Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности "Педиатрия"
(подготовлен Минздравом России 20.11.2019 г.)
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 9) приказываю:
утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Педиатрия" согласно приложению.
Министр |
В.И. Скворцова |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от "__" ________ 2019 г. N ___
Примерная дополнительная профессиональная программапрофессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Педиатрия"
I. Общие положения
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Педиатрия" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).
Вид программы: практикоориентированная.
Трудоемкость освоения - 576 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения;
- планируемые результаты освоения образовательной Программы;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерные рабочие программы учебных модулей:
"Проведение обследование детей с целью установления диагноза" (А/01.7, В/01.8); "Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности" (А/02.7.В/02.8); "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (А/03.7); "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей" (А/04.7, В/03.8); "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/05.7, В/04.8); "Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме" (А/06.7, В/05.8).
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации*(2);
- оценочные материалы2.
На обучение по программе могут быть зачислены врачи с высшим медицинским образованием по одной из специальностей - "Общая врачебная практика (семейная медицина)", прошедшие обучение по программам интернатуры/ординатуры по одной из специальностей, указанных в квалификационных требованиях к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Педиатрия"*(3).
Основная цель вида профессиональной деятельности: сохранение и укрепление здоровья детей.
Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом*(4):
А. Оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи детям по профилю "педиатрия" в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара:
А/01.7 Проведение обследование детей с целью установления диагноза;
А/02.7 Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;
А/03.7Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
А/04.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей;
А/05.7 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара;
А/06.7 Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара.
В. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи детям по профилю "педиатрия" в стационарных условиях:
В/01.8 Проведение обследования детей с целью установления диагноза в стационарных условиях;
В/02.8 Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности, в условиях стационара;
В/03.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей, в стационарных условиях;
В/04.8 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях;
В/05.8 Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме детям в стационарных условиях.
1.3. Программа разработана на основании квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Педиатрия"3, требований федерального государственногообразовательного стандарта высшего образования*(5).
1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы.
1.5. Для формирования профессиональных компетенций, необходимых для оказания медицинской помощи пациентам, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование профессиональных компетенций врача-педиатра. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационной характеристикой должности врача-педиатра итребованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ*(6).
1.7. Примерный учебный план с примерным календарным учебным графиком определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы в медицинских организациях в зависимости от условий оказания медицинской помощи по профилю "Педиатрия", соответствующие требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания соответствующих образовательных и научных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы*(7).
1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими Программы, с учетом содержания Программы и предложений организаций, направляющих врачей-педиатров на стажировку.
1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(8).Организация, осуществляющая обучение, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением практической подготовки обучающихся.
1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей обучение, как самостоятельно, так и посредством сетевойформы*(9).
1.12. В Программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(10).
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, обеспечиваемым учебными модулями:
Характеристика универсальных компетенции*(11) (далее - УК) врача-педиатра, подлежащих совершенствованию.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
УК-1. Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
Умеет:
- выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных свойств;
- анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов.
УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Умеет:
- уважительно принимать особенности других культур, способы самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в различных социальных группах;
- терпимо относиться к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению;
- сотрудничать с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
УК-3. Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Умеет:
- определять индивидуальные психологические особенности личности больного и типичные психологические защиты;
- формировать положительную мотивацию пациента к лечению;
- достигать главные цели педагогической деятельности врача;
- решать педагогические задачи в лечебном процессе.
Характеристика новых профессиональных компетенций (далее - ПК) врача-педиатра.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
ПК-1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения или распространение заболеваний у детей и подростков; выявление причин и условий их возникновения и развития; а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Умеет:
- разъяснять матерям пользу грудного вскармливания не менее чем до одного года, в том числе исключительно грудного вскармливания в течение первых 6 месяцев, и правила введения прикорма в соответствии с клиническими рекомендациями;
- разъяснять детям, их родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, правила рационального сбалансированного питания детей различных возрастных групп;
- разъяснять детям, их родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, элементы и правила формирования здорового образа жизни с учетом возраста ребенка и группы здоровья.
ПК-2. Готовность к проведению профилактических осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за детьми и подростками.
Умеет:
- организовывать и обеспечивать проведение профилактических медицинских осмотров детей с учетом их возраста и состояния здоровья в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у пациента (его законного представителя) и анализировать полученную информацию: составлять генеалогическое дерево в пределах трех поколений родственников начиная с больного ребенка, получать информацию о наличии наследственных и хронических заболеваний у ближайших родственников и лиц, осуществляющих уход за ребенком, получать информацию о возрасте родителей и их вредных привычках (табакокурение, прием алкоголя, психоактивных веществ) вмоментрождения ребенка, о профессиональных вредностях, жилищных условиях, неблагоприятных социально-гигиенических факторах, воздействующих на ребенка, получать информацию об анамнезе жизни ребенка, в том числе от какой беременности и какой по счету ребенок, об исходах предыдущих беременностей, о течении настоящей беременности и родов, состоянии ребенка при рождении и в период новорожденности, о продолжительности естественного, смешанного и искусственного вскармливания;
- оценивать состояние и самочувствие ребенка, осматривать и оценивать кожные покровы, выраженность подкожно-жировой клетчатки, ногти, волосы, видимые слизистые, лимфатические узлы, органы и системы организма ребенка, оценивать соответствие паспортному возрасту физического и психомоторного развития детей; определять массу тела и рост, индекс массы тела ребенка различного возраста, оценивать физическое и психомоторное развитие детей;
- формулировать медицинские заключения по результатам медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, в части, касающейся наличия и (или) отсутствия заболеваний по профилю "педиатрия";
- проводить диспансерное наблюдение за длительно и часто болеющими детьми, детьми с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья, детьми-инвалидами с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
ПК-3. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организация защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Умеет:
- проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в случае возникновения очага особо опасных инфекций,при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
- определять медицинские показания к введению ограничительных мероприятий (карантина) и показания для направления к врачу специалисту.
