Проект Федерального закона "О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.08.2019 г.)
Проект
Федеральный закон
"О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации"
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы формирования и функционирования национальной системы управления данными при осуществлении деятельности по обработке информации:
1) государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, подведомственными указанным органам организациями, Центральным банком Российской Федерации (далее - органы, подведомственные организации, Банк России).
2) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отдельно или в совокупности превышает пятьдесят процентов (далее - организации), при одновременном соблюдении следующих условий:
обработка информации осуществляется на основании полномочий, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами;
обработка информации осуществляется с использованием государственных информационных систем или иных информационных систем, используемых для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами полномочий органов.
2. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся соблюдения порядка информационного взаимодействия при предоставлении информации, распространяются на иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, юридических лиц, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в случаях когда:
1) основания для предоставления информации лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предусмотрены законодательством Российской Федерации;
2) основанием для информационного взаимодействия является соглашение об информационном взаимодействии, заключаемое между указанными в абзаце первом части второй настоящей статьи лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией по управлению государственными данными. Порядок заключения таких соглашений, в том числе их типовые условия и случаи их заключения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по обработке государственных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственные, муниципальные данные (далее - государственные данные) - информация, обрабатываемая:
лицами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона,
иными лицами, указанными в настоящем Федеральном законе, в рамках их полномочий, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, с применением государственных информационных систем или иных информационных систем, используемых для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами полномочий органов, или на основании соглашения об информационном взаимодействии, указанного в пункте 2 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) обработка государственных данных - осуществление одного или совокупности действий по формированию (сбору, записи, систематизации, исследованию, анализу, накоплению), изменению, хранению, использованию (предоставлению (обмену), распространению), удалению, преобразованию государственных данных;
3) эталонные государственные данные - государственные данные, имеющие приоритет по отношению к иным аналогичным государственным данным в случае возникновения противоречия между ними;
4) государственный информационный ресурс - упорядоченная совокупность государственных данных, сформированная в результате их обработки в соответствии с требованиями, определенными настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
5) модель государственных данных - описание связей между государственными данными в виде технологического, графического и (или) словесного представления, пригодного для передачи, интерпретации и обработки формализованным образом, включая онтологию и информационную архитектуру;
6) национальная система управления данными - совокупность методологических, правовых, организационно-управленческих и информационно-технологических элементов, перечень которых установлен в статье 5 настоящего Федерального закона, направленная на достижение цели повышения эффективности использования государственных данных;
7) отчетность - информация, собираемая постоянно или на периодической основе лицами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области формирования и функционирования национальной системы управления данными
1. Законодательство Российской Федерации в области формирования и функционирования национальной системы управления данными основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательстве Российской Федерации о персональных данных и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с обработкой государственных данных и применением информационных технологий при формировании и функционировании национальной системы управления данными, определяющих правовой режим обработки иной информации (сведений, данных). Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере обработки государственных данных, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты, Банк России вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с формированием и функционированием национальной системы управления данными.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе соответственно принимать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с формированием и функционированием национальной системы управления данными.
Статья 4. Цель и задачи формирования и функционирования национальной системы управления данными
1. Национальная система управления данными формируется и функционирует с целью повышения эффективности использования государственных данных для:
1) реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами полномочий лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) обеспечения доступа юридических и физических лиц к государственным данным.
2. Достижение цели, указанной в части 1 настоящей статьи, осуществляется посредством решения следующих задач:
1) повышение качества государственных данных, в том числе обеспечение их достоверности, актуальности, целостности;
2) защита государственных данных от несанкционированного доступа, изменения, блокирования, уничтожения и иного неправомерного воздействия на них в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
3) оптимизация процесса формирования отчетности;
4) обеспечение возможности использования государственных данных в статистических, исследовательских и (или) аналитических целях;
5) применение единых правил обработки государственных данных с учетом существующих правил, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
6) формирование рациональных подходов к обработке государственных данных, одновременно обеспечивающих сохранение качества государственных данных и возможность своевременного уточнения требований к обработке государственных данных с учетом соразмерности затрат на соблюдение указанных требований;
7) однократное предоставление государственных данных лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и многократное, многоцелевое использование государственных данных в процессе их обработки;
8) обеспечение доступности государственных данных, не отнесенных к охраняемой законом тайне или к иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Элементы национальной системы управления данными
1. Формирование и функционирование национальной системы управления данными обеспечивается комплексом связанных методологических, правовых, организационно - управленческих и информационно-технологических элементов.
