Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности "Торакальная хиругия" (подготовлен Минздравом России 20.11.2019)

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности "Торакальная хиругия"
(подготовлен Минздравом России 20.11.2019 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 9) приказываю:

утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Торакальная хирургия" согласно приложению.

 

Министр

В.И. Скворцова

 

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от "__" ________ 2019 г. N ___

 

Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Торакальная хирургия"

 

I. Общие положения

 

1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Торакальная хирургия" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).

Вид программы: практикоориентированная.

Трудоемкость освоения - 576 академических часов.

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения;

- планируемые результаты освоения образовательной Программы;

- примерный учебный план;

- примерный календарный учебный график;

- примерные рабочие программы учебных модулей: "Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости" (А/01.8), "Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности" (А/02.8), "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов" (А/03.8), "Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости" (А/04.8), "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения" (А/05.8), "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/06.8), "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/07.8).

- организационно-педагогические условия;

- формы аттестации*(2);

- оценочные материалы2.

1.2. Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Торакальная хирургия".

На обучение по программе могут быть зачислены врачи с высшим медицинским образованием по специальности - "Торакальная хирургия", прошедшие обучение по программам интернатуры/ординатуры по специальности, указанной в квалификационных требованиях к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Торакальная хирургия"*(3).

Основная цель вида профессиональной деятельности: профилактика, диагностика, лечение повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, медицинская реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом:

А. Оказание медицинской помощи пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

А/01.8. Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости.

А/02.8. Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности.

А/03.8. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации.

А/04.8. Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

А/05.8. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

А/06.8. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

А/07.8. Оказание медицинской помощи в экстренной форме.

1.3. Программа разработана на основании квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Торакальная хирургия"3, требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования*(4).

1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы.

1.5. Для формирования профессиональных компетенций, необходимых для оказания медицинской помощи больным, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).

Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:

1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование профессиональных компетенций врача-торакального хирурга. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационной характеристикой должности врача-торакального хирурга и требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ*(5).

1.7. Примерный учебный план с примерным календарным учебным графиком определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;

б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы в медицинских организациях в зависимости от условий оказания медицинской помощи по профилю "Торакальная хирургия", соответствующие требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;

в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания соответствующих образовательных и научных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы*(6).

1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими Программы, с учетом содержания Программы и предложений организаций, направляющих врачей-торакальных хирургов на стажировку.

1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(7). Организация, осуществляющая обучение, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением практической подготовки обучающихся.

1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей обучение, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы*(8).

1.12. В Программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(9).

 

II. Планируемые результаты обучения

 

2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, обеспечиваемым учебными модулями:

Характеристика универсальных компетенции*(10)(далее - УК) врача-торакального хирурга, подлежащих совершенствованию.

Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:

УК-1. Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

Умеет:

- выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных свойств;

- анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов.

УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Умеет:

- уважительно принимать особенности других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в различных социальных группах;

- терпимо относиться к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению;

- сотрудничать с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

УК-3. Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Умеет:

- определять индивидуальные психологические особенности личности больного и типичные психологические защиты;

- формировать положительную мотивацию пациента к лечению;

- достигать главные цели педагогической деятельности врача;

- решать педагогические задачи в лечебном процессе.

 

Характеристика новых профессиональных компетенций (далее - ПК) врача-торакального хирурга.

Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:

ПК-1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Умеет:

- разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни, в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

ПК-2. Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов.

Умеет:

- проводить диспансерное наблюдение пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости;

- взаимодействовать с врачами-специалистами по вопросам профилактики повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости;

ПК-3. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Умеет:

- определять медицинские показания к введению ограничительных мероприятий (карантина) и медицинские показания для направления к врачу специалисту;

- проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

ПК-4. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков.

Умеет:

- проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности, и смертности пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения;

- проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности, смертности и послеоперационных осложнений у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости;

- использовать информационные системы и информационно-теле-комуникационную сеть "Интернет".

ПК-5. Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологичес-ких форм в соответствии с Международной статистиче-ской классификациией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ).