ПК-4. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей и подростков.
Умеет:
- проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для оценки здоровья детского населения;
- заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде;
- работать в информационных системах и информационно-коммуникативной сети "Интернет".
ПК-5. Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ).
Умеет:
- оценивать клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания экстренной и неотложной помощи детям;
- оценивать клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания паллиативной медицинской помощи детям;
- обосновывать необходимость и объем лабораторного и инструментального обследования детей;
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования детей по возрастно-половым группам;
- обосновывать необходимость направления детей на консультацию к врачам-специалистам и на госпитализацию.
ПК-6. Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании педиатрической медицинской помощи.
Умеет:
- составлять план лечения болезней и состояний ребенка с учетом его возраста, диагноза и клинической картины заболевания и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- назначать диетотерапию, медикаментозную и немедикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- разъяснять детям, их родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, необходимость и правила приема медикаментозных средств, проведения немедикаментозной терапии и применения диетотерапии;
- оказывать медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков и с явными признаками угрозы жизни пациента, в том числе проводить мероприятия для восстановления дыхания и сердечной деятельности в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- оказывать паллиативную медицинскую помощь детям в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм в зависимости от возраста ребенка.
ПК-7. Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации.
Умеет:
- оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
- выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации.
ПК-8. Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении.
Умеет:
- направлять детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в службу ранней помощи;
- направлять детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь детям;
- направлять детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, для прохождения медико-социальной экспертизы;
- оценивать выполнение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе;
- определять медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов и медицинской помощи;
- определять врачей-специалистов для проведения реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- назначать санаторно-курортное лечение длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- контролировать выполнение и оценивать эффективность и безопасность реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- производить оценку эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
ПК-9. Готовность к формированию у пациентов и членов их семей мотиваций, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Умеет:
- формировать у детей и подростков, членов их семей, мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
ПК-10. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделений.
Умеет:
- получать согласие родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на обработку персональных данных;
- получать добровольное информированное согласие родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение обследования, лечение и иммунопрофилактику;
- составлять план работы и отчет о своей работе;
- работать с персональными данными пациента и сведениями, составляющими врачебную тайну;
- контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала;
- заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.
ПК-11. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
Умеет:
- анализировать показатели эффективности оказанной медицинской помощи по профилю "педиатрия";
- контролировать качество ведения медицинской документации.
ПК-12. Готовность к организации медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, в том числе и медицинской эвакуации.
Умеет:
- организовать оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, в том числе при медицинской эвакуации.
III. Примерный учебный план
Код |
Наименование разделов модулей |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
ОСК |
ПЗ, СЗ, ЛЗ*(12) |
||||
Примерная рабочая программа учебного модуля 1"Проведение обследование детей с целью установления диагноза" (А/01.7, В/01.8) | ||||||
1.1 |
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям |
6 |
4 |
- |
2 |
П/А*(13) |
1.2 |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям |
6 |
4 |
- |
2 |
Т/К*(14) |
1.3 |
Методика сбора информации у детей и их родителей (законных представителей) |
6 |
4 |
- |
2 |
Т/К |
1.4 |
Методика осмотра детей |
10 |
4 |
- |
6 |
Т/К |
1.5 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей |
10 |
4 |
- |
6 |
Т/К |
1.6 |
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей в норме и при патологических процессах |
10 |
4 |
- |
6 |
П/К |
1.7 |
Этиология и патогенез, клиника и дифференциальная диагностика заболеваний детского возраста |
10 |
4 |
- |
6 |
Т/К |
1.8 |
Современная классификация детских болезней |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
1.9 |
Современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний у детей |
8 |
4 |
- |
4 |
П/А |
1.10 |
Медицинские показания к использованию современных методов лабораторной диагностики заболеваний у детей |
8 |
4 |
- |
4 |
Т/К |
1.11 |
Медицинские показания к использованию современных методов инструментальной диагностики заболеваний у детей |
8 |
4 |
- |
4 |
Т/К |
1.12 |
Клиническая картина состояний, требующих неотложной помощи детям |
8 |
4 |
- |
4 |
Т/К |
1.13 |
Основные принципы, системного подхода |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
1.14 |
Понятие толерантности. Проблемы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий контингента пациентов |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 2"Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности"(А/02.7.В/02.8) | ||||||
2.1 |
Порядки оказания медицинской помощи детям |
6 |
2 |
- |
4 |
П/А |
2.2 |
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
2.3 |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
2.4 |
Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний у детей |
10 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
2.5 |
Механизм действия основных групп лекарственных препаратов; медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением |
10 |
6 |
- |
4 |
П/А |
2.6 |
Немедикаментозные методы лечения |