2. Методологический элемент представляет собой совокупность разрабатываемых методов и способов обеспечения деятельности по обработке государственных данных лицами, перечисленными в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
3. Правовой элемент, представляет собой совокупность принимаемых во исполнение настоящего Федерального закона нормативных правовых актов и иных правовых актов.
4. Организационно-управленческий элемент представляет собой деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и осуществляемую в рамках своих полномочий Правительством Российской Федерации, координационным органом при Правительстве Российской Федерации (далее - координационный орган), уполномоченной организацией по управлению государственными данными, уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их должностными лицами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Банком России, а также деятельность иных участников национальной системы управления данными, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона.
Уполномоченная организация по управлению государственными данными осуществляет экспертно-аналитическую поддержку обеспечения реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, с возможностью наделения Правительством Российской Федерации данной организации отдельными из указанных полномочий. Порядок определения уполномоченной организации по управлению государственными данными и наделения ее отдельными полномочиями устанавливается Правительством Российской Федерации.
Экспертно-координационную поддержку лиц, перечисленных в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, по вопросам, связанным с формированием и функционированием национальной системы управления данными, осуществляет координационный орган.
5. Информационно-технологический элемент включает в себя:
1) инфраструктуру управления государственными данными, созданную в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, и включающую, в том числе:
федеральную государственную информационную систему "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - Единая информационная платформа). Единая информационная платформа обеспечивает ведение модели данных, реестра видов государственных данных, включающего сведения о государственных информационных ресурсах, сведения о лицах, ответственных за ведение таких государственных информационных ресурсов, информационных системах, обеспечивающих обработку государственных данных, о соответствии эталонным государственным данным (далее - реестр видов государственных данных);
федеральную государственную информационную систему "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных";
2) реестр информационных взаимодействий, включающий описания государственных данных лиц, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, используемых ими в рамках информационного взаимодействия, в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона (далее - реестр информационных взаимодействий);
3) не входящую в состав инфраструктуры управления государственными данными, приведенный в пункте 1 настоящей части, инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
4) не входящие в состав инфраструктуры управления государственными данными, приведенный в пункте 1 настоящей части, государственные (муниципальные) информационные системы, участвующие в обработке государственных данных, а также информационные системы, перечисленные в пункте 2 части 1 статьи 1, но не относящиеся к информационным системам, перечисленным в пункте 3 настоящей части.
Статья 6. Организация обработки государственных данных
1. В целях обеспечения единообразного подхода к обработке государственных данных определяются Единые требования к управлению государственными данными, предусматривающие, в том числе:
1) общие правила обработки государственных данных;
2) порядок разработки отраслевых требований к управлению государственными данными;
3) порядок отнесения государственных данных к эталонным государственным данным;
4) основания и порядок формирования государственных информационных ресурсов, в том числе содержащих эталонные государственные данные;
5) требования к качеству государственных данных;
6) порядок устранения ошибок и противоречий в государственных данных, а также неполноты государственных данных, выявляемых в процессе обработки государственных данных.
2. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона обеспечивают свободный доступ в режиме реального времени без взимания платы ко всем обрабатываемым ими государственным данным, не относящимся к охраняемой законом тайне и информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе посредством размещения указанных государственных данных в сети "Интернет" в форме открытых данных в соответствии с частями 4-6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3. В случае, если при обработке государственных данных, относящихся к охраняемой законом тайне или к иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие данные могут быть преобразованы в обезличенную информацию, которая может быть предоставлена неограниченному кругу лиц.
4. В случае, если функции операторов государственных (муниципальных) информационных систем, участвующих в обработке государственных данных, информационных систем, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляют юридические лица, не являющиеся органами, Банком России, то указанные лица, не вправе:
1) использовать государственные данные в коммерческих целях за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, и ограничивать в таких случаях доступ к государственным данным, осуществляемый с учетом требований настоящего Федерального закона, иным юридическим лицам, физическим лицам;
2) ограничивать доступ к государственным данным, не относящимся к охраняемой законом тайне или к иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Организация доступа к государственным данным и их предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивается, в том числе посредством Единой информационной платформы.
