Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"
(подготовлен Минздравом России 21.11.2019 г.)
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 9) приказываю:
утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" согласно приложению.
Министр |
В.И. Скворцова |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от "__" ________ 2019 г. N ___
Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"
I. Общие положения
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).
Вид программы: практикоориентированная.
Трудоемкость освоения - 576 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения;
- планируемые результаты освоения образовательной Программы;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерные рабочие программы учебных модулей: "Ведение статистического учета в медицинской организации"; "Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации"; "Управление структурным подразделением медицинской организации"; "Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации"; "Управление процессами деятельности медицинской организации"; "Управление медицинской организацией".
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации*(2);
- оценочные материалы2.
1.2. Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
На обучение по программе могут быть зачислены врачи с высшим медицинским образованием по одной из специальностей укрупненных групп специальностей - "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина", прошедшие обучение по программам интернатуры/ординатуры по одной из специальностей, указанных в квалификационных требованиях к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"*(3).
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией.
Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом*(4):
А. Ведение статистического учета в медицинской организации:
А/01.7 Статистический учет в медицинской организации;
А/02.7 Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
В. Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации:
В/01.7 Организация статистического учета в медицинской организации;
В/02.7 Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации.
C. Управление структурным подразделением медицинской организации:
С/01.8 Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации;
С/02.8 Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации;
С/03.8 Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации.
D. Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации:
D/01.8 Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации;
D/02.8 Управление ресурсами медицинской организации;
D/03.8 Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации;
D/04.8 Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации;
D/05.8 Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации.
E. Управление процессами деятельности медицинской организации:
Е/01.8 Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации.
F. управление медицинской организацией.
1.3. Программа разработана на основании квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"3, требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования*(5).
1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы.
1.5. Для формирования профессиональных компетенций, необходимых для оказания медицинской помощи больным, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование профессиональных компетенций врача-организатора общественного здоровья и здравоохранения. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационной характеристикой должности врача-организатора общественного здоровья и здравоохранения и требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ*(6).
1.7. Примерный учебный план с примерным календарным учебным графиком определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы в медицинских организациях в зависимости от условий оказания медицинской помощи по профилю "Организация здравоохранения и общественное здоровье", соответствующие требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания соответствующих образовательных и научных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы*(7).
1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими Программы, с учетом содержания Программы и предложений организаций, направляющих врачей-организаторов здравоохранения и общественного здоровья на стажировку.
1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(8). Организация, осуществляющая обучение, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением практической подготовки обучающихся.
1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей обучение, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы*(9).
1.12. В Программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(10).
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, обеспечиваемым учебными модулями:
Характеристика универсальных компетенции*(11)(далее - УК) врача-организатора здравоохранения и общественного здоровья, подлежащих совершенствованию.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
УК-1. Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
Умеет:
- использовать профессиональные и психолого-педагогические знания в процессах усвоения алгоритма деятельности при решении задач врача-организатора здравоохранения;
- использовать в практической деятельности навыки аргументации публичной речи, ведения дискуссии и полемики, практического анализа и логики различного рода рассуждений;
- использовать профессиональные и психолого-педагогические знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентами, коллегами, экспертами;
- использовать профессиональные и психолого-педагогические знания в научно-исследовательской, аналитической и просветительской работе;
- использовать основы философских знаний для оценки и анализа различных социальных тенденций, явлений и медицинских фактов;
- формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды, убеждения;
- переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.
УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Умеет:
- уважительно принимать особенности других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в различных социальных группах;
- терпимо относиться к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению;
- сотрудничать с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
УК-3. Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Умеет:
- проектировать и проводить обучающие семинары по вопросам законодательства в сфере здравоохранения;
- руководить нормативными документами, регулирующими организацию здравоохранения различного уровня;
- проектировать и проводить обучающие семинары по вопросам диагностики, лечения, профилактики, экспертизы трудоспособности;
Характеристика новых профессиональных компетенций (далее - ПК) врача-организатора здравоохранения и общественного здоровья.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
ПК-1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Умеет:
- анализировать показатели, характеризующие деятельность медицинской организации, и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
- составлять прогноз показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих здоровье населения;
- анализировать данные статистической отчетности;
- разрабатывать и оценивать показатели внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- кодировать записи в документах в соответствии с Международной классификации болезней (далее - МКБ);
- организовывать и проводить социологические исследования;
- использовать в работе информационно-аналитические медицинские системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- осуществлять подготовку презентационных материалов, информационно-аналитических материалов, справок о деятельности медицинской организации или ее подразделений для предоставления руководству организации;
- осуществлять подготовку материалов к совещаниям в медицинской организации;
- соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
- осуществлять подготовку материалов, статей для печатных и электронных средств массовой информации (далее - СМИ);
- анализировать медико-экономическую, социально-демографическую ситуацию, влияющую на деятельность медицинской организации.