10 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
2.7 |
Организация и реализация лечебного питания детей в зависимости от возраста и заболевания |
10 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
2.8 |
Основные принципы профилактического наблюдения за детьми различных возрастных групп (осмотр, направление к врачам-специалистам и на лабораторное и инструментальное обследование, вакцинопрофилактика) |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
2.9 |
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей |
8 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
2.10 |
Медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные осложнения при применении вакцин |
8 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
2.11 |
Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
8 |
6 |
- |
4 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 3"Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (А/03.7) | ||||||
3.1 |
Разделы реабилитации и их реализация у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
2 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
3.2 |
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
6 |
2 |
4 |
- |
Т/К |
3.3 |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
6 |
2 |
2 |
2 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 4"Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей" (А/04.7, В/03.8) | ||||||
4.1 |
Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования |
8 |
2 |
- |
6 |
Т/К |
4.2 |
Формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и медицинского персонала |
4 |
2 |
- |
2 |
П/А |
Примерная рабочая программа учебного модуля 5"Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/05.7, В/04.8) | ||||||
5.1 |
Правила оформления медицинской документации в организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Педиатрия" |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
5.2 |
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях по профилю "педиатрия" по занимаемой должности |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
5.3 |
Принципы и подходы, обеспечивающие контроль качества медицинской помощи в медицинской организации |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
5.4 |
Представление медико-статистических показателей для отчета о деятельности медицинской организации |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
5.5 |
Правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 6"Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме" (А/06.7, В/05.8) | ||||||
6.1 |
Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки оказания медицинской помощи вэкстренной |
6 |
2 |
- |
4 |
П/А |
6.2 |
Угрожающие жизни состояния, при которых медицинская помощь должна оказываться в экстренной форме |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К |
6.3 |
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законного представителя) |
6 |
2 |
4 |
- |
Т/К |
6.4 |
Методика физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) |
10 |
4 |
4 |
2 |
Т/К |
6.5 |
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания |
10 |
4 |
- |
6 |
Т/К |
6.6 |
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации |
10 |
- |
6 |
|
Т/К |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
6 |
Экзамен |
|
Всего |
576 |
134 |
20 |
422 |
|
IV. Примерный календарный учебный график
Учебные модули |
Месяц |
|||
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
4 месяц |
|
Проведение обследование детей с целью установления диагноза |
72 |
72 |
- |
- |
Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности |
72 |
72 |
- |
- |
Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов |
- |
- |
36 |
36 |
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей |
- |
- |
36 |
36 |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала |
- |
- |
- |
36 |
Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме |
- |
- |
- |
30 |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
6 |
Итого |
144 |
144 |
144 |
144 |
V. Примерные рабочие программы учебных модулей
Примерная рабочая программа учебного модуля 1"Проведение обследование детей с целью установления диагноза" (А/01.7, В/01.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности (ПК-2), диагностической деятельности (ПК-5), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 1
Код |
Наименования тем, элементов и подэлементов |
1.1 |
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям |
1.1.1 |
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) |
1.1.2 |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (А00-В99) |
1.1.3 |
Аллергия и аллергические болезни |
1.1.4 |
Болезни органов дыхания (J00-J99) |
1.1.5 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (D50-D89) |
1.1.6 |
Болезни органов пищеварения (К00-К93) |
1.1.7 |
Болезни системы кровообращения (I00-I99) |
1.1.8 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00-М99) |
1.1.9 |
Болезни мочеполовой системы (N00-N99) |
1.1.10 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00-Е90) |
1.2 |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям*(15) |
1.2.1 |
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) |
1.2.2 |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (А00-В99) |
1.2.3 |
Аллергия и аллергические болезни |
1.2.4 |
Болезни органов дыхания (J00-J99) |
1.2.5 |
Болезни системы кровообращения (I00-I99) |
1.2.6 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00-М99) |
1.2.7 |
Болезни органов пищеварения (К00-К93) |
1.2.8 |
Болезни мочеполовой системы (N00-N99) |
1.3 |
Методика сбора информации у детей и их родителей (законных представителей) |
1.3.1 |
Паспортные данные. Жалобы. Анамнез заболевания |
1.3.2 |
Анамнез жизни. Генетический, аллергологический и эпидемиологический анамнез |
1.3.3 |
Заключение по анамнезу |
1.4 |
Методика осмотра детей |
1.4.1 |
Общие правила проведения объективного осмотра больного и здорового ребенка |
1.4.2 |
Методика антропометрических исследований. Оценка физического развития |
1.4.3 |
Методика исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки |
1.4.4 |
Методика исследования костно-суставной системы |
1.4.5 |
Методика исследования мышечной системы |
1.4.6 |
Методика исследования периферических лимфатических узлов |
1.4.7 |
Клиническая топография грудной клетки |
1.4.8 |
Методика исследования сердечно-сосудистой системы |
1.4.9 |
Методика исследования дыхательной системы |
1.4.10 |
Методика исследования желудочно-кишечного тракта |
1.4.11 |
Методика исследования мочевыделительной системы |
1.4.12 |
Методика исследования нервной системы |
1.5 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей |
1.5.1 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей периода новорожденности и младенчества |