6. Лица, которым предоставлен доступ к государственным данным посредством Единой информационной платформы, вправе использовать такие данные с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении соответствующих государственных данных, в том числе в статистических, исследовательских и (или) аналитических целях и оказания соответствующих информационно-аналитических услуг, а также определять порядок использования результатов таких аналитических исследований и оказания услуг.
7. Если иное не установлено федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации физические и юридические лица имеют право на безвозмездный доступ к государственным данным о себе, имуществе (имущественных правах), принадлежащем им на праве собственности и другом вещном праве, а также право на получение информации о фактах предоставления доступа к указанным государственным данным иным лицам и (или) передачи какому-либо лицу указанных государственных данных, за исключением случаев передачи государственных данных в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также законодательством в сфере обороны страны и безопасности государства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации соответственно.
8. В случае обнаружения ошибок в государственных данных, противоречий или неполноты государственных данных, лица, указанные в части 7 настоящей статьи, имеют право направлять операторам государственных информационных систем заявления об исправлении ошибок в государственных данных или дополнении государственных данных, относящихся к ним, в том числе в электронной форме (далее - заявление о внесении изменений в государственные данные).
9. Правила рассмотрения заявлений о внесении изменений в государственные данные, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия Правительства Российской Федерации в области формирования и функционирования национальной системы управления данными
Правительство Российской Федерации:
1) определяет единые требования к управлению государственными данными;
2) определяет порядок формирования, ведения и изменения реестра видов государственных данных, включающий порядок формирования и ведения модели государственных данных;
3) определяет порядок формирования, ведения и изменения реестра информационных взаимодействий;
4) определяет порядок предоставления доступа к государственным данным;
5) определяет порядок обследования и аудита государственных информационных ресурсов, устанавливающий в том числе способы определения возможности обработки государственных данных с использованием Единой информационной платформы;
6) определяет состав и порядок функционирования инфраструктуры управления государственными данными, предусматривающий в том числе порядок взаимодействия информационных систем, относящихся к информационно-технологическому элементу национальной системы управления государственными данными;
7) утверждает положение о Единой информационной платформе;
8) определяет порядок координации мероприятий по информатизации, реализуемых федеральными органами исполнительной власти в целях исполнения настоящего Федерального закона, а также методические рекомендации по координации мероприятий по информатизации, реализуемых в субъектах Российской Федерации в целях исполнения настоящего Федерального закона;
9) определяет порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства в области формирования и функционирования национальной системы управления данными;
10) утверждает порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", предоставления сведений из нее;
11) утверждает порядок и требования к организации информационного взаимодействия органов, подведомственных организаций, Банка России и организаций между собой и с иными лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях;
12) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочия в сфере национальной системы управления данными.
Статья 8. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области формирования и функционирования национальной системы управления данными
1. Федеральные органы исполнительной власти в области формирования и функционирования национальной системы управления данными определяются Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган в области формирования национальной системы управления данными:
1) обеспечивает разработку и реализацию методологии национальной системы управления данными;
2) является оператором Единой информационной платформы, обеспечивает ее создание, развитие (модернизацию) и эксплуатацию с учетом определенных Правительством Российской Федерации состава и порядка функционирования инфраструктуры управления государственными данными;
3) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в финансовой сфере, разрабатывает методические рекомендации по систематизации государственных данных;
4) в случае, предусмотренном в пункте 2 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, обеспечивает заключение соглашений об информационном взаимодействии;
5) исполняет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в целях его исполнения нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области функционирования национальной системы управления данными:
1) обеспечивает разработку и реализацию методологии использования государственных данных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении контрольных (надзорных) функций;
2) обеспечивает разработку и реализацию методологии информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 11 настоящего Федерального закона;
3) организует проведение оценки эффективности формирования и функционирования национальной системы управления данными, в том числе эффективности информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 11 настоящего Федерального закона;
4) обеспечивает ведение Реестра информационных взаимодействий;
5) исполняет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в целях его исполнения нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и функционирования национальной системы управления данными
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и функционирования национальной системы управления данными относятся:
1) определение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области координации деятельности по формированию и функционированию национальной системы управления данными на территории субъекта Российской Федерации;
2) разработка региональных требований к управлению государственными данными в соответствии с едиными требованиями к управлению государственными данными, определенными Правительством Российской Федерации;
3) определение порядка координации мероприятий по информатизации, реализуемых в субъекте Российской Федерации в целях исполнения настоящего Федерального закона с учетом методических рекомендаций, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области координации деятельности по формированию и функционированию национальной системы управления данными на территории субъекта Российской Федерации:
1) координирует деятельность по формированию и функционированию национальной системы управления данными на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации;
2) обеспечивает взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области формирования и функционирования национальной системы управления данными в целях реализации настоящего Федерального закона;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в целях его исполнения нормативными правовыми актами.