ПК-2. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Умеет:
- выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;
- оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме.
ПК-3. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков.
Умеет:
- рассчитывать показатели, характеризующие деятельность медицинской организации, и показатели здоровья населения;
- составлять план работы и отчет о своей работе, анализирует свою деятельность;
- представлять данные статистической отчетности:
- готовить статистические отчеты медицинской организации;
- кодировать записи в учетных медицинских документах в соответствии с правилами МКБ и проблем, связанных со здоровьем;
- использовать в своей работе информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
- разрабатывать и оценивает показатели внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- вести документацию и контролировать качество ее заполнения;
- консультировать работников медицинской организации по вопросам медицинской статистики;
- взаимодействовать с руководством медицинской организации и руководителями других структурных подразделений медицинской организации;
- организовать сбор и анализ информации о деятельности медицинской организации;
- планировать деятельность и обосновывать проекты развития медицинской организации;
- составлять прогноз показателей деятельности медицинской организации на территории обслуживания медицинской организации;
- производить оценку деятельности медицинской организации.
ПК-4. Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Умеет:
- рассчитывать показатели, характеризующие деятельность медицинской организации, и показатели, характеризующие состояние здоровья населения
- взаимодействовать с руководством медицинской организации и руководством других структурных подразделений медицинской организации
- анализировать данные для проведения санитарно-просветительной работы и формирует методические материалы
- рассчитывать потребности медицинской организации в ресурсах в соответствии с показателями, характеризующими состояние здоровья населения
- использовать в работе информационно-аналитические системы, связанные с организацией и оказанием медицинской помощи, и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- анализировать данные статистической отчетности.
ПК-5. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Умеет:
- формировать отчеты о деятельности структурного подразделения медицинской организации;
- использовать методы мотивирования работников структурного подразделения медицинской организации;
- управлять ресурсами структурного подразделения медицинской организации;
- осуществлять отбор и расстановку работников в структурном подразделении медицинской организации;
- использовать в работе информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- анализировать показатели деятельности структурного подразделения медицинской организации;
- составлять план ресурсного обеспечения, показателей деятельности структурного подразделения медицинской организации;
- соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных работников;
- организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
- использовать процессный подход в управлении медицинской организации;
- использовать технологические карты процессов медицинской организации;
- обеспечивать участие работников в реализации системы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности;
- разрабатывать планы деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации;
- применять инструменты контроля деятельности находящихся в подчинении работников организационно-методического подразделения медицинской организации;
- разрабатывать планы деятельности и программы, формировать систему показателей медицинской организации;
- организовать сбор и анализ информации о деятельности структурных подразделений медицинской организации;
- организовать работу трудового коллектива, осуществляет постановку целей и формулирует задачи, определять приоритеты;
- составлять прогноз деятельности подразделений медицинской организации;
- разрабатывать бизнес-план развития медицинской организации;
- производить оценку эффективности деятельности медицинской организации, разрабатывает и выбирает оптимальные управленческие решения;
- организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в подразделениях медицинской организации;
- оценивать риски, связанные с реализацией управленческих решений;
- проводить публичные выступления и организовывать взаимодействие со СМИ и с общественностью;
- формировать отчеты, в том числе аналитические о результатах деятельности медицинской организации;
- планировать ресурсное обеспечение медицинской организации;
- использовать навыки делового общения: проведение совещаний, деловая переписка, электронный документооборот;
- проводить публичные выступления и организовать взаимодействие со СМИ и с общественностью;
- разрабатывать планы и программы, формировать систему показателей деятельности медицинской организации;
- организовать работу трудового коллектива, осуществлять постановку целей и формулировку задач, определяет приоритеты;
- оценивать эффективность деятельности медицинской организации, вырабатывать варианты управленческих решений и оценивать риски, связанные с их реализацией;
- осуществлять финансовое управление медицинской организации;
- осуществлять общее управление медицинской организации;
- осуществлять управление рисками медицинской организации;
- осуществлять управление работниками медицинской организации;
- осуществлять управление информационными ресурсами;
- осуществлять управление качеством услуг;
- осуществлять стратегическое управление;
- вырабатывать видение, миссию, стратегию медицинской организации, формирование организационной культуры;
- разрабатывать и реализовывать стратегический план деятельности медицинской организации;
- обеспечивать вовлеченность работников медицинской организации в достижение стратегических целей деятельности медицинской организации;
- разрабатывать проекты локальных нормативных актов, методических рекомендаций для медицинской организации;
- взаимодействовать и сотрудничать с иными организациями;
- организовать взаимодействие со СМИ и с общественностью.