1.5.2 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей раннего и дошкольного возраста |
1.5.3 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей младшего школьного возраста |
1.5.4 |
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности подростков. Пубертатный период |
1.6 |
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей в норме и при патологических процессах |
1.6.1 |
Особенности и виды регуляции функциональных систем организма |
1.6.2 |
Возможности саморегуляции функциональных систем организма детей в норме и при патологии |
1.7 |
Этиология и патогенез, клиника и дифференциальная диагностика заболеваний детского возраста |
1.7.1 |
Этиология и патогенез заболеваний детского возраста |
1.7.2 |
Клинической картина, дифференциальная диагностика и особенности течения осложнений заболеваний у детей |
1.7.3 |
Показания для направления детей к врачам-специалистам |
1.8 |
Современная классификация детских болезней*(16) |
1.8.1 |
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем |
1.8.2 |
Современная классификация, клиническая симптоматика основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиология и патогенез соматических и инфекционных заболеваний у детей |
1.9 |
Современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний у детей |
1.9.1 |
Методы диагностики наследственные заболеваний |
1.9.2 |
Иммунитет и иммунопатологические состояния, современные возможности диагностики |
1.9.3 |
Аллергия и аллергические заболевания, клиническая и лабораторная диагностика. Особенности сбора аллергологического анамнеза |
1.9.4 |
Методы клинической и параклинической диагностики заболеваний органов дыхания, интерпретация результатов. Особенности сбора анамнеза и физикального осмотра |
1.9.5 |
Методы клинической и параклинической диагностики заболеваний системы кровообращения, интерпретация результатов. Сбор анамнеза, оценка физикальной симптоматики |
1.9.6 |
Методы клинической, лабораторной, инструментальной диагностики болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, интерпретация результатов |
1.9.7 |
Методы клинической и лабораторной диагностики болезней системы крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм. Интерпретация результатов исследования |
1.9.8 |
Методы лабораторных и инструментальных исследований заболеваний органов пищеварения, интерпретация результатов |
1.9.9 |
Методы лабораторных и инструментальных исследований болезней мочеполовой системы, интерпретация результатов |
1.9.10 |
Современные методы клинической, параклинической диагностики заболеваний эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, интерпретация результатов |
1.9.11 |
Современная диагностика некоторых инфекционных и паразитарных болезней. Методика сбора эпидемиологического анамнеза |
1.10 |
Медицинские показания к использованию современных методов лабораторной диагностики заболеваний у детей |
1.10.1 |
Основные соматические и инфекционные заболевания и патологические состояния у детей |
1.10.2 |
Диагностика наследственных и генетических заболеваний |
1.11 |
Медицинские показания к использованию современных методов инструментальной диагностики заболеваний у детей |
1.11.1 |
Основные соматические и инфекционные заболевания и патологические состояния у детей |
1.11.2 |
Диагностика наследственных и генетических заболеваний |
1.12 |
Клиническая картина состояний, требующих неотложной помощи детям |
1.12.1 |
Клиническая картина лихорадочных состояний у детей |
1.12.2 |
Клиническая картина асфиксии у новорожденных |
1.12.3 |
Клиническая картина судорожного синдрома у детей раннего возраста |
1.12.4 |
Клиническая картина инфекционно-токсического шока |
1.12.5 |
Клиническая картина анафилактического шока |
1.12.6 |
Клиническая картина астматического статуса |
1.12.7 |
Клиническая картина острой дыхательной недостаточности |
1.12.8 |
Клиническая картина острой сердечно-сосудистой недостаточности |
1.12.9 |
Клиническая картина печеночной комы |
1.12.10 |
Клиническая картина острых желудочно-кишечных кровотечений |
1.12.11 |
Клиническая картина острой почечной недостаточности |
1.12.12 |
Клиническая картина надпочечниковой недостаточности |
1.12.13 |
Клиническая картина коматозных состояний |
1.13 |
Основные принципы системного подхода |
1.13.1 |
Абстрактно-логическое мышление. Особенности и формы |
1.13.2 |
Анализ и синтез профессиональной информации: современные технологии |
1.13.3 |
Особенности и этапы формирования клинического мышления врача-педиатра. Психология практического мышления |
1.13.4 |
Врачебное поведение. Основы и принципы медицинской деонтологии. Основы медицинской этики. Этический кодекс Российского врача |
1.14 |
Понятие толерантности. Проблемы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий контингента пациентов |
1.14.1 |
Толерантность как способность принятия иного мировоззрения или образа жизни, не представляющего опасность для жизни других людей |
1.14.2 |
Социальные особенности различных контингентов пациентов |
1.14.3 |
Психологические, социологические закономерности и принципы межличностного взаимодействия |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 1 "Проведение обследование детей с целью установления диагноза" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-2), диагностической деятельности (ПК-5), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) - проведение обследование детей с целью установления диагноза.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 2"Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности" (А/02.7.В/02.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций лечебной деятельности (ПК-6), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 2
Код |
Наименование разделов, тем |
2.1 |
Порядки оказания медицинской помощи детям |
2.2 |
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям |
2.2.1 |
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) |
2.2.2 |
Аллергия и аллергические болезни |
2.2.3 |
Болезни органов дыхания (J00-J99) |
2.2.4 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (D50-D89) |
2.2.5 |
Болезни органов пищеварения (К00-К93) |
2.2.6 |
Болезни системы кровообращения (I00-I99) |
2.2.7 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00-М99) |
2.2.8 |
Болезни мочеполовой системы (N00-N99) |
2.2.9 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00-Е90) |
2.2.10 |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (А00-В99) |
2.3 |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям |
2.3.1 |
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) |
2.3.2 |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (А00-В99) |
2.3.3 |
Аллергия и аллергические болезни |
2.3.4 |
Болезни органов дыхания (J00-J99) |
2.3.5 |
Болезни системы кровообращения (I00-I99) |
2.3.6 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00-М99) |