Статья 10. Инфраструктура управления государственными данными
1. В целях обеспечения технологической поддержки формирования и функционирования национальной системы управления данными создается инфраструктура управления государственными данными.
2. Основными функциями инфраструктуры управления государственными данными являются:
1) учет, сопоставление, выявление противоречий между государственными информационными ресурсами, их систематизация, анализ, обеспечение непротиворечивости данных в них на основании модели государственных данных;
2) организация обработки государственных данных, включая обмен государственными данными между лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона в установленном порядке;
3) контроль обработки государственных данных;
4) обеспечение автоматизации управления правами доступа к государственными данным;
5) организация предоставления доступа к государственными данным физическим лицам, юридическим лицам;
6) обеспечение деятельности по формированию статистической отчетности;
7) ведение модели государственных данных;
8) ведение реестра видов государственных данных;
9) обеспечение контроля и мониторинга качества государственных данных.
3. При обеспечении функционирования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а именно обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие, единообразное представление нормативной справочной информации, ведение в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, учитывается порядок функционирования инфраструктуры управления государственными данными.
4. Реализация функций, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 8 части 2 настоящей статьи, осуществляется исключительно посредством инфраструктуры управления государственными данными. Использование иных информационно-технологических решений для реализации функций, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 8 части 2 настоящей статьи, вместо и (или) наряду с инфраструктурой управления государственными данными не допускается.
5. Организации, осуществляющие в рамках своей деятельности обработку государственных данных, на безвозмездной основе используют единую систему межведомственного электронного взаимодействия при реализации полномочий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Информационное взаимодействие
1. Информационным взаимодействием является осуществляемое лицами, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона предоставление (получение) государственных данных, размещенных в государственных информационных ресурсах, или предоставление (получение) доступа к государственным данным, размещенным в государственных информационных ресурсах, при взаимодействии лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, между собой и с иными лицами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях.
2. Реестр информационных взаимодействий используется при организации информационного взаимодействия между лицами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении и обеспечении информационного взаимодействия в рамках национальной системы управления данными не допускается обмен государственными данными, информация о которых не включена в реестр информационных взаимодействий или не включена как допустимая для предоставления запрашивающему ее лицу.
4. Лица, осуществляющие информационное взаимодействие, и операторы информационных систем, входящих в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, обеспечивают фиксацию всех фактов информационного взаимодействия в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Участие органов, подведомственных организаций, Банка России и организаций в формировании и функционировании национальной системы управления данными
1. В целях формирования и функционирования национальной системы управления данными органы, лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, обеспечивают:
1) обработку государственных данных, в том числе формирование государственных информационных ресурсов, в соответствии с требованиями, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
2) контроль качества государственных данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, находящихся в ведении данных лиц;
3) формирование в национальной системе управления данными статистической отчетности на основе государственных информационных ресурсов;
4) взаимодействие информационных систем, находящихся в ведении указанных лиц с инфраструктурой управления государственными данными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
5) преобразование государственных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Органы, Банк России разрабатывают отраслевые требования к управлению государственными данными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Предоставление отчетности органами, подведомственными организациями, Банком России и организациями
1. Лица, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, предоставляют отчетность в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством Российской Федерации и при условии, что сведения о такой отчетности включены в единый реестр форм отчетности, формирование и ведение которого обеспечивается федеральной государственной информационной системой "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - единый реестр форм отчетности).
2. Отчетность, обязанность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, собирается исключительно в электронной форме. Запрещается требовать от лиц, перечисленных в статье 1 настоящего Федерального закона предоставления отчетности на бумажных носителях, за исключением случаев, когда требование о предоставлении отчетности на бумажном носителе прямо не предусмотрено федеральным законом. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет, определяет порядок формирования и предоставлению отчетности, если такие требования не установлены федеральным законом.