ПК-6. Готовность к оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
Умеет:
- планировать ресурсное обеспечение подразделений медицинской организации;
- осуществлять подбор медицинских работников в медицинскую организацию;
- использовать в работе информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- документировать организационно-управленческую деятельность;
- применять системный подход к решению управленческих задач по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
- выстраивать систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
ПК-7. Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
Умеет:
- выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;
- оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме.
ПК-8. Готовность к оценке экономических и финансовых показателей, применяемых в сфере охраны здоровья граждан.
Умеет:
- формировать аналитические отчеты по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации;
- осуществлять контроль ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации;
- использовать методы менеджмента качества;
- контролировать соблюдение плана внутренних аудитов в медицинской организации;
- представлять вышестоящему руководству аналитический отчет по результатам внутренних аудитов в медицинской организации.
III. Примерный учебный план
Код |
Наименование разделов модулей |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|||
лекции |
ОСК |
ПЗ, СЗ, ЛЗ*(12) |
|||||
Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Статистический учет в медицинской организации" (А/01.7) | |||||||
1.1 |
Медицинская статистика. История, развитие, современное состояние |
2 |
2 |
- |
- |
П/А*(13) |
|
1.2 |
Относительные величины |
6 |
2 |
- |
4 |
Т/К*(14) |
|
1.3 |
Статистический анализ динамических закономерностей общественного здоровья |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К П/А |
|
1.4 |
Методы и алгоритмы стандартизации показателей общественного здоровья |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К
|
|
1.5 |
Средние величины |
8 |
- |
- |
8 |
Т/К |
|
1.6 |
Статистика здоровья и здравоохранения |
10 |
- |
- |
10 |
Т/К П/А |
|
1.7 |
Непараметрические методы исследования |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
1.8 |
Динамические ряды |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
1.9 |
Графические изображения |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К |
|
1.10 |
Показатели сезонности |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/02.7) | |||||||
2.1 |
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
6 |
6 |
- |
- |
Т/К |
|
2.2 |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Организация статистического учета в медицинской организации" (В/01.7) | |||||||
3.1 |
Организация статистического исследования |
4 |
2 |
- |
2 |
Т/К |
|
3.2 |
Прогноз показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих здоровье населения |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
3.3 |
Кодирование записи в документах в соответствии с МКБ |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
3.4 |
Анализ медико-экономической, социально-демографической ситуации, влияющей на деятельность медицинской организации |
6 |
6 |
- |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации" (В/02.7) | |||||||
4.1 |
Оценка внешней среды медицинской организации |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
4.2 |
Планирование кадрового обеспечения медицинской организации |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
4.3 |
Планирование финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/01.8) | |||||||
5.1 |
Организация работы структурного подразделения медицинской организации |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К |
|
5.2 |
Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
5.3 |
Разработка системы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
5.4 |
Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/02.8) | |||||||
6.1 |
Планирование ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации |
2 |
- |
- |
2 |
Т/К |
|
6.2 |
Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации |
154 |
- |
- |
154 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/03.8) | |||||||
7.1 |
Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
7.2 |
Контроль выполнения работниками структурного подразделения медицинской организации правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 8 "Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации" (D/01.8) | |||||||
8.1 |
Подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности медицинской организации |
6 |
- |
6 |
- |
Т/К |
|
8.2 |
Обоснование и контроль достижения показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей здоровья населения |
6 |
- |
6 |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 9 "Управление ресурсами медицинской организации" (D/02.8) | |||||||
9.1 |
Планирование потребности в ресурсах медицинской организации |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
9.2 |
Подготовка плана закупок |
4 |
2 |
- |
2 |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 10 "Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации" (D/03.8) | |||||||
10.1 |
Подготовка текущей статистической и аналитической информации о деятельности медицинской организации |
18 |
18 |
- |
- |
Т/К |
|
10.2 |
Консультирование работников медицинской организации по организационно-методическим вопросам |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
12.3 |
Гражданско-правовая ответственность при нарушении прав пациентов |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 11 "Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации" (D/03.8) | |||||||