2.3.7 |
Болезни органов пищеварения (К00-К93) |
2.3.8 |
Болезни мочеполовой системы (N00-N99) |
2.4 |
Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний у детей |
2.4.1 |
Современные подходы к терапии болезней новорожденных |
2.4.2 |
Принципы лечения наследственных болезней |
2.4.3 |
Современные подходы к терапии иммунопатологических состояний у детей |
2.4.4 |
Современные методы терапии аллергии и аллергических заболеваний |
2.4.5 |
Современные методы терапии болезней органов дыхания |
2.4.6 |
Современные подходы к терапии болезней органов кровообращения, диффузных болезней соединительной ткани, ревматических заболеваний |
2.4.7 |
Современные подходы к терапии болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм |
2.4.8 |
Современные методы терапии болезней органов пищеварения |
2.4.9 |
Современные подходы к терапии болезней мочевой системы |
2.4.10 |
Современные подходы к терапии болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ |
2.4.11 |
Современные подходы к терапии некоторых инфекционных и паразитарных болезней |
2.5 |
Механизм действия основных групп лекарственных препаратов; медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением |
2.5.1 |
Нейротропные средства |
2.5.2 |
Витамины и витаминоподобные средства |
2.5.3 |
Иммунотропные средства |
2.5.4 |
Антибиотики и противовирусные препараты |
2.5.5 |
Противопаразитарные и противоглистные средства |
2.5.6 |
Антигистаминные препараты |
2.5.7 |
Респираторные средства |
2.5.8 |
Антигипертензивные препараты |
2.5.9 |
Нестероидные противовоспалительные средства |
2.5.10 |
Гематотропные препараты |
2.5.11 |
Антисекреторные средства |
2.5.12 |
Гепатотропные и ферментные препараты |
2.5.13 |
Гормональные препараты |
2.5.14 |
Инсулины |
2.5.15 |
Средства для энтерального и парентерального питания |
2.6 |
Немедикаментозные методы лечения |
2.6.1 |
Различные методы детоксикации. Плазмоферез и гемосорбция |
2.6.2 |
Фитотерапия |
2.6.3 |
Физиотерапия |
2.6.4 |
Лечебная физкультура. Дыхательная гимнастика |
2.6.5 |
Контроль эффективности и безопасности немедикаментозных методов лечения |
2.7 |
Организация и реализация лечебного питания детей в зависимости от возраста и заболевания |
2.7.1 |
Организация и реализация лечебного питания у доношенных новорожденных детей, показания, методы расчета |
2.7.2 |
Организация и реализация лечебного питания у недоношенных новорожденных детей, показания, методы расчета |
2.7.3 |
Диетотерапия у детей с наследственными нарушениями аминокислотного и углеводного обмена (фенилкетонурией, тирозинемией, галактоземией) |
2.7.4 |
Диетотерапия при пищевой аллергии |
2.7.5 |
Питание детей с заболеваниями органов дыхания |
2.7.6 |
Питание детей при заболеваниях сердечно - сосудистой системы |
2.7.7 |
Питание детей при болезняхорганов кроветворения, геморрагических заболеваниях |
2.7.8 |
Питание детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта |
2.7.9 |
Питание детей с заболеваниями мочевой системы |
2.7.10 |
Питание детей при болезнях эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ |
2.7.11 |
Питание детей с инфекционной патологией |
2.8 |
Основные принципы профилактического наблюдения за детьми различных возрастных групп (осмотр, направление к врачам-специалистам и на лабораторное и инструментальное обследование, вакцинопрофилактика) |
2.8.1 |
Функциональные обязанности и критерии оценки деятельности врача-педиатра участкового |
2.8.2 |
Основные принципы и этапы организации профилактических осмотров детей в условиях детской поликлиники. Стандарты профилактической работы |
2.8.3 |
Организация медицинской помощи новорожденным в условиях детской поликлиники |
2.8.4 |
Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (утверждена на XVI съезде педиатров России (февраль 2009 г.)) |
2.8.5 |
Организация и проведение комплексных диспансерных осмотров детей различных возрастных |
2.8.6 |
Методы оценки физического и нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды |
2.8.7 |
Периодичность лабораторного и инструментального обследования детей в диспансерных группах |
2.8.8 |
Показания для направления к врачам-специалистам |
2.8.9 |
Комплексная оценка состояния здоровья детей. Критерии здоровья. Группы здоровья |
2.8.10 |
Возрастные особенности развития иммунной системы. Оценка состояния резистентности организма |
2.8.11 |
Критические периоды в развитии детей. Прогноз состояния здоровья детей. Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная) |
2.8.12 |
Организация амбулаторно-поликлинической помощи подросткам |
2.8.13 |
Оптимизация состояния здоровья детей в соответствии с возрастом, группой здоровья и социальными факторами |
2.8.14 |
Дифференцированная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения и школу. Врачебный контроль периода адаптации |
2.8.15 |
Подготовка детей к вакцинации |
2.9 |
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей |
2.9.1 |
Виды профилактической работы врача-педиатра участкового |
2.9.2 |
Принципы специфической профилактики инфекционных заболеваний. |
2.9.4 |
Методы неспецифической профилактики инфекционных заболеваний |
2.10 |
Медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные осложнения при применении вакцин |
2.10.1 |
Показания и противопоказания к вакцинации |
2.10.2 |
Особенности вакцинации детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья |
2.10.2 |
Поствакцинальные реакции: местные и общие |
2.10.3 |
Поствакцинальные осложнения: энцефалические, аллергические, токсические реакции |
2.10.4 |
Побочное действие (реактогенность вакцин), типы реакций |
2.10.5 |
Меры профилактики поствакцинальных осложнений |
2.11 |
Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
2.11.1 |
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
2.11.2 |
Индивидуальные подходы к вакцинации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 2 "Назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в лечебной деятельности (ПК-6), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) - назначение лечения детям, контроль его эффективности и безопасности.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 3"Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (А/03.7).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций диагностической деятельности (ПК-5), реабилитационной деятельности (ПК-8), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 3
Код |
Наименование разделов, тем |
3.1 |
Разделы реабилитации и их реализация у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
3.1.1 |
Основные компоненты медицинской реабилитации: методологический, биологический, психологический, социально-экономический |
3.1.2 |
Фазы реабилитации: реконвалесценция, реадаптация, ресоциализация |
3.1.3 |
Этапы восстановительного лечения |
3.1.4 |