Умеет:

- разрабатывать план обследования пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;

- обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациентов с повреждениями и заболеваниями;

- грудной клетки и органов грудной полости и интерпретировать полученные результаты;

- обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациентов с повреждениями и заболеваниями;

- грудной клетки и органов грудной полости и интерпретировать полученные результаты;

- обосновывать необходимость направления пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости на консультацию к врачам специалистам и интерпретировать полученные результаты;

- обосновывать и формулировать диагноз в соответствии с классификацией повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, МКБ;

- выделять синдромы и симптому осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости;

- обосновывать и формулировать диагноз в соответствии с классификацией повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости МКБ;

- выявлять симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости;

- распознавать признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания, способные вызвать тяжелые осложнения и/или угрожающие жизни;

- распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания) требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.

ПК-6. Готовность к ведению и лечению пациентов с патологией органов грудной полости, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи.

Умеет:

- разрабатывать план лечения пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;

- определять медицинские показания и противопоказания для хирургических вмешательств у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи;

- назначать и выполнять манипуляции и хирургическое лечение пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи;

- оценивать эффективность и безопасность результатов применения манипуляций и хирургического лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;

- предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических или лечебных манипуляций, хирургических вмешательств, применения лекарственных препаратов и/или медицинских изделий, немедикаментозной терапии;

- оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях, в том числе в чрезвычайных ситуациях, у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости:

- выполнять неотложные хирургические операции:

- первичную хирургическую обработку раны;

- трахеостомию;

- ревизию органов брюшной полости;

- холецистэктомию при остром и осложненном холецистите

- ушивание прободной язвы желудка, двенадцатиперстной кишки;

- аппендектомию;

- рассечение спаек кишки при острой кишечной непроходимости;

- лапароцентез;

- ушивание полого органа при его повреждении;

- грыжесечение при ущемленной грыже брюшной стенки;

- наложение гастро- и еюностомы;

- санацию и дренирование брюшной полости при перитоните;

- наложение эпицистостомы;

- ушивание раны передней брюшной стенки;

- оперативное лечение фурункула, карбункула, панариция;

- удаление доброкачественных новообразований кожи и мягких тканей;

- наложение сосудистого шва;

- ушивание дефекта диафрагмы;

- основные оперативные приемы через все основные виды хирургических доступов (канал, прокол, свищевой канал) с помощью прямого открытого манипулирования и навигации (УЗИ, эндоскопия, КТ, МРТ).

выполнять следующие диагностические и лечебные манипуляции пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости:

- ригидную эзофагоскопию и бронхоскопию;

- бронхофиброскопию;

- эзофагофиброгастроскопию;

- дренирование плевральной полости;

- ушивание раны сердца;

- ушивание раны легкого;

- остановка кровотечения из крупных сосудов органов грудной полости;

- дренирование переднего и заднего средостения;

- пункцию и дренирование перикарда;

- вагосимпатическую, межреберную блокады анестетиками;

- наложение пневмоперетонеума;

- вскрытие абсцесса мягких тканей;

- торакотомию;

- диагностическую торакоскопию;

- биопсию периферических лимфоузлов;

- торакоскопическую биопсию лимфоузлов средостения;

- трансторакальную биопсию объемных образований под рентген-, УЗИ- или КТ-наведением;

- торакоскопическую резекцию легкого и плевроэктомию;

- стернотомию;

- резекцию ребра;

- резекцию грудины;

- сегментэктомию;

- лобэктомию;

- пневмоэктомию;

- атипичную резекцию легкого;

- докортикацию легкого;

- плеврэктомию;

- плевродез;

- ушивание дефекта пищевода;

- резекцию пищевода- установка зонда Блэкмора при кровотечении из варикозно расширенных вен пищевода;

- бужирование пищевода;

- эзофагокардиомиотомию;

- удаление новообразований средостения;

- резекцию бронха, трахеи.

- выполнять экстренные и неотложные хирургические вмешательства и манипуляции у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.

ПК-7. Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации.

Умеет:

- распознавать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;

- выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации в сочетании с электроимпульсной терапией (дефибрилляцией), оказывать экстренную медицинскую помощь при внезапных заболеваниях и состояниях с признаками угрозами жизни у лиц с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, медицинскую помощь пациентам в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания);

- применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

ПК-8. Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении.

Умеет:

- определять показания для проведения мероприятий медицинской реабилитации пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и реабилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;

- разрабатывать план реабилитационных мероприятий у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и реабилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;

- проводить мероприятия медицинской реабилитации пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и реабилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;

- оценивать эффективность и безопасность мероприятий медицинской реабилитации пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и реабилитации инвалидов.