11.1 |
Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
11.2 |
Формирование отчетов организационно-методического подразделения медицинской организации, в том числе аналитических |
4 |
- |
- |
4 |
Т/К |
|
11.3 |
Контроль выполнения работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, пожарной безопасности |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 12 "Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации" (D/05.8) | |||||||
12.1 |
Разработка документационного сопровождения системы внутреннего контроля качества в медицинской организации |
4 |
2 |
- |
2 |
Т/К П/А |
|
12.1 |
Разработка документационного сопровождения системы внутреннего контроля качества в медицинской организации |
4 |
- |
4 |
- |
Т/К |
|
12.3 |
Координация работ по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
2 |
- |
2 |
- |
Т/К |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля 13 "Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации" (Е/01.8) | |||||||
13.1 |
Разработка планов перспективного развития медицинской организации |
6 |
6 |
- |
- |
Т/К |
|
13.2 |
Определение перечня и установление значений целевых показателей деятельности структурных подразделений медицинской организации |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
|
Итоговая аттестация |
6 |
- |
- |
6 |
Экзамен |
||
Всего |
576 |
171 |
18 |
387 |
|
IV. Примерный календарный учебный график
Учебные модули |
Месяцы |
|||
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
4 месяц |
|
Статистический учет в медицинской организации (А/01.7) |
40 |
- |
- |
- |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме (А/02.7) |
14 |
- |
- |
- |
Организация статистического учета в медицинской организации (В/01.7) |
14 |
- |
- |
- |
Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации (В/02.7) |
8 |
- |
- |
- |
Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации (С/01.8) |
12 |
- |
- |
- |
Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации (С/02.8) |
56 |
100 |
- |
- |
Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации (С/03.8) |
- |
12 |
- |
- |
Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации (D/01.8) |
- |
12 |
- |
- |
Управление ресурсами медицинской организации (D/02.8) |
- |
8 |
- |
- |
Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации (D/03.8) |
- |
6 |
- |
- |
Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации (D/03.8) |
- |
- |
6 |
- |
Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации (D/04.8) |
- |
- |
14 |
- |
Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации (D/05.8) |
- |
- |
16 |
- |
Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации (Е/01.8) |
- |
- |
12 |
- |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
6 |
Итого |
144 |
144 |
144 |
144 |
V. Примерные рабочие программы учебных модулей
Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Статистический учет в медицинской организации" (А/01.7).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой деятельности (ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 1
Код |
Наименования тем, элементов |
1.1 |
Медицинская статистика. История, развитие, современное состояние |
1.1.1 |
Статистика как общественная наука |
1.1.2 |
Медицинская или санитарная статистика |
1.1.3 |
Разделы санитарной статистики |
1.1.4 |
История развития статистики за рубежом и в России |
1.1.5 |
Организация государственной статистики |
11.6 |
Ведомственная статистика |
1.2 |
Относительные величины |
1.2.1 |
Виды статистических величин |
1.2.2 |
Методика расчета производных статистических величин |
1.2.3 |
Оценка и анализ относительных величин |
1.2.4 |
Расчет показателей по неполным данным |
1.3 |
Статистический анализ динамических закономерностей общественного здоровья |
1.3.1 |
Оценка основных показателей здоровья населения |
1.3.2 |
Выявление основных закономерностей общественного здоровья |
1.4 |
Методы и алгоритмы стандартизации показателей общественного здоровья |
1.4.1 |
Стандартизация как метод сравнения обобщающих показателей |
1.4.2 |
Основные методы стандартизации |
1.5 |
Средние величины |
1.5.1 |
Средняя величина как обобщающая характеристика |
1.5.2 |
Основные характеристики вариационного ряда |
1.5.3 |
Характеристики нормального распределения |
1.6 |
Статистика здоровья и здравоохранения |
1.6.1 |
Основные характеристики показателей здоровья населения |
1.6.2 |
Основные закономерности статистики здравоохранения |
1.7 |
Непараметрические методы исследования |
1.7.1 |
Основные направления применения непараметрических критериев |
1.7.2 |
Преимущество непараметрических критериев |
1.8 |
Динамические ряды |
1.8.1 |
Виды динамических рядов |
1.8.2 |
Основные характеристики и способы выравнивания динамических рядов |
1.9 |
Графические изображения |
1.9.1 |
Графические изображения как важнейший элемент анализа статистических данных |
1.9.2 |
Виды графических изображений в медико-статистических исследованиях |
1.10 |
Показатели сезонности |
1.10.1 |
Периодичность - как неотъемлемое свойство материи |
1.10.2 |
Сезонность как разновидность происходящих динамических процессов в статистике здоровья и здравоохранения |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 1 "Статистический учет в медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3) деятельности - ведение статистического учета в медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (А/02.7).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-2), организационно-управленческой деятельности (ПК-7).