3. В едином реестре форм отчетности содержатся в электронной (машиночитаемой) форме сведения об отчетности, состав которых определяется Правительством Российской Федерации. В формы отчетности могут включаться только виды данных, размещенные в установленном порядке в реестре видов данных.
4. Оператором федеральной государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет, или подведомственная ему организация.
5. В единый реестр форм отчетности вносятся сведения о всех формах отчетности, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на сбор отчетности, не вправе требовать от органов, подведомственных организаций, организаций предоставления отчетности, сведения о которой не включены в единый реестр форм отчетности. Должностные лица органов, Банка России, организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации на сбор отчетности, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за предъявление требований о предоставлении отчетности, сведения о которой не включены в единый реестр форм отчетности.
6. Запрещается повторный сбор сведений, в отношении которых форма отчетности уже внесена в единый реестр форм отчетности. Такие сведения должны получаться органами, Банком России, организациями в рамках информационного взаимодействия. Оператор единого реестра форм отчетности обеспечивает отсутствие в реестре дублирующих запросов одних и тех же сведений в рамках разных форм отчетности.
7. Отчетность, не содержащая сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется с использованием цифровой аналитической платформы предоставления отчетности. Сбор отчетности, содержащей сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном органом, уполномоченным на сбор такой отчетности.
8. Проект нормативного правового акта Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, содержащий требования по установлению новых форм отчетности, а равно по изменению форм (форматов) предоставления отчетности, состава сведений или сроков предоставления отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, подлежит экспертизе на предмет соблюдения установленных настоящим Федеральным законом положений, единых требований к управлению государственными данными, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами, которая проводится организацией, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Правила проведения указанной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации подлежит также обязательному рассмотрению советом при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в сроки и в порядке, установленные Правительством Российской Федерации. Порядок формирования и положение об указанном совете утверждается Правительством Российской Федерации.
9. Положения нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, предусматривающие установление требований по предоставлению новых форм отчетности, а равно изменение требований по предоставлению уже установленной отчетности (в части увеличения состава предоставляемых сведений, изменения формы (формата) их предоставления, изменения сроков их предоставления) вступают в силу 1 марта или 1 сентября соответствующего календарного года, но не ранее чем по истечении 30 дней со дня официального их опубликования.
Статья 14. Переходные положения
1. В целях реализации положений настоящего Федерального закона устанавливается переходный период со дня его официального опубликования до вступления в силу его положений согласно статье 16 настоящего Федерального закона.
2. В рамках переходного периода Правительство Российской Федерации утверждает:
1) перечень государственных информационных ресурсов, подлежащих приоритетному включению в национальную систему управления данными, вместе с планом такого включения;
2) перечень государственных и иных информационных систем, подлежащих приоритетной интеграции с инфраструктурой управления государственными данными, и план поэтапной интеграции таких систем;
3) состав и порядок функционирования инфраструктуры управления государственными данными, предусматривающий в том числе порядок взаимодействия информационных систем, находящихся в ведении органов, подведомственных организаций, Банка России и организаций, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с инфраструктурой управления государственными данными (если указанный порядок не установлен для составляющих информационно-технологического элемента национальной системы управления данными);
4) положение о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", сроки введения ее в эксплуатацию;
5) порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", предоставления сведений из нее, а также сроки ее введения в эксплуатацию;
6) план-график перехода на формирование и предоставление отчетности с использованием федеральной государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
3. Органы, подведомственные организации, Банк России и организации, государственные информационные ресурсы которых подлежат приоритетному включению в национальную систему управления данными согласно плану поэтапного включения таких ресурсов, утвержденному в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, осуществляют приведение государственных данных в соответствие требованиям настоящего Федерального закона и включение информационных ресурсов в национальную систему управления данными.
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1) информационный ресурс - совокупность информации, в том числе сформированной в информационной системе;";
2) часть 3 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической, документированной и иной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления."
3) часть 9 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, определяется государственный орган и(или) юридическое лицо обеспечивающие качество информации, в том числе ее достоверность, актуальность, целостность;, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий."
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
2. Части 1 - 3, 5 - 8 статьи 13 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня его официального опубликования.
3. Статья 14 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.