- определять показания для направления пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости к врачам-специалистам для назначения и проведения мероприятий по медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и реабилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.

ПК-9. Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих).

Умеет:

- формировать у населения, пациентов (их законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за пациентами, мотивацию, направленную на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

ПК-10. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Умеет:

- составлять план работы и отчет о работе;

- заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа и контролировать качество ее ведения;

- осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала;

ПК-11. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистическиих показателей.

Умеет:

- участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК-12. Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.

Умеет:

- организовывать оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе при медицинской эвакуации.

 

III. Примерный учебный план

 

Код

Наименование разделов модулей

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

ОСК

ПЗ, СЗ, ЛЗ*(11)

Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости" (А/01.8)

1.1

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья, регулирующие деятельность медицинских организаций и медицинских работников

10

5

-

5

Т/К*(12)

1.2

Порядок оказания медицинской помощи пациентам с заболеваними хирургического профиля

12

12

-

-

Т/К

1.3

Клинические рекомендации

14

4

-

10

Т/К

1.4

Методы инструментальной диагностики у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости

18

8

-

10

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности" (А/02.8)

2.1

Хирургия грудной клетки

18

6

-

12

Т/К

2.2

Хирургия трахеи

18

6

-

12

Т/К

2.3

Заболевания легких и плевры

18

6

-

12

Т/К

2.4.

Заболевания средостения

18

6

-

12

Т/К

2.5

Хирургические заболевания пищевода

18

6

-

12

Т/К

2.6

Хирургические заболевания диафрагмы

18

6

-

12

Т/К

2.7

Хирургические заболевания молочной железы

18

6

-

12

Т/К

2.8

Хирургия онкологических заболеваний грудной клетки и органов грудной полости

18

6

-

12

Т/К

2.9

Хирургия травматических повреждений грудной клетки и органов грудной полости

18

6

-

12

Т/К

2.10

Хирургия послеоперационных осложнений у больных с повреждениями грудной клетки и органов грудной полости

18

6

-

12

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов" (А/03.8)

3.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения медицинской реабилитации пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

12

4

-

8

Т/К

3.2

Медико-социальная экспертиза

12

4

-

8

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости" (А/04.8)

4.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения медицинских экспертиз, выдачи листков временной нетрудоспособности пациентам с заболеваниями по профилю "торакальная хирургия"

12

4

-

8

Т/К

4.2

Порядки проведения отдельных видов медицинских экспертиз

12

4

-

8

Т/К

4.3

Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности, в том числе в электронном виде

12

4

-

8

Т/К

4.4

Экспертиза трудоспособности

12

4

-

8

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения" (А/05.8)

5.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения

12

4

-

8

Т/К

5.2

Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования

8

4

-

4

Т/К

5.3

Формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления табака

8

4

-

4

Т/К

5.4

Профилактика заболеваний органов грудной полости

26

8

-

18

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/06.8)

6.1

Правила оформления медицинской документации в организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "торакальная хирургия", в том числе в форме электронного документа

8

4

-

4

Т/К

6.2

Должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала

8

4

-

4

Т/К

6.3

Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

8

4

-

4

Т/К

6.4

Анализ медико-статистической информации и ведение медицинской документации

8

4

-

4

Т/К

6.5

Понятие социально-психологических методов руководства

8

4

-

4

Т/К

Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/07.8)

7.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки оказания медицинской помощи в экстренной форме

8

4

-

4

Т/К

7.2

Угрожающие жизни состояния, при которых медицинская помощь должна оказываться в экстренной форме

16

8

8

-

Т/К

7.3

Методика сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законного представителя)

12

4

-

8

Т/К

7.4

Методика физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация

12

4

-

8

Т/К

7.5

Методика инструментального и лабораторного обследования

12

4

-

8

Т/К

7.6

Базовая сердечно-легочная реанимация

12

4

8

-

Т/К

Итоговая аттестация

6

-

-

6

Экзамен

Всего

576

171

18

387

 

 

IV. Примерный календарный учебный график

 

Учебные модули

Месяцы

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости

20

20

20

20

Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности.

30

24

24

20

Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов.

20

20

20

20

Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

20

20

20

20

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

20

20

20

20

Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

14

14

20

20

Оказание медицинской помощи в экстренной форме.