Содержание рабочей программы учебного модуля 2
Код |
Наименования тем, элементов |
2.1 |
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
2.2.1 |
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме |
2.2 |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) |
2.2.1 |
Применение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 2 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенции в профилактической (ПК-2), организационно-управленческой деятельности (ПК-7) - оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Организация статистического учета в медицинской организации" (В/01.7).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой (ПК-5, ПК-6, ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 3
Код |
Наименования тем, элементов |
3.1 |
Организация статистического исследования |
3.1.1 |
Анализ показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показатели, характеризующие состояние здоровья населения |
3.2 |
Прогноз показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих здоровье населения |
3.2.1 |
Анализ данных статистической отчетности |
3.2.2 |
Оценка показателей внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности |
3.3 |
Кодирование записи в документах в соответствии с МКБ |
3.3.1 |
Организация и проведение социологических исследований |
3.3.2 |
Обеспечение безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну |
3.4 |
Анализ медико-экономической, социально-демографической ситуации, влияющей на деятельность медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Организация статистического учета в медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенции в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-6, ПК-8) - организация статистического учета в медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации" (В/02.7).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой (ПК-8) деятельности.
Содержание рабочей программы учебного модуля 4
Код |
Наименования тем, элементов |
4.1 |
Оценка внешней среды медицинской организации |
4.1.1 |
Оценка эффективности внедрения новых организационных технологий в деятельность медицинской организации |
4.1.2 |
Организация электронного документооборота в медицинской организации |
4.2 |
Планирование кадрового обеспечения медицинской организации |
4.2.1 |
Планирование потребности медицинской организации в ресурсах |
4.2.2 |
Подготовка методических материалов и их внедрение в деятельность медицинской организации |
4.3 |
Планирование финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации |
4.3.1 |
Анализ и оценка результатов проведения социологических опросов |
4.3.2 |
Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 4 "Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенции в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой деятельности (ПК-8) - ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/01.8) .
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-1), психолого-педагогической (ПК-4), организационно-управленческой (ПК-5) деятельности.