Общие принципы оздоровления длительно и часто болеющих детей. Составление индивидуальных планов реабилиатации |
3.1.5 |
Лекарственная терапия и немедикаментозные методы реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
3.1.6 |
Принципы восстановительного лечения детей с хронической патологией |
3.1.5 |
Принципы и методы реабилитации детей-инвалидов. Роль семьи в психологической реабилитации |
3.2 |
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
3.2.1 |
Методы лечебной физкультуры в оздоровлении детей |
3.2.2 |
Принципы и методы дыхательной гимнастики |
3.2.3 |
Основные принципы и виды массажа |
3.2.4 |
Основные принципы, виды и методика закаливания детей в разных возрастных группах |
3.2.5 |
Основные принципы гомеопатии |
3.2.6 |
Основные принципы фитотерапии |
3.2.7 |
Применение фитотерапевтических средств в профилактике и реабилитации ранних отклонений в состоянии здоровья детей |
3.2.8 |
Рефлексотерапия в реабилитации детей |
3.2.9 |
Природные лечебные факторы в реабилитации часто болеющих детей |
3.2.10 |
Физиотерапия в системе реабилитации |
3.2.11 |
Контроль и оценка эффективности, безопасности реабилитационных мероприятий |
3.3 |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
3.3.1 |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у длительно и часто болеющих детей |
3.3.2 |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у детей с хронической патологией |
3.3.3 |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у детей-инвалидов. Индивидуальные подходы к составлению программ реабилитации для детей-инвалидов |
3.3.4 |
Санаторно-курортное лечение длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов. Показания и противопоказания |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), реабилитационной деятельности (ПК-8), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) - проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 4"Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей" (А/04.7, В/03.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности (ПК-1), психолого-педагогической деятельности (ПК-9), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 4
Код |
Наименование разделов, тем |
4.1 |
Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования |
4.1.1 |
Целевые комплексные программы по охране и укреплению здоровья детей и подростков. Роль участковой, стационарной и санаторной службы |
4.1.2 |
Понятие "Здоровье": индивидуальное и общественное здоровье, факторы, влияющие на здоровье, ресурсы и потенциал здоровья. Культура и социальная обусловленность здоровья |
4.1.3 |
Формирование здорового образа жизни и ответственного отношения к здоровью. Принципы здорового образа жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний |
4.1.4 |
Закаливание, массаж, гимнастика |
4.1.5 |
Гигиеническое воспитание детского населения. Роль участкового педиатра |
4.1.6 |
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, табакокурения, алкоголизма |
4.2 |
Формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и медицинского персонала |
4.2.1 |
Задачи санитарно-просветительной работы |
4.2.2 |
Формы санитарно-просветительной работы: устная, печатная, наглядная |
4.2.3 |
Методы устной формы санитарно-просветительной работы: лекции, беседы, доклады, громкие чтения, ответы на вопросы, курсовые занятия, вступления по радио |
4.2.4 |
Методы печатной пропаганды: лозунг, листовка, памятка, брошюра, бюллетень |
4.2.5 |
Методы наглядной (изобразительной) формы санитарно-просветительной работы: графический метод, живопись |
4.2.6 |
Трудовая и профессиональная ориентация подростков |
4.2.7 |
Создание здоровых социальных и бытовых условий, формирование здорового образа жизни |
4.2.8 |
Рациональное питание детей |
4.2.9 |
Воспитание здорового поколения |
4.2.10 |
Профилактика инфекционных заболеваний |
4.2.11 |
Гигиеническое воспитание школьников |
4.2.12 |
Санитарное просвещение родителей (законных представителей) |
4.2.13 |
Гигиеническая подготовка педагогов |
4.2.14 |
Способы обеспечения доступности санитарно-просветительной информации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 4 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-1), психолого-педагогической деятельности (ПК-9), организационно-управленческой деятельности (ПК-10)- проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, в том числе санитарно-просветительной работе по формированию здорового образа жизни, среди детей и их родителей.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 5"Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала" (А/05.7, В/04.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности (ПК-4), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 5
Код |
Наименования тем, элементов |
5.1 |
Правила оформления медицинской документации в организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Педиатрия" |
5.1.1 |
Отчетно-учетная документация педиатрического кабинета |
5.1.2 |
Особенности ведения медицинской карты стационарного пациента педиатрического профиля |
5.1.3 |
Правила оформления журнала приема пациентов и отказов в госпитализации |
5.1.4 |
Ответственность, связанная с ненадлежащим ведением медицинской документации |
5.2 |
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях по профилю "Педиатрия" по занимаемой должности |
5.3 |
Принципы и подходы, обеспечивающие контроль качества медицинской помощи в медицинской организации |
5.3.1 |
Качество медицинской помощи: определение, основные понятия |
5.3.2 |
Принципы, обеспечивающие контроль качества медицинской помощи в медицинской организации |
5.4 |
Представление медико-статистических показателей для отчета о деятельности медицинской организации |
5.4.1 |
Перечень учетной документации |
5.4.2 |
Основные показатели деятельности поликлиники |
5.4.3 |
Показатели заболеваемости и методика их расчета |
5.4.4 |
Показатели инвалидности и методика их расчета |
5.4.5 |
Показатели деятельности стационара |
5.5 |
Правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
5.5.1 |
Базовые умения работы на персональном компьютере |
5.5.2 |
Операционная система. Пользователь. Рабочий стол. Папки и файлы |
5.5.3 |
Основы работы с офисными приложениями |
5.5.4 |
Базовые умения работы в сети "Интернет |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 5 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-4), организационно-управленческой деятельности (ПК-10) - проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности, находящегося в распоряжении медицинского персонала.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 6"Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме" (А/06.7, В/05.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-7), организационно-управленческой деятельности (ПК-10, ПК-12) врача-педиатра.