20

20

20

20

Итоговая аттестация

-

-

-

6

Итого

144

144

144

144

 

V. Примерные рабочие программы учебных модулей

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости" (А/01.8).

Цель модуля: формирование профессиональной компетенции в диагностической деятельности (ПК-5) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 1

 

Код

Наименования тем, элементов и подэлементов

1.1

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья, регулирующие деятельность медицинских организаций и медицинских работников

1.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную политику в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации

1.1.2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие обязательное медицинское страхование в Российской Федерации

1.1.3

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предупреждение распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

1.1.4

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации

1.1.5

Нормативно-правовые акты, регламентирующие оборот, хранение, применение наркотических средств и психотропных веществ

1.1.6

Нормативно-правовые акты, регламентирующие обращение лекарственных средств

1.1.7

Нормативно-правовые акты, регламентирующие критерии оценки качества медицинской помощи

1.1.8

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.65 "Торакальная хирургия"

1.1.9

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных учреждениях

1.1.10

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки""

1.1.11

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

1.1.12

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение Порядка проведения профилактического медицинского осмотра

1.2

Порядок оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями хирургического профиля

1.2.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

1.3

Клинические рекомендации

1.3.1

Клинические рекомендации по применению хирургических методов в лечении туберкулеза легких (Коды по МКБ: А15 - А19)

1.3.2

Клинические рекомендации по хирургическому лечению больных приобретенным рубцовым стенозом трахеи

1.3.3

Клинические рекомендации по тактике лечения больных легочным кровотечением

1.4

Методы инструментальной диагностики у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости

1.4.1

Рентгенологическое исследование (КТ, МРТ, бронхография, ангиография)

1.4.2

Радиоизотопное (радионуклидное) исследование

1.4..3

Ультразвуковое исследование

1.4.4

Эндоскопическое исследование (бронхоскопия, лазерная флуорес-центная бронхоскопия, торакоскопия, видеоторакоскопия, медиастиноскопия)

1.4.5

Цитологическое, гистологическое и микробиологическое исследования

1.4.6

Функциональные исследования (спирография, жизненная емкость легких, анализ газового состава легких)

1.4.7

Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов инструментальной диагностики у пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости с учетом возрастных особенностей

1.4.8

Изменения со стороны органов грудной полости при заболеваниях других органов и систем организма человека с учетом возрастных особенностей

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 1 "Назначение и проведение обследования пациентов с целью выявления общих и специфических признаков повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости" (А/01.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-5) - проведение обследования пациентов в целях выявления повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости и постановки диагноза.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности" (А/02.8).

Цель модуля: формирование профессиональной компетенции в лечебной деятельности (ПК-6) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 2

Код

Наименования тем, элементов

2.1

Хирургия грудной клетки

2.1.1

Врожденные деформации грудной клетки

2.1.2

Воспалительные заболевания грудной стенки

2.2

Хирургия трахеи

2.2.1

Пороки развития

2.2.2

Воспалительные заболевания трахеи

2.3.3

Стенозы трахеи

2.3.4

Пищеводно-трахеальные свищи

2.3

Заболевания легких и плевры

2.3.1

Воспалительные заболевания легких и плевры

2.3.2

Хирургическое лечение туберкулеза легких

2.3.3

Паразитарные заболевания

2.4

Заболевания средостения

2.4.1

Повреждения и инородные тела средостения

2.4.2

Медиастениты

2.5

Хирургические заболевания пищевода

2.5.1

Инородные тела пищевода

2.5.2

Химические ожги и рубцовые сужения пищевода

2.5.3

Нарушения моторики пищевода

2.5.4

Рефлюкс-эзофагит

2.5.5

Дивертикулы пищевода

2.6

Хирургические заболевания диафрагмы

2.6.1

Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы

2.6.2

Релаксация диафрагмы

2.7

Хирургические заболевания молочной железы

2.7.1

Методы оперативных вмешательств при хирургических заболеваниях молочной железы

2.7.2

Маститы

2.8

Хирургия онкологических заболеваний грудной клетки и органов грудной полости

2.8.1

Доброкачественные опухоли грудной клетки и органов грудной полости

2.8.2

Злокачественные опухоли грудной клетки и органов грудной полости

2.9

Хирургия травматических повреждений грудной клетки и органов грудной полости

2.9.1

Закрытые (непроникающие) повреждения грудной клетки

2.9.2

Открытые (проникающие) повреждения грудной клетки

2.10

Хирургия послеоперационных осложнений у больных с повреждениями грудной клетки и органов грудной полости

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 2 "Назначение лечения пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости и контроль его эффективности и безопасности" (А/02.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-6) - проведение лечения пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (А/03.8).