Содержание рабочей программы учебного модуля 5
Код |
Наименования тем, элементов |
5.1 |
Организация работы структурного подразделения медицинской организации |
5.1.1 |
Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации |
5.1.2 |
Разработка системы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации |
5.1.3 |
Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников структурного подразделения медицинской организации |
5.2 |
Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации |
5.2.1 |
Работа во врачебной комиссии медицинской организации |
5.2.2 |
Организация предоставления информационно-справочных материалов по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни |
5.2.3 |
Формирование и поддержание корпоративной культуры медицинской организации |
5.3 |
Организация работы структурного подразделения медицинской организации |
5.3.1 |
Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации |
5.3.2 |
Разработка системы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации |
5.4 |
Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников структурного подразделения медицинской организации |
5.4.1 |
Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации |
5.4.2 |
Работа во врачебной комиссии медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 5 "Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенции в профилактической (ПК-1), психолого-педагогической (ПК-4), организационно-управленческой деятельности (ПК-5) - организация деятельности структурного подразделения медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/02.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 6
Код |
Наименования тем, элементов |
6.1 |
Планирование ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации |
6.1.1 |
Анализ результатов деятельности структурного подразделения медицинской организации |
6.1.2 |
Разработка и планирование показателей деятельности работников структурного подразделения медицинской организации |
6.2 |
Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации |
6.2.2 |
Составление графика работы, графика сменности и графика отпусков медицинских работников структурного подразделения медицинской организации |
6.2.3 |
Планирование ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 6 "Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-8) - планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации" (С/03.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-6, ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 7
Код |
Наименования тем, элементов |
7.1 |
Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации |
7.1.1 |
Разработка проектов локальных актов медицинской организации |
7.1.2 |
Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации |
7.1.3 |
Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации медицинских изделий в структурном подразделении медицинской организации |
7.2 |
Контроль выполнения работниками структурного подразделения медицинской организации правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 7 "Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-6, ПК-8) - контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 8 "Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации" (D/01.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой (ПК-5) деятельности.
Содержание рабочей программы учебного модуля 8
Код |
Наименования тем, элементов |
8.1 |
Подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности медицинской организации |
8.1.1 |
Разработка планов перспективного развития медицинской организации |
8.1.2 |
Подготовка обоснования объемов медицинской помощи в соответствии с ресурсами медицинской организации и потребностями населения |
8.2 |
Обоснование и контроль достижения показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей здоровья населения |
8.2.1 |
Разработка оптимальной организационно-управленческой структуры медицинской организации |
8.2.2 |
Контроль эффективности электронного документооборота в медицинской организации, соблюдения норм и правил медицинского электронного документооборота |
8.3 |
Обеспечение безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну |
8.3.1 |
Контроль и оценка результатов социологических исследований |
8.3.2 |
Организация и контроль проведения мониторинга показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей здоровья населения |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 8 "Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в профилактической (ПК-3), организационно-управленческой (ПК-5) деятельности - анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 9 "Управление ресурсами медицинской организации" (D/02.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 9
Код |
Наименования тем, элементов |
9.1 |
Планирование потребности в ресурсах медицинской организации |
9.1.1 |
Управление информационными ресурсами, процессами в медицинской организации и ее структурных подразделениях |
9.1.2 |
Разработка, внедрение в деятельность медицинской организации системы электронного документооборота, ее эксплуатация |
9.2 |
Подготовка плана закупок |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 9 "Управление ресурсами медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-8) - управление ресурсами медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 10 "Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации" (D/03.8).
Цель модуля: формирование профессиональной компетенции в профилактической (ПК-1), организационно-управленческой (ПК-5, ПК-6) деятельности.
Содержание рабочей программы учебного модуля 10
Код |
Наименования тем, элементов |
10.1 |
Подготовка текущей статистической и аналитической информации о деятельности медицинской организации |
10.1.1 |
Разработка предложений по повышению эффективности деятельности медицинской организации |
10.1.2 |
Координация взаимодействия при формировании планов развития медицинской организации |
10.1.3 |
Проектирование работы по внедрению новых организационных технологий в деятельность медицинской организации |
10.1.4 |
Анализ деятельности структурных подразделений медицинской организации по реализации локальных нормативных актов |
10.2 |
Консультирование работников медицинской организации по организационно-методическим вопросам |
10.2.1 |
Проведение совещаний и конференций по вопросам организации и оказания медицинской помощи |
10.2.2 |
Организация информирования населения о деятельности медицинской организации |
10.2.3 |
Анализ обращений граждан и юридических лиц |
10.3 |
Подготовка информационно-справочных материалов по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни |
10.3.1 |
Организационно-методическое обеспечение формирования корпоративной культуры медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 10 "Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в профилактической (ПК-1), организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-6) - взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 11 "Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации" (D/03.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 11