Содержание примерной рабочей программы учебного модуля 6
Код |
Наименования тем, элементов |
6.1 |
Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки оказания медицинской помощи в экстренной форме |
6.2 |
Угрожающие жизни состояния, при которых медицинская помощь должна оказываться в экстренной форме |
6.2.1 |
Шок тяжелой (III-IV) степени |
6.2.2 |
Кома II-IIIстепени различной этиологии |
6.2.3 |
Острая, обильная или массивная кровопотеря |
6.2.4 |
Острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени, или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения |
6.2.5 |
Острая почечная или острая печеночная, или острая надпочечниковая недостаточность тяжелой степени, или острый панкреонекроз |
6.2. 6 |
Острая дыхательная недостаточность тяжелой степени |
6.2.7 |
Гнойно-септическое состояние: сепсис или перитонит, или гнойный плеврит, или флегмона |
6.2.8 |
Расстройство регионального и (или) органного кровообращения, приводящее к инфаркту внутреннего органа или гангрене конечности; эмболия (газовая, жировая, тканевая или тромбоэмболия) сосудов головного мозга или легких |
6.2.9 |
Острое отравление химическими и биологическими веществами медицинского и немедицинского применения, в том числе наркотиками или психотропными средствами, ли снотворными средствами, или препаратами, действующими преимущественно на сердечно-сосудистую систему, или алкоголем и его суррогатами, или техническими жидкостями, или токсическими металлами, или токсическими газами, или пищевое травление, вызвавшее угрожающее жизни состояние |
6.2.10 |
Различные виды механической асфиксии; последствия воздействия высокой или низкой температуры (тепловой удар, солнечный удар, общее перегревание, переохлаждение организма); последствия воздействия высокого или низкого атмосферного давления (баротравма, кессонная болезнь), последствия воздействия технического или атмосферного электричества (электротравма), последствия воздействия других форм неблагоприятного воздействия (обезвоживание, истощение, перенапряжение организма) вызвавшее угрожающее жизни состояние |
6.3 |
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законного представителя) |
6.3.1 |
Паспортная часть |
6.3.2 |
Жалобы пациента |
6.3.3 |
Анамнез болезни |
6.3.4 |
Общий анамнез |
6.3.5 |
Анамнез жизни |
6.4 |
Методика физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) |
6.4.1 |
Обязательное общеклиническое обследование |
6.4.2 |
Обязательные специальные методы обследования |
6.5 |
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания |
6.5.1 |
Потеря сознания |
6.5.2 |
Прекращение дыхания |
6.5.3 |
Исчезновение пульса |
6.6 |
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации |
6.6.1 |
Показания к проведению базовой сердечно-легочной реанимации |
6.6.2 |
Прекращение реанимации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 6 "Оказание медицинской помощи детям в экстренной форме"используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-7), организационно-управленческой деятельности (ПК-10, ПК-12) - оказание медицинской помощи детям в экстренной форме.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
VI. Организационно-педагогические условия
6.1.При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующая материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов занятий. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", и профессиональным стандартам (при наличии).
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельностью которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
6.2. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
6.3. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.
VII. Формы аттестации
7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
7.2. Промежуточная аттестация по отдельным разделам Программы осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
7.3. Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-педиатра в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
7.5. Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(17).
VIII. Оценочные материалы
8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. Основные принципы многофакторной оценки состояния здоровья.
2. Методика оценки показателей состояния здоровья детского и подросткового населения.
3. Основные профессиональные обязанности и права медицинских работников.
4. Принципы и задачи медицинского страхования.
5. Терморегуляция в норме и патологии.
6. Типы иммунопатологических реакций.
7. Классификация антибактериальных препаратов цефалоспоринового ряда.
8. Современная классификация нестероидных противовоспалительных лекарственных средств.
9. Критерии Всемирной Организации Здравоохранения для оценки физического развития детей и подростков.
10. Современный календарь вакцинопрофилактики.
11. Формы организации поликлинической помощи детям.
12. Современные представления о нутритивном программировании.
13. Роль функциональных компонентов грудного молока в формировании здоровья ребенка.
14. Классификация молочных смесей, применяемых при пищевой аллергии у детей.
15. Пребиотики и пробиотики в составе молочных смесях с позиции доказательной медицины.
16. Современная схема введения прикорма ребенку первого года жизни.
17. Неонатальный скрининг в России.
18. Методы лабораторной диагностики аллергических заболеваний.
19. Современные принципы обследования и реабилитации часто болеющих детей.
20. Синдром задержки внутриутробного развития: дифференциальная диагностика.
21. Современные принципы лабораторной диагностики внутриутробной инфекции.
22. Принципы небулайзерной терапии при бронхитах у детей.
23. Этиологическая характеристика внебольничных пневмоний в зависимости от возраста ребенка.
24. Нефротический синдром у детей: дифференциальная диагностика.
25. Дифференциальная диагностика симптоматических артериальных гипертензий в практике педиатра.
26. Критерии диагностики инфекционного эндокардита у детей.
27. Терапия железодефицитной анемии у детей: современная классификация препаратов железа.
28. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, проявляющиеся рвотой: критерии диагностики.
29. Желчекаменная болезнь у детей.
30. Дифференциальная диагностика острого абдоминального синдрома у детей.
8.2. Примеры заданий, выявляющих практическую подготовку врача-педиатра:
1. Рассчитайте суточный объем грудного молока, необходимый ребенку с 2 месяцев с весом 4200г.