Цель модуля: формирование профессиональной компетенции в реабилитационной деятельности (ПК-8) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 3

 

Код

Наименования тем, элементов

3.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения медицинской реабилитации пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

3.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную защиту инвалидов в Российской Федерации

3.1.2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие Положения о военно-врачебной экспертизе

3.1.3

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия признания лица инвалидом

3.1.4

Нормативно-правовые акты, регламентирующие определение федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности

3.1.5

Нормативно-правовые акты, регламентирующие формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь

3.1.6

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

3.1.7

Нормативно-правовые акты, регламентирующие формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления

3.2

Медико-социальная экспертиза

3.2.1

Медицинские показания для направления пациентов, имеющих стойкие нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями по профилю "торакальная хирургия", на медико-социальную экспертизу, в том числе для составления индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, требования к оформлению медицинской документации

3.2.2

Понятие стойкой нетрудоспособности

3.2.3

Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу

3.2.4

Реабилитация и абилитация инвалидов

3.2.5

Порядок и условия формирования индивидуальной программы реабилитации

3.2.6

Особенности экспертно-реабилитационной способности к трудовой деятельности

3.2.7

Оценка реабилитационного потенциала

3.2.8

Трудовая и социальная реабилитация пациентов

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитация пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов" (А/03.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в реабилитационной деятельности (ПК-8) - проведение реабилитации пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости" (А/04.8).

Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), реабилитационной деятельности (ПК-8), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-торакального хирурга

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 4

 

Код

Наименования тем, элементов

4.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения медицинских экспертиз, выдачи листков временной нетрудоспособности пациентам с заболеваниями по профилю "торакальная хирургия"

4.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие положение о военно-врачебной экспертизе

4.1.2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации

4.1.3

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности

4.1.4

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок выдачи листков нетрудоспособности

4.1.5

Нормативно-правовые акты, регламентирующие формы бланка листка нетрудоспособности

4.16

Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ)

4.2

Порядки проведения отдельных видов медицинских экспертиз

4.2.1

Виды медицинских экспертиз

4.2.2

Правила внесения записей в медицинскую документацию при проведении медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований, а также оформления их результатов

4.3

Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности, в том числе в электронном виде

4.3.1

Временная нетрудоспособность

4.3.2

Листок нетрудоспособности

4.3.3

Особенности оформления документов при различных видах временной нетрудоспособности

4.3.4

Порядок выдачи листка нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации

4.3.5

Ответственность за нарушение порядка выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

4.4

Экспертиза трудоспособности

4.5

Цели и задачи экспертизы трудоспособности

4.6

Нарушение трудоспособности в связи с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости

4.7

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 4 "Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости" (А/04.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), реабилитационной деятельности (ПК-8), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) - проведение медицинских экспертиз в оценке качества оказания медицинской помощи пациентам с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения" (А/05.8).

Цель модуля: формирование профессиональной компетенции в профилактической деятельности (ПК-1, ПК-2) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 5

 

Код

Наименования тем, элементов

5.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки проведения мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения

5.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции

5.1.2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную политику в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

5.1.3

Нормативно-правовые акты, регламентирующие стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ

5.1.4

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях

5.2

Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования

5.2.1

Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний

5.2.2

Основные компоненты здорового образа жизни

5.2.3

Методы формирования здорового образа жизни

5.3

Формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления табака

5.3.1

Активные формы санитарно-просветительной работы

5.3.2

Пассивные формы санитарно-просветительной работы

5.4

Профилактика заболеваний органов грудной полости

5.4.1

Эффективность мероприятий по профилактике заболеваний органов грудной полости

 

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 5 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения" (А/05.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-1, ПК-2) - проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике повреждений и заболеваний грудной клетки и органов грудной полости, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/06.8).

Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности (ПК-4), организационно-управленческой деятельности (ПК-11) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 6

 

Код

Наименования тем, элементов

6.1

Правила оформления медицинской документации в организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "торакальная хирургия", в том числе в форме электронного документа

6.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие формы медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению

6.1.2

Основные типы документов в медицинской организации

6.1.3

Требования к ведению медицинской документации

6.1.4

Правила оформления журнала приема пациентов и отказов в госпитализации

6.1.5

Ответственность, связанная с ненадлежащим ведением медицинской документации

6.1.6

Оформление медицинской документации в электронном виде. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)

6.2

Должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала

6.2.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

6.3

Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

6.3.1

Функциональные возможности медицинской информационной системы

6.3.2

Обеспечение безопасности информационных систем, в том числе в соблюдении медицинской тайны

6.3.4

Правила работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

6.4

Анализ медико-статистической информации и ведение медицинской документации

6.5

Понятие социально-психологических методов руководства

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 6 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/06.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по формированию компетенций в профилактической деятельности (ПК-4), организационно-управленческой деятельности (ПК-11) - проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/07.8).

Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-7), организационно-управленческой деятельности (ПК-12) врача-торакального хирурга.

 

Содержание рабочей программы учебного модуля 7

 

Код

Наименования тем, элементов

7.1

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки оказания медицинской помощи в экстренной форме

7.1.1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную политику в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации

7.1.2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие утверждение медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека

7.2

Угрожающие жизни состояния, при которых медицинская помощь должна оказываться в экстренной форме

7.2.1

Шок тяжелой (III-IV) степени;

7.2.2

Кома II-IIIстепени различной этиологии

7.2.3

Острая, обильная или массивная кровопотеря

7.2.4

Острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени, или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения

7.2.5

Острая почечная или острая печеночная, или острая надпочечниковая недостаточность тяжелой степени, или острый панкреонекроз;

7.2.6

Острая дыхательная недостаточность тяжелой степени

7.2.7

Гнойно-септическое состояние: сепсис или перитонит, или гнойный плеврит, или флегмона;

7.2.8

Расстройство регионального и (или) органного кровообращения, приводящее к инфаркту внутреннего органа или гангрене конечности; эмболия (газовая, жировая, тканевая или тромбоэмболия) сосудов головного мозга или легких;

7.2.9

Острое отравление химическими и биологическими веществами медицинского и немедицинского применения, в том числе наркотиками или психотропными средствами, ли снотворными средствами, или препаратами, действующими преимущественно на сердечно-сосудистую систему, или алкоголем и его суррогатами, или техническими жидкостями, или токсическими металлами, или токсическими газами, или пищевое травление, вызвавшее угрожающее жизни состояние

7.2.10

Различные виды механической асфиксии; последствия воздействия высокой или низкой температуры (тепловой удар, солнечный удар, общее перегревание, переохлаждение организма); последствия воздействия высокого или низкого атмосферного давления (баротравма, кессонная болезнь), последствия воздействия технического или атмосферного электричества (электротравма), последствия воздействия других форм неблагоприятного воздействия (обезвоживание, истощение, перенапряжение организма) вызвавшее угрожающее жизни состояние

7.3

Методика сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законного представителя)

7.4

Методика физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация

7.5

Методика инструментального и лабораторного обследования

7.6

Базовая сердечно-легочная реанимация

7.6.1

Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания

7.6.2

Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации

7.6.3

Показания к проведению базовой сердечно-легочной реанимации

7.6.4

Алгоритм базовых реанимационных мероприятий у взрослых

7.6.5

Прекращение реанимации

Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 7 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/07.8) используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.

Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-7), организационно-управленческой деятельности (ПК-12) - оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

 

VI. Организационно-педагогические условия

 

6.1. При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующая материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов занятий. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", и профессиональным стандартам (при наличии).

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.

Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельностью которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.

6.2. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.

6.3. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.

 

VII. Формы аттестации

 

7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.

7.2. Промежуточная аттестация по отдельным разделам Программы осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.

7.3. Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-торакального хирурга в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.

7.5. Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(13).

 

VIII. Оценочные материалы

 

8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:

1. Теоретические основы управления и организации здравоохранения.

2. Экспериментальная легочная хирургия. История осложнений резекции легких.

3. Диспансеризация торакальных больных. Общие принципы и задачи диспансеризации.

4. Место и значение методов лучевой диагностики при заболеваниях легких, плевры, средостения.

5. Иммунитет при туберкулезе.

6. Общие вопросы онкопульмонологии.

7. Общие вопросы травмы груди.

8. Заболевания органов дыхания с сопутствующим алкоголизмом, нарко- и токсикоманией.

9. Заболевания органов дыхания с сопутствующим синдромом приобретенного иммунодефицита (далее - СПИД), сифилисом и инфекционным гепатитом.

10. Правовые основы оборота наркотических средств и психотропных веществ и регулирования фармакотерапии острой и хронической боли.

 

8.2. Примеры знаний, выявляющих практическую подготовку врача-торакального хирурга:

1. Хирургия паразитарных и грибковых заболеваний легких.

2. Паразитарные заболевания легких.

3. Грибковые заболевания легких.

4. Хирургия трахеи.

5. Хирургия бронхов.

6. Хирургия средостения и диафрагмы.

7. Хирургия врожденных и приобретенных пороков диафрагмы.

8. Хирургия послеоперационных осложнений у больных с патологией органов дыхания, средостения и диафрагмы.

9. Санитарно-противоэпидемическая работа в торакальной хирургии. Санитарное просвещение.

10. Рак легкого при первично-множественных злокачественных опухолях. Статистика, лечебная тактика, результаты.

 

8.3. Примеры тестовых заданий:

 

Выберите один правильный ответ

1. Какой пневмоторакс принято считать "напряженным" с..?

а) полным коллапсом легкого

б) признаками эмфиземы средостения и тканей груди

в) признаками смещения средостения в здоровую сторону

г) признаками подкожной эмфиземы

Ответ: в

 

2. Последовательность операций, применяемых для лечения "напряженного" пневмоторекса:

а) торакотомия и ушивание поврежденного легкого

б) дренирование средостения по Гателье

в) дренирование плевральной полости, чередование активной и пассивной аспираций, торакотомия

г) пункция плевры

Ответ: в

 

3. Установите первоначальные действия при лечении легочных кровотечений:

а) торакотомия, лобэктомия или пульмонэктомия на высоте кровотечения

б) проведение управляемой гипотонии с комплексом гемостатической терапии, бронхоскопия и пломбировка бронха

в) ангиография бронхиальных артерий с последующей их эмболизацией на высоте продолжающегося кровотечения

г) инфузионная терапия, включая гемотрансфузию

Ответ: б

4. Какими препаратами лучше проводить искусственную управляемую гипотонию?

а) дибазол и папаверин

б) адельфан

в) ганглиоблокаторами /арфонад, пентамин, бензогексоний

г) резерпин

Ответ: в

 

5. Наиболее информативным методом диагностики бронхоэктазий является:

а) фибробронхоскопия

б) бронхография

в) продольная томография

г) обзорная рентгенграфия грудной клетки

Ответ: б

 

6. Экстренная трахеостомия не выполняется:

а) при ларингоспазме

б) при бронхиолоспазме

в) при наличии инородного тела в гортани и в верхней трети трахеи

г) при инородных тела в бронхах

Ответ: г

 

7. Основными симптомами пневмомедиастинума являются:

а) осиплость голоса

б) изменение перкуторного звука над легкими и ослабление дыхания

в) подкожная эмфизема над одной из половин грудной клетки

г) осиплость голова, подкожная эмфизема шеи и надплечий, отслойка медиастинальных листков на рентгенограмме

Ответ: г

 

8.Характерным признаком разрыва легкого является:

а) кровохарканье

б) гемоторакс

в) пневмоторакс

г) все ответы верны

Ответ: г

 

9. Ушивание раны легкого должно проводиться:

а) узловыми швами

б) кисетныйми швами

в) Zным швом

г) все ответы верны

Ответ: г

 

10. Управляемая гипотония проводится:

а) один час

б) один день

в) до остановки кровотечения

г) до полного прекращения + еще 2-3 суток

Ответ: г

-------------------------------------------

*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; 2016, N 27, ст. 4223) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

*(2) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013, регистрационный N 29444).

*(3) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

*(4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N1108 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.65 Торакальная хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2014 г., регистрационный N 34600).

*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

*(6) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237).

*(7) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(8) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(9) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).

*(10) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N1108 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.65 Торакальная хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2014 г., регистрационный N 34600).

*(11) ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.

*(12) Т/К - текущий контроль.

*(13) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минздрав разработал проект примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Торакальная хирургия". Она осваивается за 576 академических часов.

Приводятся примерные учебный план, календарный учебный график и рабочие программы учебных модулей. Указаны организационно-педагогические условия и формы аттестации.