Код |
Наименования тем, элементов |
11.1 |
Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации |
11.1.1 |
Организация документооборота, в том числе электронного в организационно-методическом подразделении медицинской организации |
11.1.2 |
Контроль выполнения работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, пожарной безопасности |
11.1.3 |
Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификаций медицинских работников организационно-методического подразделения медицинской организации |
11.2 |
Формирование отчетов организационно-методического подразделения медицинской организации, в том числе аналитических |
11.2.1 |
Контроль работы по ведению персонифицированных регистров пациентов с различными заболеваниями и льготных категорий граждан |
11.2.2 |
Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации |
11.2.3 |
Организация документооборота, в том числе электронного в организационно-методическом подразделении медицинской организации |
11.3 |
Контроль выполнения работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, пожарной безопасности |
11.3.1 |
Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификаций медицинских работников организационно-методического подразделения медицинской организации |
11.3.2 |
Формирование отчетов организационно-методического подразделения медицинской организации, в том числе аналитических |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 11 "Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-8) - планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 12 "Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации" (D/05.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-6, ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 12
Код |
Наименования тем, элементов |
12.1 |
Разработка документационного сопровождения системы внутреннего контроля качества в медицинской организации |
12.1.1 |
Координация работ по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
12.1.2 |
Координация разработки локальных актов по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
12.2 |
Разработка критериев и показателей деятельности работников в медицинской организации |
12.2.1 |
Контроль соблюдения плана внутренних аудитов менеджмента качества в медицинской организации |
12.2.2 |
Разработка документационного сопровождения системы внутреннего контроля качества в медицинской организации |
12.3 |
Координация работ по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
12.3.1 |
Координация разработки локальных актов по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
12.3.2 |
Разработка критериев и показателей деятельности работников в медицинской организации |
12.3.3 |
Контроль соблюдения плана внутренних аудитов менеджмента качества в медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-6, ПК-8) - разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 13 "Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации" (Е/01.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-8).
Содержание рабочей программы учебного модуля 13
Код |
Наименования тем, элементов |
13.1 |
Разработка планов перспективного развития медицинской организации |
13.1.1 |
Координация процессов медицинской деятельности с управленческими и вспомогательными процессами структурных подразделений медицинской организации |
13.1.2 |
Контроль деятельности структурных подразделений медицинской организации по реализации плановых и программных документов |
13.2 |
Определение перечня и установление значений целевых показателей деятельности структурных подразделений медицинской организации |
13.2.1 |
Организация деятельности и взаимодействия структурных подразделений медицинской организации |
13.2.2 |
Руководство разработкой локальных нормативных актов в медицинской организации и их утверждение |
13.2.3 |
Анализ выполнения планов и программ деятельности структурных подразделений медицинской организации |
13.3 |
Взаимодействие с руководством медицинской организации, руководителями структурных подразделений медицинской организации и с организациями различных организационно-правовых форм |
13.3.1 |
Подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности структурных подразделений медицинской организации |
13.3.2 |
Организация деятельности врачебной комиссии в медицинской организации |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля 13 "Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации": интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПК-5, ПК-8) - проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
VI. Организационно-педагогические условия
6.1. При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующая материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов занятий. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", и профессиональным стандартам (при наличии).
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельностью которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
6.2. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
6.3. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.
VII. Формы аттестации
7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
7.2. Промежуточная аттестация по отдельным разделам Программы осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
7.3. Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-организатора здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
7.5. Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(15).
VIII. Оценочные материалы
8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. Организация здравоохранения и общественное здоровье в современных условиях.
2. Виды и формы медицинской помощи населению в системе здравоохранения Российской Федерации, вопросы законодательства об охране здоровья граждан.
3. Организационно-правовые формы деятельности учреждений здравоохранения.
4. Организационно-функциональная структура системы здравоохранения Российской Федерации.
5. Системы здравоохранения. Критерии сравнительной оценки систем здравоохранения.
6. Стратегические подходы к формированию и развитию государственной политики в здравоохранении. Проблемы реформирования отрасли.
7. Организационно-правовые вопросы в сфере здравоохранения Российской Федерации.
8. Современные подходы к управлению медицинской организацией. Технологии управления персоналом в современной медицинской организации. Системы мотивации персонала.
9. Финансово-хозяйственная деятельность медицинских организаций в современных условиях.
10. Экономическая характеристика различных типов медицинских организаций.
8.2. Примеры заданий, выявляющих практическую подготовку врача-организатора здравоохранения и общественного здоровья:
1. Формирование бизнес-плана деятельности медицинской организации.
2. Стимулирующие системы организации и оплаты труда в медицинских организациях.