2. Составьте рацион питания здоровому ребенку 7 месяцев.
3. Составьте индивидуальную программу введения прикорма ребенку 5 месяцев, страдающему пищевой аллергией.
4. Оцените физическое развитие ребенка 4 лет: вес 13 кг, рост 98 см.
5. Определите антибактериальные препараты первой и второй линии терапии внебольничной пневмонии у ребенка 7 лет.
6. Перечислите основные этапы первичной реанимации.
7. Техника иммобилизации ребенка с травмой позвоночника.
8. Оказание первичной помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути.
9. Дайте характеристику копрограммы у пациента, страдающего язвенным колитом.
10. Предложите программу обследования родственников пациента, страдающего целиакией.
11. Дайте описание электрокардиограммы у ребенка с пароксизмальной наджелудочковой тахикардией.
12. Принципы купирования острого приступа бронхиальной астмы у ребенка.
13. Перечислите препараты для купирования печеночной колики.
14. Рассчитайте дозу внутривенного иммуноглобулина для лечения ребенка 10 кг с болезнью Кавасаки.
15. Определите план диспансерного наблюдения за ребенком, перенесшим острый пиелонефрит.
16. Определите план наблюдения за ребенком, страдающим хроническим гломерулонефритом.
17. Дайте описание рентгенограммы органов грудной клетки у ребенка с острой микоплазменной инфекцией.
18. Принципы проведения оральнойрегидратации у ребенка с острым гастроэнтеритом.
19. Неотложные мероприятия при острой надпочечниковой недостаточности.
20. Оказание первой помощи ребенку с судорожным синдромом.
21. Составьте рацион питания ребенку с хроническим гастродуоденитом.
22. Описание коагулограммыпри витамин К-зависимой коагулопатии.
23. Перечислите клинические симптомы, характерные для пациентов с синдромом вегетативной дистонии по парасимпатическому типу.
24. Дайте описание аускультативной картины и клинических проявлений у ребенка с коарктацией аорты.
25. Критерии диагностики тяжести дыхательной недостаточности.
8.3. Примеры тестовых заданий:
Выберите один правильный ответ
1. Массовые скрининг - программы наследственных болезней это:
а) профилактическое обследование населения
б) обследование детей, родившихся с отклонениями в состоянии здоровья
в) обследование детей, родившихся впороками развития
г)безвыборочное обследование новорожденных в первые дни жизни
д) обследование детей на первом году жизни
Ответ: г
2. Качество профилактической работы в детской поликлинике определяется:
а) числом профилактических посещений на одного ребенка в год
б) полнотой и своевременностью проведения профилактических мероприятий
в) изменением показателей здоровья детей
г) своевременностью осмотров врачами-специалистами
д) распределением детей по группам здоровья
Ответ: б
3. Показатель младенческой смертностирассчитывается по месту:
а) смерти
б) жительства матери
в) жительства отца
г) жительства ребенка
д) регистрации рождения ребенка
Ответ: г
4. Интегрированный показатель здоровья детского населения это:
а) первичная заболеваемость
б) распространенность хронических заболеваний
в) показатель охвата диспансерным наблюдением
г) группа здоровья
д) патологическая пораженность
Ответ: г
5. Абсолютное противопоказание к вскармливанию грудным молоком со стороны ребенка:
а) гемолитическая болезнь новорожденных
б) галактоземия
в) внутрижелудочковоекровоизлияние
г)недоношенность
д) пороки челюстно-лицевой области
Ответ: б
6. Состояние, являющееся противопоказанием к кормлению грудью со стороны матери:
а) острая респираторная вирусная инфекция
б) гепатитА
в)инсулинозависимый сахарный диабет
г)аутоиммунный тиреоидит
д) открытая форма туберкулеза
Ответ: д
7. Тип наследования, при котором значимо чаще больные рождаются в семьях с близкородственными браками:
а) аутосомно-доминантный
б) аутосомно-рецессивный
в) Х-сцепленный доминантный
г) Х-сцепленный рецессивный
д) У-сцепленный
Ответ: б
8. Вероятность рождения больного ребенка в семье, в которой отец страдает муковисцидозом (аутосомно-рецессивный тип наследования), а мать является гетерозиготной носительницей патологического гена:
а) 0%
б) 25%
в) 50%
г) 75%
д) 100%
Ответ: в
9. Сальбутамол относится к группе препаратов:
а) антагонистов лейкотриеновых рецепторов
б) ингаляционных глюкокортикоидов
в) пролонгированных -2 агонистов
г) -2 агонистов короткого действия
д) кромонов
Ответ: г
10. Длительность базисной терапии бронхиальной астмы при достижении контроля заболевания должна составлять не менее:
а) 2 нед.
б) 3 нед.
в) 1 мес.
г) 3 мес.
д) 6 мес.
Ответ: г
-------------------------------------------
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; 2016, N 27, ст. 4223) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
*(2) Пункт 9Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013, регистрационный N 29444).
*(3) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).
*(4) Приказ Министерства труда от 25 июня 2015 г. N 400н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по педиатрии"" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37980).
*(5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1060 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.19 Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2014 г., регистрационный N 34501).
*(6) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(7) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237).
*(8) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(9) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(10) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).
*(11) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1060 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.19Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2014 г., регистрационный N 34501).
*(12) ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.
*(13) П/А - промежуточная аттестация.
*(14) Т/К - текущий контроль.
*(15) Электронная библиотека.
*(16)
*(17) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздрав подготовил проект примерной дополнительной программы профпереподготовки врачей по специальности "Педиатрия" со сроком освоения 576 академических часов. Программа будет содержать:
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы;
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы.