, 4 июля) следующие изменения:
1) дополнить абзацем следующего содержания:
"5. Частному партнеру гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. ";
2) исключить слова "к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или".
Статья 21. О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Внести в часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6245; 2008, N 27, ст. 3126; 2010, N 27, ст. 3436; 2011, N 30, ст. 4594; N 50, ст. 7359; 2012, N 18, ст. 2130; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 1, ст. 11; N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 11, 80; N 27, ст. 4208; 2018, N 27, ст. 3956, N 32, ст. 5105) следующие изменения:
1) дополнить абзацем следующего содержания:
"1. Концессионеру гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. ";
2) исключить слова "к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или".
Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Часть 2 статьи 31 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 4001) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) товаров, работ, услуг за счет средств юридических лиц, предназначенных для финансирования инвестиционных проектов, предусматривающих предоставление субсидии за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме, не превышающем суммы налогов, уплаченных в рамках реализации такого инвестиционного проекта.".
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.