3. Организация проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации.
4. Организация контроля за соблюдением лицензионных требований и условий в медицинских организациях.
5. Сравнительный анализ методик ценообразования, выбор оптимального способа финансирования медицинской организации в современных условиях.
6. Экономические проблемы развития здравоохранения.
7. Организационно-экономические аспекты развития стационар-замещающих форм оказания медицинской помощи.
8. Маркетинг социальной сферы. Условия и принципы применения маркетинга в системе охраны здоровья населения в Российской Федерации.
9. Применение информационных технологий в работе многопрофильной медицинской организации.
10. Интеграция в единую государственную информационную систему здравоохранения.
8.3. Примеры тестовых заданий:
Выберите один правильный ответ
1. Предметом изучения медицинской статистики являются
а) информация о здоровье населения
б) информация о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека
в) информация о кадрах, сети и деятельности учреждений и служб здравоохранения
г) информация о результатах клинических и экспериментальных исследованиях в медицине
д) все вышеперечисленное
Ответ: д
2. Первичная заболеваемость - это:
а) заболевания, впервые выявленные в этом году
б) заболеваемость, регистрируемая врачом и записанная им в медицинской документации
в) совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, впервые выявленных в данном году или известных ранее, по поводу которых больные вновь обратились в данном году
г) учет всех заболеваний (инфекционных, неэпидемических, с ВУТ)
Ответ: а
3. Сущность термина "распространенность"
а) вновь выявленные заболевания в данном году
б) все заболевания, зарегистрированные в данному году
в) заболевания, выявленные при целевых медицинских осмотрах
г) заболевания, выявленные при периодических медицинских осмотрах
Ответ: б
4. Под статистическим термином "обращаемость" понимается
а) число больных, впервые обратившихся за медицинской помощью по поводу заболевания
б) соотношение числа всех первичных посещений по поводу болезни к общему числу обслуживаемого населения
в) абсолютное число всех первичных и повторных посещений больными медицинского учреждения
г) отношение числа всех посещений больными амбулаторно-поликлинического учреждения к общему числу обслуживаемого населения
Ответ: а
5. Консилиум врачей созывается по инициативе:
а) главного врача
б) заместителя главного врача
в) лечащего врача
г) заведующего отделением
д) все перечисленное верно
Ответ: в
6. Врачебная комиссия согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состоит из:
а) врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
б) врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей, заведующим структурным подразделением;
в) фельдшеров, врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей;
г) врачей и возглавляется специалистом, прошедшим обучение по вопросам ЭВН и ЭКМП;
д) все вышеперечисленное верно
Ответ: а
7. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается со дня регистрации письменного обращения в течение:
а) 14 дней
б) 30 дней
в) 7 дней
г) 21 дня
д) 14 рабочих дней
Ответ: б
8. Какова кратность проведения плановых проверок медицинских организаций, осуществляющих скорую медицинскую помощь?
а) 1 раз в 3 года
б) 1 раз в 2 года
в) 1 раз в год
г) не ограничено
д) кратность не установлена
Ответ: б
9. Какова кратность проведения плановых проверок медицинских организаций, осуществляющих санаторно-курортную помощь?
а) 1 раз в 3 года
б) 1 раз в 2 года
в) 1 раз в год
г) не ограничено
д) кратность не установлена
Ответ: б
10. Обязано ли должностное лицо контрольного (надзорного) органа предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки?
а) да
б) нет
в) да, по письменной просьбе проверяемого
г) да, по дополнительному запросу
д) да, по согласованию с вышестоящим органом
Ответ: а
-------------------------------------------
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; 2016, N 27, ст. 4223) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
*(2) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013, регистрационный N 29444).
*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).
*(4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7ноября 2017 г. N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья"" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2017 г., регистрационный N 49047).
*(5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N 1114 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2014 г., регистрационный N 34131).
*(6) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(7) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237).
*(8) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(9) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(10) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).
*(11) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N 1114 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2014 г., регистрационный N 34131).
*(12) ПЗ - Практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.
*(13) П/А - Промежуточная аттестация.
*(14) Т/К - Текущий контроль.
*(15) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздрав утвердит примерную дополнительную программу профпереподготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" со сроком освоения 576 академических часов. Программа будет содержать:
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы;
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы.